Новости раздела

Шакир Ягудин: «Когда мы выберем президента, изменить наименование этой должности будет намного труднее»

В парламенте Татарстана ищут способы в обход федерального законодательства сохранить наименование президента для высшего должностного лица республики. Для начала депутаты рассчитывают «дотянуть» до выборов главы региона, которые пройдут в сентябре этого года, а затем надеются на то, что федералы откажутся от намерения переименовать лидера республики в губернатора вопреки воле народа, который «избирал президента». Председатель комитета Госсовета по законности и правопорядку Шакир Ягудин сегодня в ходе пресс-конференции, на которой побывала и корреспондент «Реального времени», рассказал о том, какие права Татарстан намерен «отвоевывать» у федерального центра.

Кандидатов будет больше трех

О том, как Госсовет РТ намерен сохранить наименование президента Татарстана как главы республики, рассказал сегодня глава комитета по законности и правопорядку Шакир Ягудин на пресс-конференции, посвященной государственности Республики Татарстан.

Он напомнил, что 25 марта истек срок президентства Рустама Минниханова и что Владимир Путин назначил его временно исполняющим обязанности президента РТ. «Тем самым Путин высказал свое человеческое и президентское предпочтение, кого бы он дальше хотел видеть (во главе республики — прим. ред.)», — считает Ягудин.

По его мнению, кандидатов на пост будет «не 2, не 3, а больше». Пока, напомним, о своем намерении баллотироваться первым заявил глава фракции КПРФ Хафиз Миргалимов, а также сам Рустам Минниханов. «В силу логики избирательного законодательства должно быть не менее 2 кандидатов. А если Миргалимов заболел или снял свою кандидатуру — все, выборы сорваны, огромные деньги на ветер. У нас 66 отделений партий зарегистрировано, найдутся люди», — заявил глава комитета.

Воля народная

«Одна проблема — это наименование высшего должностного лица Республики Татарстан», — сокрушается парламентарий. Он напомнил, что в 2010 году был принят федеральный закон, который с 1 января 2015 г. запрещал всем руководителям субъектов называться президентами, но Татарстану предоставили право решить вопрос последним — до 1 января 2016 года. «От нас ждут, что мы к этому времени приведем (в соответствие с федеральным законом — прим. ред.). Я, как исследователь в этих вопросах, вот что вижу: нас могут призвать привести до выборов, могут после. Но выборы — это объективное явление, они пройдут, и я полагаю, мы будем выбирать именно президента республики», — заявил Ягудин. По его словам, за институт президентства высказываются все муниципалитеты. «Когда мы выберем президента, изменить его наименование будет намного труднее, надо думать, потому что воля народа будет выражена. А по Конституции народ — носитель суверенитета и всей власти», — рассказал он о планируемой «хитрости».

Очевидно, что в верхах власти нависло некое противоречие: с одной стороны, закон, принятый несколько лет назад президентом России Дмитрием Медведевым, никто не отменял, а с другой — даже ныне действующий президент Путин, выступая в ноябре на форуме «Селигер», отметил, что «по нашему законодательству, дело самого субъекта Федерации — как выстроить эту систему и как назвать высшее должностное лицо».

За последний тезис явно и ухватился Ягудин. «Как называть главу субъекта — это исключительно ведение субъекта», — повторился он и отметил, что сейчас рассматривает варианты, как это осуществить. «У нас есть договор о разграничении предметов ведения и полномочий до 2017 года, это нам поможет тоже выйти на эту стезю. И я вот недавно вспомнил исторический факт: может получиться так, что федеральный центр может отказаться от этой нормы за ненадобностью, потому что она появилась как вторжение федерального центра в компетенцию субъектов Федерации», — сказал он. По словам Ягудина, сейчас ведется активная работа по внесению изменений в Конституцию, чтобы юридически закрепить за главой республики наименование президента. «Можно и референдум провести, и в Конституционный суд обратиться. Есть варианты, но, чтобы их запустить, нужны условия и политическая воля. Придет время, и эти механизмы заработают», — намекнул он.

Договор всему голова

Ведется работа над пролонгацией или составлением нового договора о разграничении полномочий с федеральным центром. На вопрос о том, какие новые пункты нужно будет ввести в договор, Ягудин не ответил, отметил лишь вещи, которые «надо сохранять»: «Например, по Конституции России ограничение пассивных избирательных прав возможно только федеральным законом. А в нашем договоре есть положение о том, что кандидат на высшее должностное лицо должен владеть государственными языками Республики Татарстан, а это ограничение пассивного избирательного права. Но тот факт, что договор утвержден федеральным законом, легитимирует это дело».

Договор, по мнению Ягудина, нужен Татарстану на неопределенный период. «Сопровождать политику договорными отношениями нам нужно будет всегда, по крайней мере на протяжение десятков лет. У нас же есть районы, где в качестве официального языка работает татарский», — заявил он.

Власти в принципе не должны вмешиваться в дела национальностей, высказал мнение депутат, комментируя создание Федерального агентства по делам национальностей. «Это болезненный вопрос. Туда с управленческими функциями лезть не надо, автономные области и округа — это легитимные институты», — заявил он, отметив, правда, что подобное управление может быть лишь «где-то в аппарате президента России».

Фото: Роман Хасаев, gossov.tatarstan.ru

Дина Валиуллина
Комитет Гос Совета РТ по законности и правопорядку

Новости партнеров