Новости раздела

​Андрей Захватов: «К желающим конфронтации между Россией и Казахстаном нужно вызывать психиатров»

Эксперт по странам Центральной Азии о болезни президента Нурсултана Назарбаева и ее возможных последствиях

Андрей Захватов, эксперт по странам Центральной Азии, в интервью «Реальному времени» прокомментировал последние тревожные новости из Казахстана, а именно: ухудшение самочувствия лидера этой среднеазиатской республики и большого друга Татарстана Нурсултана Назарбаева. По мнению российского политического обозревателя, страной сегодня управляет «коллективный президент» и даже в случае ухода ее бессменного президента не стоит опасаться ухудшения ситуации.


«Я не считаю династийное правление худшим вариантом устройства государственной власти»

— Андрей Васильевич, как вы думаете, насколько серьезна болезнь Назарбаева? Несмотря на то, что говорят о простуде, настороженность вызывает тот факт, что впервые за долгое время было официально объявлено о его болезни.

— Слухи о болезни Нурсултана Назарбаева обсуждались и раньше — в 2008 году. Чтобы вы поняли мое отношение к этой теме, расскажу один случай. Несколько лет назад в своем доме от тяжелой болезни поздним вечером умер мой сосед. Вдова сразу позвонила в скорую помощь, сказала о смерти мужа и одновременно позвонила мне. Я зашел к ним в дом. Буквально через 10 минут в дверь позвонил агент из районного похоронного бюро со своим прейскурантом — из скорой помощи ему «сбросили» известие о смерти человека. Я вежливо попросил его позвонить завтра утром. Через 20 минут — новый звонок в дверь, уже из другой, конкурирующей похоронной фирмы — на этот раз из областного центра. Примчался за полчаса. Вдове было очень неприятно — лезут, толкаясь локтями, со своими прайсами на гробы тогда, когда их не просят.

«Мое мнение — обсуждать можно не болезнь, а возможного преемника. И стараться не связывать это обсуждение с болезнью человека». Фото akorda.kz

Простуда — тоже бывает серьезной. Как известно, гораздо серьезнее могут быть осложнения после простуды. Строго говоря, о том, насколько серьезна болезнь человека (я имею в виду медицинскую оценку) — должны сказать врачи. Я считаю, что публично обсуждать эту тему не стоит. Хотя бы потому, что близким людям заболевшего человека и ему самому эти обсуждения неприятны.

Мое мнение — обсуждать можно не болезнь, а возможного преемника. И стараться не связывать это обсуждение с болезнью человека.

— Кого можно назвать преемником Назарбаева? В качестве кандидатов не раз упоминались его дочь Дарига Назарбаева и бизнесмен Кайрат Боранбаев.

— Недавно мне уже приходилось отвечать на подобный вопрос. Могу повторить, что я не считаю династийное правление худшим вариантом устройства государственной власти. Если династия правит разумно и страна процветает — почему нет? Во второй половине XX века в США президентами страны были Буш-старший и Буш-младший. Успешной страной Евросоюза Данией до наших дней правит династия Глюксбургов — сегодня трон занимает королева Маргрете II.

Рейтинги наиболее вероятных преемников Назарбаева составляются уже не первый год и лидеры этих рейтингов известны. Но в политике все может поменяться довольно быстро и неожиданно для властных структур. Окружение Назарбаева хорошо понимает, что если защищающего их интересы лидера заменит кандидат в президенты из оппозиции, то их личные потери могут быть грандиозными. Я полагаю, что никаких особых изменений при смене лидера Казахстана не произойдет. И вот почему.

«Я полагаю, что фамилия преемника Назарбаева — это не главный вопрос. Главное — это стабильность, которую нужно будет сохранять очередному президенту Казахстана». Фото liter.kz

Во-первых, несмотря на то, что Нурсултан Назарбаев находится у власти уже более четверти века (в связи с чем ряд политиков называет его авторитарным лидером), Казахстаном, как остальными постсоветскими странами Центральной Азии, управляет «коллективный президент», которому неожиданности совершенно не нужны. И было бы странно думать, что о своем завтрашнем дне и о завтрашнем дне Казахстана Назарбаев и его окружение не беспокоятся.

Во-вторых, резкая смена приоритетов во внутренней и внешней политике — не свойственны Казахстану. Экономика Казахстана в значительной степени подвержена влиянию двух своих крупнейших соседей — России и Китая. Стоит, как говорится, России чихнуть, как в Казахстане начинают кашлять — именно так действует нынешний российский кризис на Казахстан. Поэтому главной, первоочередной задачей любого преемника Нурсултана Назарбаева будет задача не допустить, чтобы в Казахстане стало хуже. А это будет возможно лишь при сохранении существующих институтов власти, без их ломки и потрясений.

Исходя их этих соображений, я полагаю, что фамилия преемника Назарбаева — это не главный вопрос. Главное это стабильность, которую нужно будет сохранять очередному президенту Казахстана.

«Зачем портить отношения соседям, у которых общая граница составляет более 7,5 тысячи километров?»

— Как можно оценить политику нынешнего Казахстана? Можно ли назвать Казахстан союзником России?

— Говорить о современной внутренней и внешней политике Казахстана можно долго. Поэтому я, пожалуй, повторю свой прогноз — в целом в обозримой перспективе внутренняя и внешняя политика Казахстана не изменятся.

Что же касается союзнических отношений Казахстана с Россией — их никто не отменял. Казахстан — член Евразийского союза, член ОДКБ. Тем не менее замечу, что в принципиальных вопросах, когда могут быть затронуты национальные интересы, независимый Казахстан способен их отстаивать на любом уровне.

«Зачем портить отношения соседям, у которых общая граница составляет более 7,5 тысячи километров? Нужно торговать, жить в мире и развиваться, как живут все нормальные страны. Конфронтация России и Казахстана — это безумие, и к желающим такой конфронтации нужно вызывать психиатров». Фото akorda.kz

— Долгое правление Нурсултана Назарбаева как-то сказалось на его политике?

— Отвечая на этот вопрос, важно понимать, что имеется в виду. Как известно, в начале своего первого президентского срока Нурсултаном Назарбаевым был выдвинут главный принцип его политики — внешняя политика Казахстана есть продолжение его внутренней политики. Иными словами, главные векторы внешней политики должны быть выстроены в интересах государства, а не в интересах лидера и его окружения (как это иногда бывает).

Насколько можно понять, изучая Концепцию внешней политики Казахстана до 2020 года и Стратегию «Казахстан—2050», сформулированный Назарбаевым главный принцип не пересмотрен и, на мой взгляд, пересматриваться не будет.

— Если произойдет уход Назарбаева, есть ли угроза, что к власти придет недружественная России сторона? И есть ли угроза гражданской войны в Казахстане?

— Не думаю, что уход Назарбаева с президентского поста приведет к столь резкому изменению отношений Казахстана с Россией. Где логика? Зачем портить отношения соседям, у которых общая граница составляет более 7,5 тысячи километров? Нужно торговать, жить в мире и развиваться, как живут все нормальные страны. Конфронтация России и Казахстана — это безумие, и к желающим такой конфронтации нужно вызывать психиатров.

Гражданская война — такое же безумие. Полагаю, у казахской элиты достаточно ума, чтобы не передраться между собой внутри своей страны.

— Спасибо за интервью.


Беседовала Мария Горожанинова

Новости партнеров