Новости раздела

Максим Шевченко: «Каримовский режим был тираническим. Его большая часть населения ненавидела»

Есть ли жизнь в Узбекистане после Ислама Каримова?

Накануне в СМИ появились противоречивые сведения о том, что скончался президент Узбекистана Ислам Каримов. Однако официальных сообщений о смерти не поступало. Вся республика, соседние государства Средней Азии и Россия находятся в напряжении. Что ждет страну после Каримова? Почему Узбекистан – искусственное государственное образование? И что общего у этой страны с монархиями Персидского залива? Об этом корреспонденту «Реального времени» рассказал эксперт, журналист, член Совета по правам человека при президенте РФ Максим Шевченко.

Дочки, чиновники и силовики

— Максим Леонардович, приходят разные известия о том, что президент Узбекистана Ислам Каримов, скорее всего, умер. Главный вопрос: кто преемник?

— По логике таких режимов могу сказать, что преемником будет тот, кто имеет больше аппаратного влияния, кто сможет отстранить вероятных конкурентов. Называют имя Рустама Иноятова, главы СНБ. Хотя он не преемник, ему 72 года, он человек тоже немолодой. И называют фамилию премьера (Шавкат Мирзиёев. – прим. ред.). Я думаю, что преемник в таком тираническом авторитарном режиме невозможен в классическом виде, поскольку у Каримова две дочери, а сыновей нет. А дочерям он не сможет передать власть – ни Лоле, ни Гульнаре. Гульнару он готовил одно время, но, как говорится, не получилось. Я думаю, сейчас начнется дележка, будет очень серьезная борьба за власть.

— Есть ли вероятность того, что ситуацию в свои руки возьмут силовики?

— Она и так была в их руках. В Узбекистане все принадлежало МВД, СНБ, госбезопасности. Они контролировали все. Особенно после Андижанских событий, когда они залили кровью весь Андижан, полностью взяли в свои руки контроль над ситуацией и полностью ее определяют.

Максим Шавченко: «По логике таких режимов могу сказать, что преемником будет тот, кто имеет больше аппаратного влияния, кто сможет отстранить вероятных конкурентов. Называют имя Рустама Иноятова, главы СНБ. Хотя он не преемник, ему 72 года, он человек тоже немолодой». Фото Pang Xinglei / Xinhua / Globallookpress.com

— Вы упомянули дочерей президента Гульнару и Лолу. Что произошло с Гульнарой? Почему она была отдалена от своего отца?

— Потому что отцу принесли папку. Говорят, это был Иноятов, но я точно не знаю, не присутствовал. В папке были некие документы, в которых говорилось, что она слишком много взяла – с его точки зрения.

Выдуманные государства

— Эксперты предрекают угрозу гражданской войны в стране. Какие силы в республике могут раскачать ситуацию?

— Каримовский режим был тираническим. Его большая часть ненавидела. При этом Каримов создал устойчивую группу элиты, которая жила за счет народа, дистанцировавшись от него, и будет крепко держаться за свою власть. Конечно, такая ситуация везде на постсоветском пространстве – либо авторитарные, либо тиранические режимы. В силу своей многонациональности Россия – более-менее демократическая, хотя она авторитарная, безусловно. В силу разных национальностей в регионах, в силу разнообразия в России сильный авторитаризм переродился в сильное бюрократическое государство, но все равно с централизацией власти.

А все эти государства, особенно среднеазиатские, все выдуманные, их раньше не было. Их товарищ Сталин придумал. На их месте были три государства – Бухара, Хива и Коканд. Это были очень древние государства, ведущие свою родословную от очень древних таджикских государств. А вот Узбекистан, Таджикистан и Туркменистан были поделены, исходя из экономических соображений, а не из реального расселения народов. Смыслом этой советской дележки было уничтожение древних границ ханств и эмиратов, создание совершенно новой системы, новых этнических общностей. В какой-то степени у них, наверное, это получилось.

Поскольку эти государства новые, их история писалась с нуля. Они пытались возводить Узбекистан к амиру Тимуру, таджики – к саманидам. Это, конечно, все очень плохо работает. Но эти люди понимали, что удержать эти территории, вылепить прообраз новых наций можно только силовыми авторитарными методами. Вот сейчас и посмотрим, работает ли эта схема.

Максим Шавченко: «Каримовский режим был тираническим. Его большая часть ненавидела. При этом Каримов создал устойчивую группу элиты, которая жила за счет народа, дистанцировавшись от него, и будет крепко держаться за свою власть». Фото kremlin.ru

Колониальная страна: богатая элита и нищий народ

— Под чьим влиянием больше находится руководство страны? Под российским или западным?

— Ни под чьим влиянием Каримов не находился, он был абсолютно самостоятельный авторитарный правитель. И ему под чьим-то влиянием находиться не надо было вообще. Он просто сам решал свои вопросы, исходя из собственных задач своей семьи и того, как он видел свое государство.

— Что, на ваш взгляд, представлял Узбекистан времен Каримова? Каким вы его запомнили?

— Жесткое авторитарное государство на грани тирании, где элита жила очень хорошо, комфортно, прекрасно. А в провинции люди жили фантастически бедно, многие не знали русского языка. Толпы узбеков приехали в Россию – совершенно враждебную к ним страну, тут подвергались унижениям, истреблению. Я считаю, что мафия, которая торговала тут живой рабочей силой, фактически рабами, имела прямое отношение и к Узбекистану. Это страна такого расслоения. Ее и превратили в обычную исламскую колониальную страну, типа Пакистана: богатая элита и фантастически нищий народ.

Вообще, все страны исламского мира, кроме Турции, – это условно исламские государства: и Саудовская Аравия, и Пакистан. Все элиты исламского мира поставлены западными колонизаторами. Эти исламские государства нужны только для одной цели: извлекать богатства исламского мира, не позволять ему развиваться. Богатство исламского мира обеспечивает Западу технологическое и финансовое преимущество. Из стран Персидского залива только в Англию ежегодно поступает больше $10 трлн. Поэтому Англия опережает всех. Не потому что они такие умные и технологичные — их машины достаточно плохие, хуже японских, прямо скажем, а потому что они имеют дешевые деньги – за счет колонизации и оккупации исламского мира, за счет насаждения там компрадорской элиты. Запад имеет там дешевые деньги, которые обеспечивают его технологическое и финансовое преимущества. Никто не имеет дешевых денег, кроме Запада.

Тимур Рахматуллин

Новости партнеров