Новости

02:21 МСК
Все новости

На голубом глазу: кто они, повелители телеэфира России и Татарстана

Что общего между Ковальчуком, Ротенбергами и Шерлоком Холмсом? Битва за «первую кнопку»

На голубом глазу: кто они, повелители телеэфира России и Татарстана Фото: rus2web.ru

«Реальное время» проанализировало сведения о владельцах крупнейших каналов в России, Татарстане и в российских городах-миллионниках. Телерынок России принадлежит крупным медиагруппам, в том числе «Газпрома». Татарстанские каналы почти полностью поделены между «Татмедиа» и главой «Эфира» Андреем Григорьевым. В российских миллионниках же каналами владеют или люди из мэрии, или крупный бизнес.

Скандальное начало года для Первого канала

Не успел начаться год, как главный российский канал — Первый — оказался втянут сразу в несколько скандалов. Сначала в интернете, на платформе change.org, появилась петиция, в которой от Первого канала в лице Константина Эрнста требовали улучшить новогоднее шоу. Эрнст через несколько дней устроил конференцию, на которой рассказал о своем видении проблемы: основная аудитория новогодних шоу — 45+, и создатели в погоне за рейтингами ориентируются именно на эту категорию зрителей.

Тем не менее петицию подписали более 160 тысяч человек. Однако позже автор петиции извинился перед Аллой Пугачевой. Шоу именно с ее участием особенно сильно подверглось критике.

Буквально через несколько дней после этого в открытом доступе в сети оказалась заключительная серия четвертого сезона популярного сериала «Шерлок» в озвучке Первого канала. Премьера должна была состояться лишь через два дня. Источником «слива» оказался один из сотрудников Первого канала.

Эти факты натолкнули представителей некоторых СМИ на теорию о том, что эти события — не что иное, как спланированная атака на Константина Эрнста, гендиректора Первого канала. Журналисты предположили, что в основе атаки — конфликт между Аркадием Ротенбергом и Юрием Ковальчуком, владеющим контрольным пакетом канала.

На фоне всей этой запутанной и политизированной истории «Реальное время» решило выяснить, кто владеет российскими телеканалами.

Блок-пакет Первого канала — у «Национальной медиа группы» Юрия Ковальчука. Фото fb.ru

Мы поделили эфир: Абрамович, «СОГАЗ» и НМГ

Главный российский канал — Первый канал — переживший за последние два десятилетия целую череду владельцев и руководителей, теперь работает под юридическим лицом АО «Первый канал».

Согласно открытым источникам, на 38,9% канал принадлежит государству в лице Росимущества. Еще 24% у ООО «ОРТ-КБ» Романа Абрамовича, а блок-пакет у «Национальной медиа группы» Юрия Ковальчука. Тут же можно отметить, что у Росимущества, помимо доли в «первой кнопке», есть и телеканал Russia Today (через «РИА Новости»).

За вывеской «Национальная медиа группа» (НМГ), если верить официальному сайту компании, скрывается объединение медийных активов «металлургического короля» Алексея Мордашова («Северсталь»), попавшего под санкции банка «Россия» Юрия Ковальчука, загадочного и богатого представителя российского ТЭК ОАО «Сургутнефтегаз» и страховой группы «СОГАЗ» (дочерняя компания «Газпрома»).

В империю «Национальной медиа группы» входит еще один рейтинговый федеральный канал «Рен ТВ» (считается, что образован от имени его создателя ИРЕНы Лесневской). Расположенный на 11-й кнопке канал получил среди россиян особую славу благодаря своей любви к теории заговора и странным расследованиям.

Юридическое лицо канала — ООО «Акцепт». Доля медиа группы составляет здесь 82%, а оставшиеся 18% принадлежат АО «СОГАЗ Тауэр» (как и следовало предполагать — стопроцентная дочка АО «СОГАЗ»).

В числе медиаактивов «Национальной Медиа Группы» также «Пятый канал» (72,4%), «Русская служба новостей» (100%), газеты «Известия» (98,32%), «Спорт Экспресс» (75%) и «Metro-Петербург» (100%). Кроме того, НМГ принадлежит совместно с Discovery Communications компания «Медиа Альянс», которая управляет российскими версиями каналов Discovery и Eurosport.

В портфеле газового монополиста

Понятно, что особняком стоит государственный холдинг ВГТРК, который контролирует целое семейство различных телеканалов. Среди них и два из самых популярных российских телеканала — «Россия 1» и «Россия 24».

Один из самых рейтинговых каналов, известный телезрителю громкими расследованиями (как тут не вспомнить уже навязшее на зубах «скандалы, интриги, расследования») и бесконечными криминальными сериалами — НТВ (АО «Телекомпания НТВ»). Сейчас канал принадлежит на 86% АО «Газпром-Медиа Холдинг» (на 35% — напрямую, на 51% — через ООО «Аура-Медиа»).

НТВ сейчас принадлежит на 86% АО «Газпром-Медиа Холдинг». Фото mediasat.info

В числе других активов «Газпром-Медиа Холдинг» — развлекательные каналы «ТНТ», «ТНТ4», «ТВ 3», «Пятница», «2х2», спортивные телеканалы «Матч», радиостанции «Авторадио», «Детское радио», Comedy Radio, Like FM, Relax FM, радио «Романтика», NRJ, «Эхо Москвы», «Юмор ФМ», журналы «Семь дней ТВ-Программа», «Караван историй». Помимо этого, «Газпром Медиа» владеет продюсерскими компаниями Comedy Club Production, Good Story Media, дистрибьюторами Central Partnership и Red Media, интернет-сервисами 101.ru, Rutube, Now.ru, Zoomby, vokrug.tv, оператором спутникового телевидения «НТВ Плюс».

«Дождь» жены Винокурова и «Звезда» Минобороны

Шестой по цитируемости телеканал России — это «Дождь» (ООО «Телеканал Дождь») принадлежит на 95% Наталье Синдеевой, на 5% — Вере Кричевской. Синдеева также является одним из создателей и совладельцем радиостанции «Серебряный Дождь», а также других проектов, входящих в медиахолдинг «Дождь» — это, в частности, журнал «Большой город» (ранее принадлежал издательскому дому «Афиша») и сайт Republic (бывший портал Slon.ru).

Отметим, что инвестором всех проектов называется Александр Винокуров, один из основателей компании «КИТ Финанс» — муж Синдеевой. Второй учредитель «Дождя» — Вера Кричевская, журналист и телережиссер. Известна тем, что была режиссером программы «Антропология» с Дмитрием Дибровым на НТВ, продюсером проекта «Свобода слова» с Савиком Шустером (сначала на НТВ, затем запускала проект на украинском ICTV). Также запускала проект «Гражданин поэт» с Михаилом Ефремовым на «Дожде».

Наталья Синдеева и Александр Винокуров. Фото Петра Антонова (forbes.ru)

Седьмое место по индексу цитируемости занимает телеканал «Звезда». Юридическое лицо канала — ОАО «ТРК ВС РФ «Звезда». Собственник на 99,99% — ОАО «ТК Красная Звезда», на 100% принадлежащее «дочке» Минобороны, АО «Красная звезда». Еще 0,01% телеканала Министерство обороны владеет напрямую.

Девятый по цитируемости канал России — «ТВ Центр» — работает под одноименным юрлицом (в форме акционерного общества). Со времен Юрия Лужкова канал является главным рупором столичной мэрии Москвы. Мало что изменилось и сейчас.

Данные о владельцах варьируются в зависимости от источника информации. В частности, сама компания раскрывает собственника только 21,02% — это АО «ЦТК» («Центральная топливная компания»). По данным Росстата, этой компании принадлежит лишь 18,21% акций. Еще 0,47% принадлежит АО «Промторгцентр», а 81,32% — ГКУ «Департамент городского имущества города Москвы». АО «ЦТК», согласно данным ЕГРЮЛ, принадлежит на 16,02% все тому же Департаменту имущества Москвы, а «Промторгцентр» — Андрею Рябову и Николаю Михайлову.

Замыкает десятку самых цитируемых каналов европейский телеканал Euronews. Еще в 2004 году сообщалось, что одним из владельцев акций канала стала ВГТРК. Она получила 16% акций Euronews. Среди других владельцев телекомпании — France Televisions, итальянский RAI, турецкий TRT, швейцарской SSR.

Владельцы телеканалов: Россия
Телеканал Юридическое наименование Учредители Доля Учредители Доля
Первый канал АО «ПЕРВЫЙ КАНАЛ» РОСИМУЩЕСТВО 38,90%
РАСТРКОМ-2002, ООО 25% НАЦИОНАЛЬНАЯ МЕДИА ГРУППА, ЗАО 100%
ОРТ-КБ, ООО 24% Абрамович Роман Аркадиевич 100%
Россия 24 ВГТРК
RT Автономная некоммерческая организация «ТВ-Новости» РИА НОВОСТИ, ФГУП РАМИ РОСИМУЩЕСТВО
Россия 1 ГТК «Телеканал „Россия“ ВГТРК
РЕН ТВ ООО „АКЦЕПТ“ (ТЕЛЕВИЗИОННЫЙ КАНАЛ РЕН ТВ) НАЦИОНАЛЬНАЯ МЕДИА ГРУППА, ЗАО 82%
СОГАЗ ТАУЭР, АО 18% СОГАЗ, АО 100%

Татарстан: 16 государственных районных каналов

При подготовке рейтинга самым удивительным открытием для нас стало то, что в Татарстане зарегистрировано больше 60 телеканалов! Причем больше половины из них — 32 — зарегистрированы в Казани. Впрочем, значительная их часть имеет отношение к столице РТ лишь косвенное.

Так, из них почти два десятка, даже по названию видно, вещают не в Казани. К примеру, «Эфир Чистополь», «Бавлинское телевидение и радио», «Чаллы-ТВ» и другие. 16 каналов зарегистрированы по одному адресу — ул. Академическая, 2. Объясняется это легко: по этому адресу зарегистрировано юрлицо собственника — АО «Татмедиа». Соответственно, учредитель у них у всех один — республика (Минземимущество Татарстана, если быть точнее). В списке каналов — большинство «районных вкладок» к федеральным каналам, каналу «Татарстан-Новый век» или «Татарстан-24».

Особняком стоит телеканал «Татарстан-24», который стал совместным детищем казанского частного медиамагната Андрея Григорьева (ООО «УК «Эфир») и «Татмедиа». Он объединил «эфировцев» и команду почившего «КЗН». Именно на этот совместный проект татарстанские власти возлагают большие надежды.

Андрей Григорьев — учредитель девяти каналов. Фото efir24.tv

Девять «Эфиров» Андрея Парамоновича

Если же говорить об Андрее Григорьеве, то, согласно открытым данным, он учредитель девяти каналов. Основной из них — это, собственно, телекомпания «Эфир», частично ретранслирующая «Рен ТВ», и все ее региональные юрлица в Набережных Челнах, Нижнекамске, Лениногорске, Бугульме, Чистополе и Альметьевске. Во всех этих юрлицах Андрею Григорьеву принадлежит 97,23%. Среди оставшихся миноритариев — Григорьев-младший и Ильшат Аминов, работавший с основателем «Эфира» еще до прихода на ТНВ. Кроме того, Андрею Григорьеву полностью принадлежит телеканал «Эфир-24 Релакс», а ООО «УК «Эфир» на 31,58% — телекомпания «Луч-Альметьевск». Оставшиеся доли — у ООО «Менеджмент Плюс» (63,16%), Алексея Баганова (2,63%), Алексея Соболева (2,63%).

Григорьев, кроме того, владеет 50% в ООО «Эфир-транзит», 34% в ООО «ЦРТ «Столица», 50% в ООО «Радиотелеком», 25% в ООО «ДТВ-Казань», 76% в ООО «ЧОП «Рубеж-Эфир». Всего он является учредителем в 33 компаниях и директором в ООО «Рент» (занимается сдачей внаем недвижимого имущества, зарегистрирована на Гладилова, 17).

Как челнинский строитель оказался медиа-магнатом

Три канала — у Ильнара Гайсина. Ему принадлежат на 26% три челнинских канала — «СТВ», «Рен ТВ-Набережные Челны», «Челны-24». Все три канала представлены одним юрлицом — ООО «ИнтерТелеКом». Еще 19% владеет Галина Ханмурзина, по 18,5% имеют Абдулхак Батюшов, Юрий Горбунов и Мария Егошина. Компания основана в 2002 году.

Всего Ильнар Гайсин владеет 17 строительными компаниями. Но основой его империи является ООО «Евростиль». Она занимается строительством завода кабин для совместного предприятия «Даймлер Камаз Рус», а также здания БСМП, Ледового дворца, здания бизнес-центра 2.18 в Набережных Челнах, а также челнинского IT-парка. Также «Евростиль» строило по заказу ГИСУ здание школы в Набережных Челнах. По поводу этого заказа активист Иван Климов в сентябре 2016 года подавал жалобу: школа начала строиться еще до публикации тендера.

Что касается директора и одного из учредителей «ИнтерТелеКома» — Абдулхака Батюшова, то он является учредителем и директором также в ООО «Радио Менделеевск» (бывшее ООО «Элком»), а также председателем совета в челнинском территориальном отделении Республиканского общественного движения «Татарстан-Новый Век». Возглавляет он и еще две компании — ООО «Трио плюс» и «Современные технологии», в которых также является и учредителем с долями в 18,5%. Основные доли принадлежат Ильнару Гайсину.

Батюшов — депутат Горсовета Набережных Челнов, член партии «Единая Россия». На сайте местного отделения партии говорится, что он по сей день является гендиректором холдинга «СТВ-Медиа».

Отметим, Абдулхак Батюшов — один из наиболее известных медиа-менеджеров в Набережных Челнах. До 2001 года он был директором в муниципальном «Чаллы ТВ», однако позже ушел со своей должности из-за конфликта с бывшим мэром города Хамадеевым. В 2002 году он зарегистрировал «ИнтерТелеКом», а в 2004 году началось вещание телеканала. На данный момент в активах «ИнтерТелеКома» (холдинг «СТВ-Медиа») — челнинские версии «Рен-ТВ» и «Пятого канала», а также «Авторадио», NRJ, «Юмор ФМ», «Радио 7», «Радио Дача» и Comedy Radio.

Абдулхак Батюшов — один из наиболее известных медиа-менеджеров в Набережных Челнах. Фото nabchelny.ru

Телемагнаты, но маленькие

Больше трети пакета двух альметьевских каналов, работающих под одним юрлицом (ООО «Радиотелекомпания Альметьевска») — «Видео Сет» и «РТКА» принадлежат Лидии Масловой. Возглавляет ООО «РТКА», к слову, Геннадий Маслов. Они вместе с Лидией владеют также еще одним местным каналом — ООО «Вега-ТВ-Альметьевск». Как удалось узнать из открытых источников, Геннадий Маслов является директором местных филиалов «Авторадио», NRJ и «Юмор ФМ».

Что же касается других владельцев РТКА, то 25% принадлежат Ирине Самойловой, 20% — Марине Стреловой, по 10% — Александру Панюте и Ахмату Салимову.

Челнинское ООО «ТВ-7» занимается ретрансляцией двух каналов «Семь ТВ» и «Ру.ТВ». Компания в равных долях принадлежит Эльзе Кабировой (также возглавляет ООО «Радио рекорд», ООО «Гугл.Про», ООО «Бюро добрых услуг», ООО «Челны-Телеком») и Фанзиле Полевой.

Еще два канала — «ЧТЦ» и «ЧТЦ-Плюс» — зарегистрированы на ООО «Телерадиокомпания ЧТЦ» из Чистополя. 40% компании — у Рафгата Камалова, 20% — у Гульнары Хамаевой, по 10% — у Артура, Ильдара, Заудата, Артура и Альберта Камаловых. Интересно, что Альберту Камалову принадлежит еще и 27% ТРК «Эфир 12 канал» из Чистополя. Канал ретранслирует «Рен-ТВ», еще по 27% — у Хамзи Кашапова, 26% — у Андрея Михеева, 20% — у Рафгата Камалова. Интересно, что в 2012 году между владельцами ТРК «Эфир 12 канал» разгорелся конфликт — Кашапов провел внеочередное собрание акционеров и передал имущество компании себе в доверительное управление.

Крупному федеральному холдингу — ООО «СТС Холдингз» — принадлежат два канала. Это — «Че» и, собственно, «Первый развлекательный СТС». Оба канала работают под юрлицом ЗАО «Канал 6», зарегистрированы в Казани, на Гладилова, 34. Еще 29,98% компании принадлежит АО «СТС», а 21,04% — АО «СТС-Регион». Холдинг владеет каналами «СТС», «Домашний», «Че».

«Татарстан-Новый век» и спутниковый вариант канала «ТНВ Планета» принадлежат компании «ТАИФ» и Минземимуществу Татарстана.

Кроме того, в подобие холдинга «затесался» и исполком Бугульминского района. Он является единоличным учредителем двух каналов — «51 МТВ» (МУП «МТВ») и «Елабужской службы новостей» (Автономное учреждение Елабужского муниципального района «Елабужская служба новостей»).

«Татарстан-Новый век» и спутниковый вариант канала «ТНВ Планета» принадлежат компании «ТАИФ» и Минземимуществу Татарстана. Фото Максима Платонова

По одному каналу

Остальные татарстанские каналы принадлежат не холдингам, а отдельным физическим и юридическим лицам. К примеру, «Ю-ТВ» (юрлицо — ООО «Информационные системы плюс») принадлежат Габдулгазизу и Фарузе Бикмуллиным (27% и 24%), Вячеславу Долгополову (23%), Николаю Корчагину (2%) и АО «ТВ-Сервис» (24% — холдингу также принадлежат Муз-ТВ, превратившийся в кабельный канал, «Домашний», «Че», канал Disney). Отметим, что существует также компания «Информационные системы», председателем совета директоров которой является Марат Габдулгазизович Бикмуллин, депутат Казанской городской думы. Отметим, что он же является основателем «БИМ-Радио». Нынешний глава радиостанции, Вячеслав Долгополов, на 100% владеет кабельным музыкально-развлекательным телеканалом «БИМ-ТВ».

Свой канал есть и у Казанского федерального университета. Представлен он юрлицом самого вуза, соответственно, учредителем можно считать Министерство образования и науки России.

Из каналов с полностью своей сеткой вещания можно выделить еще «Первый городской канал» и «Татарский музыкальный телеканал Майдан». «Первый городской» в Казани учрежден Максимом Солодянкиным (50%), Вадимом Скопиным (33,33%), Владимиром Суворовым (16,67%).

«Татарский музыкальный телеканал Майдан» учрежден Русланом Халиловым (51%), Дамиром Давлетшиным (37%), Эдуардом Утягановым (12%).

Остальные каналы, а их 11 штук, представляют собой районные «вкладки» в трансляции федеральных каналов. Отметить здесь можно нижнекамский телеканал «Нефтехим», учредителем которого является ПАО «Нижнекамскнефтехим», и альметьевский канал «Алма» — его учредил сын Шафагата Тахаутдинова, бывшего главы «Татнефти» — Рустем Тахаутдинов.

Среди оставшихся каналов больше всего расположено в Альметьевске: это «Семейное ТВ-Альметьевск» (принадлежит Валентине Зиновьевой), «Гамбит» (владелец Василий Ипатьев), «Реком TV» (владелец Ринат Миргалиев), «Регион-ТВ» (принадлежит Анисе Ямалиевой).

Еще два канала базируются в Елабуге — это «Домашний-Елабуга» (принадлежит Николаю Гордееву и Марату Мухамедзянову) и «ТНТ Елабуга» (принадлежит Александру Козлову). Кроме того, еще по одному каналу базируются в Азнакаево («Азнакаевское радио и телевидение» Илькама Газизянова, Марата Басариева, Наиля Исхакова, Рамиля Исламова, Игоря Родионова, Нияза Хамзина и Фархата Юсупова), Уруссу («КТВ-Уруссу» Александра Кощиенко) и Бавлах («ТВ-Фортуна» Ришата Юнусова, Ольги Ляминой, Рашита Самарханова).

Владельцы телеканалов: Татарстан
Наименование (название) распространяемого средства массовой информации Фирменное наименование и организационно-правовая форма юридического лица Учредитель Доля Учредитель Доля
Ю-ТВ Общество с ограниченной ответственностью «Информационные системы плюс» Бикмуллин Габдулгазиз Шамсивалеевич 27,00% Бикмуллина Фаруза Бариевна 24%
Телерадиокомпания «Азнакаевское Радио и Телевидение»; ТНТ Общество с ограниченной ответственностью Телерадиокомпания «Азнакаевское Радио и Телевидение» Газизянов Илькам Магсумович 70,00% Басариев Марат Наильевич 15,00%
Телекомпания СТВ; Петербург – 5 канал Общество с ограниченной ответственностью «Трио плюс» Гайсин Ильнар Ленарович 26,00% Батюшов Абдулхак Мустафович 18,50%
REN — TV — Набережные Челны; Телеканал REN-TV Общество с ограниченной ответственностью «ИнтерТелеКом» Гайсин Ильнар Ленарович 26,00% Батюшов Абдулхак Мустафович 18,50%
Челны 24 Общество с ограниченной ответственностью «ИнтерТелеКом» Гайсин Ильнар Ленарович 26,00% Батюшов Абдулхак Мустафович 18,50%
Домашний-Елабуга; Домашний Общество с ограниченной ответственностью «ПрессМедиа» Гордеев Николай Иванович 50,00% Мухамедзянов Марат Азатович 50,00%
Эфир Нижнекамск; ТНТ Общество с ограниченной ответственностью «ТВ-Камск» Григорьев Андрей Парамонович 97,23% Аминов Ильшат Юнусович 1,70%
ТНТ; Эфир Набережные Челны Общество с ограниченной ответственностью «Фортуна–ТВ» Григорьев Андрей Парамонович 97,23% Аминов Ильшат Юнусович 1,70%
Эфир Лениногорск; ТНТ Общество с ограниченной ответственностью «Прайм-ТВ» Григорьев Андрей Парамонович 97,23% Аминов Ильшат Юнусович 1,70%

Российские миллионники: местный крупный бизнес и чиновники мэрии

Что касается российских городов-миллионников, то в большинстве регионов первое место по рейтингам, согласно данным TNS Россия, занимают региональные представительства ВГТРК. К таким регионам относится Санкт-Петербург (рейтинг 1,3%), Екатеринбург (1,4%), Омск (1,3%), Волгоград (рейтинг 1,6%), Уфа (0,9%), Нижний Новгород (1%), Самара (2%), Новосибирск (1,7%), Челябинск (1,6%), Ростов-на-Дону (1,7%), Воронеж (1,3%), Ижевск (0,8%), Саратов (1,2%).

Интересно, что в российских городах с населением больше миллиона лишь в четырех случаях первые места по рейтингам заняли не отделения ВГТРК, а другие каналы. К этим регионам относится Казань, Пермь, Красноярск и Москва (в последнем случае речь идет именно о каналах, транслируемых исключительно на Москву).

При этом самый высокий рейтинг среди всех региональных каналов (включая ВГТРК) — в Казани, у канала «Эфир», и в Перми, на канале «Рифей-Пермь». Казанским «Эфиром», как уже упоминалось, владеет Андрей Григорьев.

Что касается пермского канала «Рифей-Пермь» — то его рейтинг, как и у «Эфира», составляет 2,1%. Фактическая аудитория «Эфира» при этом больше — 24 тысячи человек против 20 тысяч. На данный момент единственным учредителем компании является ООО «Рифей-Инвест», которое принадлежит Алексею Бодрову. Согласно данным сервиса «Картотека», он учредил восемь компаний, включая ООО «Управление недвижимости «ЭКС», ООО «Управление строительством «ЭКС», ООО «Э.К.С. Интернешнл». Согласно сайту компании, Алексей Бодров является заместителем директора по корпоративному и правовому обеспечению. Сама компания занимается строительством и девелопментом, в том числе открыла ТРК «СемьЯ» в Перми и в Уфе, компания занимается производством продуктов питания под брендом «Киты еды», Family Choice. Бодров, кроме того, является депутатом Заксобрания Пермского края от партии «Единая Россия».

Отметим, что саму телекомпанию «Рифей-Пермь» относят к активам бывшего губернатора Пермского края Олега Чиркунова, Бодров называется близким к Чиркунову депутатом. Чиркунов же, по данным «Коммерсанта», являлся владельцем сети «СемьЯ», однако в феврале 2015 года передал свою долю новым собственникам, впрочем, по-прежнему близким к экс-губернатору.

Телекомпанию «Рифей-Пермь» относят к активам бывшего губернатора Пермского края Олега Чиркунова. Фото medialeaks.ru

Третий региональный телеканал, занимающий место в своем регионе выше ВГТРК — красноярский «ТВК». Рейтинг канала 1,6%, аудитория составляет 16 тысяч человек. Юридическое лицо компании — ООО «Красноярское информационное телевидение (ТВК-6 канал)». Компания принадлежит двум юрлицам — на 64% ООО «Акции» и на 35% ООО «Фор Медиа». «Акции» принадлежат с равными долями Марине Добровольской, Вадиму Вострову и Наталье Клюкиной. «Форм Медиа» принадлежит Павлу Езубову (через АО «Тензор» и ООО «Полярон»). Последняя компания, по данным РБК, ранее принадлежала «Базэлу» Олега Дерипаски, а Езубов называется сыном депутата Госдумы от «Единой России» Алексея Езубова — брата матери Дерипаски. Компания управляет теле- и радиостанциями также в Братске, Новосибирске, Иркутске, Абакане, Саяногорске и Нижнем Новгороде.Что касается первой компании,– то единственным человеком из состава учредителей, участвующим в других компаниях, является Вадим Востров — бывший директор «ТВК-6 Канал», в 2001—2006 годах он был депутатом Заксобрания Красноярского края.

В столице среди региональных каналов первое место по рейтингу занимает информационный канал «Москва-24». Рейтинг канала всего 0,2%, однако фактическая аудитория довольно большая — 27 тысяч человек. Юрлицо компании — АО «Москва Медиа» (к нему же относится канал «Москва. Доверие» с таким же рейтингом). Учредителем компании является «ТВ Центр». Сама компания при этом была создана ВГТРК. Директором ее стал Игорь Шестаков, автор утреннего канала «Доброе утро, Россия!» на канале РТР (впоследствии «Россия 1»), бывший продюсер канала «Вести» (сейчас «Россия 24»), главный редактор канала «Россия-2», а также главный продюсер канала «Россия-1». Одной из ведущих канала, напомним, является бывшая ведущая канала «Эфир-24» Ксения Седунова. Седунова также работает ведущей корпоративов — за новогоднее мероприятие с ее участием нужно заплатить 200 тысяч рублей.

Что касается самых рейтинговых каналов, не принадлежащих ВГТРК, в других регионах, то тут ключевые фигуры чаще всего связаны с городским руководством. В Санкт-Петербурге, впрочем, первое место по рейтингу после ГТРК «Санкт-Петербург» занимает канал Life 78 с рейтингом в 0,2%. Юрлицо компании — ООО «ТВ-Купол», гендиректор которого — Арам Габрелянов, президент издательского холдинга News Media, в который входит газета «Жизнь», телеканал LifeNews, радио «РСН», портал Life.ru. Юрлицо Life 78 принадлежит ООО «Ньюс СПб», учрежденному ООО «Икар» и Арамом Габреляновым. «Ньюс СПб» принадлежит Сергею Руднову и Марине Котельниковой. Руднов — сын Олега Руднова, умершего в 2015 году главы «Балтийской медиа группы». После смерти Олега Руднова контроль над «Балтийской медиа группой» получил News Media.

Для Life 78, впрочем, наступили тяжелые времена. В середине января, в частности, стало известно, что канал прекратит вещание с 1 февраля. При этом, по данным агентства FlashNord, уже было уволено около 70—80% из почти полутысячи сотрудников. При этом в середине 2016 года News Media потерял контроль над газетой «Известия» — «Национальная медиа группа» не продлила договор с компанией Габрелянова, а в конце 2015 года сообщалось о сокращении трети сотрудников в News Media в связи с тяжелой финансовой ситуацией в стране и кризисом на рекламном рынке.

«ТНТ-Саратов», самый рейтинговый местный телеканал после ВГТРК, официально принадлежит Сергею Васильеву и Олегу Чистякову, однако местные СМИ связывают его с мэром Саратова Олегом Грищенко.

Самый рейтинговый из негосударственных каналов с собственными новостями в Екатеринбурге — «41 Домашний», ранее «Студия 41». Рейтинг канала 0,5%. Канал принадлежит ООО «НВФ «Авторские технологии», ЗАО «Интурист-Екатеринбург», ЗАО «Уралстинол» и ЗАО «ПКП «Автопромкомплекс». НВФ «Авторские технологии», крупнейший акционер, принадлежит Денису Леванову. В 2006 году «Коммерсантъ» называл владельцев канала близкими к мэрии Екатеринбурга.

В середине января стало известно, что Life 78 прекратит вещание с 1 февраля. Фото pantv.livejournal.com

Омский телеканал «Антенна 7» с рейтингом 0,6% на 80% принадлежит Валерию Кокорину, депутату Заксобрания Омской области и директору строительной компании «АСК». Он же называется и владельцем «АСК» со стоимостью активов в 6 млрд рублей. По данным сайта компании, она построила Христорождественский собор в Омске, хиругический корпус онкологического диспансера, гипермаркет «Континент», торгово-выставочный комплекс «Каскад». Кроме того, компания построила в Ханты-Мансийске храм во имя Воскресения Христова, в Новосибирске — Gorskiy City Hotel.

Ижевский канал «Новый регион» с рейтингом в 0,7% принадлежит Татьяне Быстрых (у нее ИНН Пермского края), а новосибирский канал «НТК» принадлежит ВГТРК и ООО «ТВ Развитие» Геннадия Уваркина. Он является учредителем московского ООО «Центр корпоративной правовой защиты», а также директором ООО «Правовое бюро «Омега». Последнее фигурировало в качестве исполнителя «сомнительных госзаказов», по мнению Общероссийского народного фронта: в частности, компания выполняла в 2014 году заказ Минкомсвязи на анализ правоприменения российского законодательства в области СМИ и выполнение научно-исследовательской работы по разработке рекомендаций в области нормирования звуковых сигналов в телерадиовещании. ОНФ посчитало странным, что выполнение разных по своему характеру услуг было поручено одной компании. Относительно этой ситуации Геннадий Уваркин сообщил РБК, что «компания специализируется на выполнении научно-исследовательских и аналитических работ по заказам федеральных органов исполнительной власти и предприятий отрасли медиа- и телекоммуникаций. Среди клиентов компании телеканалы «Россия сегодня», «Евроньюс», Общественное телевидение России и многие другие. Для нас участие в научно-исследовательских работах для нужд Минкомсвязи — возможность продемонстрировать свою квалификацию в сфере нашей специализации».

В Волгограде вторым по рейтингам (0,1%) является муниципальное телевидение. В Уфе телеканал «БСТ» с рейтингом 0,2% является ГУПом. Нижегородская телекомпания «Волга» с рейтингом 0,5% принадлежит Сергею Кондрашову, депутату городской думы и брату экс-главы администрации Нижнего Новгорода Олега Кондрашова.

Самарский телеканал «Скат» с рейтингом 0,6% принадлежит ООО «Интерфакс-ТВ», а также Елене и Георгию Лиманским. Георгий Лиманский — бывший председатель Самарской городской думы и глава городского округа Самара, а Елена — его жена, заслуженный работник культуры РФ и композитор.

Челябинский канал «СТС-Челябинск» с рейтингом 0,6% (ООО «Предприятие «Инфо-ТВ») принадлежит Елене Силаевой. Ее называют родственницей члена совета директоров Челябинского электрометаллургического комбината Алексея Силаева. Воронежский канал «ТНТ-Губерния» с рейтингом 0,3% принадлежит Департаменту имущества области.

Владельцы телеканалов: российские миллионники
Место по рейтингу в городе Город Название канала Название юридического лица Аудитория* Рейтинг, %*
1 Казань ЭФИР (КАЗАНЬ) ООО «Эфир» 24 066 2,1
2 Казань ГТРК «ТАТАРСТАН» (КАЗАНЬ) ФЛ ФГУП ВГТРК ГТРК «Татарстан» 8 604 0,8
3 Казань ТАТАРСТАН НОВЫЙ ВЕК (КАЗАНЬ) ОАО «Телерадиокомпания „НОВЫЙ ВЕК“ 1 023 0,1
1 Ижевск ГТРК „УДМУРТИЯ“ (ИЖЕВСК) ФЛ ФГУП «ВГТРК «ГТРК Удмуртия» 4 882 0,8
2 Ижевск НОВЫЙ РЕГИОН (ИЖЕВСК) ООО «НР» 4 466 0,7
3 Ижевск МОЯ УДМУРТИЯ (ИЖЕВСК) ГУП Удмуртской Республики „Телерадиовещательная компания “Удмуртия» 2 510 0,4
4 Ижевск СТС-ИЖЕВСК (ИЖЕВСК) ООО «ИНФО» 2 328 0,4
1 Пермь РИФЕЙ-ПЕРМЬ (ПЕРМЬ) ООО «Телекомпания „Рифей — Пермь“ 20 140 2,1
2 Пермь ПГТРК „Т7“ (РОССИЯ 1) (ПЕРМЬ) ФЛ ФГУП „ГТРК “ПЕРМЬ» ФГУП «ВГТРК» 10 503 1,1
Максим Матвеев, Фаиль Гатаулин
комментарии 18

комментарии

  • Анонимно 31 янв
    а я считаю, автор петиции против новогоднего шоу прав. пора что-то менять
    Ответить
    Анонимно 31 янв
    спросила у свекра-пенсионера, что он думает о словах Эрнста. Ответил ,что тоже не прочь посмотреть что-то другое на новый год, но ведь везде одно и тоже, поэтому просто вынужденны смотреть Голубой огонек
    Ответить
  • Анонимно 31 янв
    Вечно-молодой Эрнст
    Ответить
    Анонимно 31 янв
    а он действительно какой-то молодой, хорошо выглядит, как так?
    Ответить
  • Анонимно 31 янв
    автору, анализирующему телевизионный рынок в Татарстане на заметку: есть ещё такой канала, как ГТРК "Татарстан" (это для информации)
    Ответить
    Анонимно 31 янв
    ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТЕЛЕВИЗИОННАЯ И РАДИОВЕЩАТЕЛЬНАЯ КОМПАНИЯ "ТАТАРСТАН" ликвидирована в 2007 году еще так то
    Ответить
    Анонимно 31 янв
    так то, не вводите людей в заблуждение
    Ответить
  • Анонимно 31 янв
    тоже мне повелители. я телек уже лет 10 не смотрю
    Ответить
    Анонимно 31 янв
    а зря, там много интересного показывают наряду со всяким ...
    Ответить
  • Анонимно 31 янв
    неожиданные данные для меня
    Ответить
  • Анонимно 31 янв
    Отличную работу провели, спасибо вам!
    Ответить
  • Анонимно 31 янв
    Какие разные владельцы, у каждого своя история
    Ответить
  • Анонимно 31 янв
    Елабужскую службу новостей частенько смотрю, молодцы они
    Ответить
  • Анонимно 31 янв
    Повелители телеэфира России - евреи конечно!
    Самый умный народ планеты Земля.
    А у нас - одни физкультурники да спортсмены, вес тела - 150 кг, мозги - 500 грамм ...
    Ответить
    Анонимно 31 янв
    +100
    Ответить
  • Анонимно 31 янв
    Кучка евреев диктуют нам через сми как жить и что делать.
    Ответить
  • Анонимно 31 янв
    Про TMTV забыли!
    Ответить
  • Анонимно 20 февр
    Всех, кто соглашается на работу по формированию программ на ТВ и их последующей цензуре надо без осмотра врачом (излишне, т.к. симптомы очевидны) направлять на принудительное лечение в психушку. Никакая зарплата не может быть оправданием такой "психологической войны" против собственного народа.
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии