Новости раздела

Как 10 лет назад Казань опередила Москву на инновационном пути

«Электронное правительство», «Электронный Татарстан», повсеместное покрытие широкополосным доступом в интернет (ШПД) — революционные результаты, которые в одночасье сделали республику информационным локомотивом страны. Все последние годы Татарстан щедро делится наработками в этой области, готовит кадры для Москвы и тестирует пилотные проекты, которые другим регионам оказались пока не по силам. И вот Татарстан уже негласная IT-столица страны. С чего начался IT-взлет республики — в обзоре интернет-газеты «Реальное время».

Электронная республика

Газета «Реальное время» завершает цикл материалов о формировании телекоммуникационной отрасли Татарстана, путь к развитию которой в том числе проложили прогрессивные проекты ТАИФа. В предыдущих частях мы успели рассказать, с какими сложностями группа компаний «ТАИФ» развивала региональную сеть под торговой маркой «Сантел» и противостояла федералам, не отдавая созданную своими силами инфраструктуру, а наоборот, добивалась присоединения московских операторов к процессу развития региональных сетей. Как была образована компания «ИнтелСет», модернизировавшая и полностью переоснастившая телефонные сети общего пользования новейшим цифровым оборудованием. Как появилась телерадиокомпания «ТВТ», реализовавшая формат кабельного телевещания с возможностью подключения многоканального ТВ, и какие возможности дало слияние двух крупнейших традиционных операторов — Казанской ГТС и ОАО «Таттелеком». Все эти республиканские ресурсы опередили общероссийские проекты, что позволило Татарстану интегрироваться в мировую систему деловых взаимоотношений. Благодаря какому телекоммуникационному фундаменту удалось охватить все население мультисервисными услугами, создав, по сути, электронную республику — об этом читайте в нашем заключительном материале о телекоммуникационном направлении многоотраслевого холдинга «ТАИФ».

«ИнтелСет» модернизировала и полностью переоснастила телефонные сети общего пользования новейшим цифровым оборудованием. предоставлено realnoevremya.ru пресс-центром ТАИФа

Достаточно нажать кнопку

Москва, 2009 год. Рустам Минниханов, будучи в должности премьер-министра, на пресс-конференции в «Интерфаксе» демонстрирует возможности своего «Мобильного офиса»: принял электронный документ на планшетник, быстро с ним ознакомился и поставил визу в виде электронной цифровой подписи. А можно наложить на электронный документ и устную резолюцию — достаточно нажать кнопку записи. Секретарь поручение расшифрует и разместит в системе. Тогда в Татарстане уже в полной мере функционировало «Электронное правительство», позволяющее существенно сократить бюрократию в работе чиновников. И республика была первым регионом с подобным проектом. «Мы поставили себе задачу — создать продукт, который был бы доступным и несложным. Огромный бумажный документооборот очень сложен, и бумаги часто теряются», — отмечает Рустам Минниханов.

Информатизация и новые технологии в Татарстане действительно стали не данью моде, а требованием, без которого ничего не сделать. Благодаря использованию современных средств связи быстрее принимаются решения. Эти решения более точны, потому что есть вся необходимая оперативная информация. «Мой «Мобильный офис» синхронизирован со всеми компьютерами, которые есть у наших работников. Он позволяет мне находиться в зоне досягаемости. Я рассматриваю электронные документы везде, где бы ни находился, — в Москве, за границей, дома. Мне как руководителю это дает определенную оперативность», — делится своим мнением Рустам Нургалиевич.

«Мы поставили себе задачу — создать продукт, который был бы доступным и несложным. Огромный бумажный документооборот очень сложен, и бумаги часто теряются»

О создании «Электронного правительства» в Татарстане задумались еще в 2003 году. Годами позже, в 2005 году, для его внедрения было преобразовано и переименовано министерство связи республики. В функционал добавилась реализация госполитики в области информатизации. Вообще, вживление принципов «Электронного правительства» началось с того, что документы сначала стали просматриваться в электронной почте, затем все министры и замы прошли курсы компьютерной грамотности. Ну а после введения электронного документооборота появился негласный запрет на использование бумажных носителей — сегодня деловую переписку на бумаге не примут ни в одном кабинете.

Фундамент мобильной республики

Когда первые лица России стали предлагать распространить опыт Татарстана на другие регионы, первым камнем преткновения стала неразвитость инфраструктуры. «Один из каналов доступа к «Электронному правительству» — интернет. Причем мы отдаем себе отчет, что сегодня этот канал в России не самый распространенный», — комментировал в период внедрения проекта его идейный вдохновитель Николай Никифоров, генеральный директор Центра информационных технологий РТ, а ныне — министр связи и массовых коммуникаций России. И, кстати, именно с приходом Никифорова на должность директора Центра информационных технологий, а затем вице-премьера и министра информатизации и связи Татарстана, республика стала лидером развития «Электронного правительства» среди регионов России. «Электронное правительство» Татарстана начиналось с системы электронного межведомственного документооборота, но со временем оно обросло множеством сервисов для оказания государственных услуг. Мощный инструмент сделал жизнь людей комфортнее, стал основой для проекта российского электронного правительства и, безусловно, визитной карточкой республики. Ну а тогда, в период внедрения, в Татарстане все разработки и идеи по передаче информации были бы невозможны без заложенной ранее базы, созданной по новейшим технологиям. Если изначально перед республикой стояла задача создать такую инфраструктуру связи, чтобы увеличить охват населения и предприятий связью до 100%, то потом масштабы задач существенно выросли. Решая проблему охвата связью населения во многом при участии группы «ТАИФ», республика увидела новые возможности развития и перспективы абсолютного лидерства среди российских регионов по уровню доступности госуслуг в электронном виде.

В начале 90-х ТАИФ развернул систему достаточно приемлемой на тот период транковой радиотелефонной связи через дочернюю компанию «РТТ». ТАИФ взял на себя и развитие на базе «РТК» деятельности в глобальной сети интернет. Компания «РТК», обладая модемным пулом на 120 номеров, оптоволоконным кабелем в Москву и спутниковым каналом за рубеж с пропускной способностью до 2 Мбайт каждый, стала одним из ведущих интернет-провайдеров. Однако это было только начало коммуникационного развития, позже многоотраслевой холдинг запустил бурное строительство линий и объектов связи первого в республике сотового оператора стандарта GSM «ТАИФ-Телком» под брендом «Сантел», а через другое дочернее предприятие — «ТАИФ-Телеком» — начал прокладывать кабели и соединительные линии связи по всему Татарстану и ближайшим городам.

Уже к осени 1997 года была запущена 51 станция. А в начале нулевых компания приступила к строительству новых базовых станций уже второго стандарта — GSM-1800. До этого ТАИФ внедрял системы подвижной сотовой связи стандарта GSM-900. К 2003 году «Сантел» стал самой крупной местной компанией с 221 (!) базовой станцией. Охват услугами сотовой сети «ТАИФ-Телком» к 2003 году составлял более 98% территории Татарстана. Одновременно с этим была создана компания «ИнтелСет», коллектив которой оснащал сети новейшим цифровым оборудованием с использованием платформы компьютерной телефонии. Так устаревшие телефонные станции были заменены на современные цифровые АТС. Более того, изначально закладывая высокие потенциальные мощности, вслед за созданием оператора мобильной связи «Сантел» ТАИФ учредил осенью 1999 года компанию «ТВТ» для внедрения в Татарстане широкополосных услуг связи через оптоволокно. «Это было большой новинкой. ТВТ первой внедряла кабельное телевидение и широкополосный интернет в республике», — отметил в комментарии «Реальному времени» генеральный директор МГС Александр Леонтьев. К 2010 году охват широкополосного доступа в интернет составил порядка 600 тыс. подключенных домохозяйств по всей республике, не считая десятки тысяч предприятий.

С этих последовательных шагов, сопряженных со своими трудностями, начался в Татарстане телекоммуникационный прорыв. Именно эта информационно-телекоммуникационная инфраструктура позволила не просто создать электронный город, но и охватить мультисервисными услугами большую часть населения Татарстана, создав, по сути, некую электронную республику, внутри которой теперь сосредоточены все информационные ресурсы Татарстана, в свое время опережающие общероссийские проекты. Как, например, идея с «Электронным Татарстаном», когда в электронный вид перевели наиболее востребованные массовые услуги: проверку штрафов от ГИБДД или электронные очереди в поликлинику. Только за прошлый год количество электронных записей к врачу выросло в 1,7 раза — до 5,9 млн записей. «Электронный Татарстан» позволил в режиме самообслуживания, через инфоматы, оплачивать пошлины, штрафы, проверять налоговые задолженности и еще многое другое.

Проникновение услуг широкополосного доступа в интернет позволило всю систему документооборота госуправления перевести в электронный вид через проект «Электронное правительство». Причем его внешний контур является открытым и доступным для всех категорий пользователей. Основным проектом внешнего контура является портал правительства, запущенный в 2006 году. «Ввод системы электронного правительства привел к тому, что Татарстан представлен в интернете не разрозненными сайтами, а единым решением — порталом правительства, через который можно выйти на сайты районных и муниципальных значений», — рассказывал в одном из своих выступлений Николай Никифоров.

Вместо вороха квитанций — одна

Огромное количество бумаг неудобно во всем, слишком легко запутаться. Новые стандарты работы задал и созданный Единый расчетный центр: вместо вороха квитанций за газ, электричество и прочие услуги появилась одна. Во-первых, за счет этого стала снижаться задолженность населения перед поставщиками услуг, ведь как только жители привыкли к новой форме платежки, оплачивать ее начали лучше, чем несколько разных счетов. Деньги населения стали напрямую поступать в Единый расчетный центр, а в нем уже проходит распределение платежа поставщикам. Во-вторых, пользователи интернета смогли оплачивать коммунальные платежи из дома, а для кого-то предпочтительнее оказались терминалы ЕРЦ, также позволяющие покрывать коммунальные расходы без очередей.

Для удобства населения также создали сеть оснащенных территориальных отделений ЕРЦ. Причем они объединены оптоволоконной сетью, и это позволяет получить интересующую информацию в любом отделении центра, не обязательно по месту жительства. Техническая сторона вопроса действительно была решена на «отлично», осталось подтянуть пресловутый человеческий фактор, чтобы вопросы жителей по тем или иным платежам и постоянно возрастающим суммам в квитанции не оставались без ответа…

Интернет-банкинг и биржевой трейдинг через сеть

Высокоскоростной интернет позволил и татарстанским банкам ускорить весь процесс работы, переведя в сеть совершение банковских операций. Сотрудники, не выходя из офиса, через интернет стали вести расчеты, высылать отчетность в Центробанк, торговать на бирже и предоставлять клиентам свои услуги онлайн.

В обиход вошло понятие интернет-банкинга, когда человек уже не привязан к одному компьютеру, поэтому может управлять своим счетом, находясь у себя в офисе, в командировке или на отдыхе. Как правило, нынешнее дистанционное банковское обслуживание включает выписку по счетам, предоставление информации по банковским продуктам, заявки на открытие депозитов, получение кредитов, банковских карт, внутренние переводы на счета банка, переводы на счета в других банках, конвертацию средств. Благодаря интернету взаимосвязь «клиент — банк» стала более оперативной. Сократилась дистанция между производителем и потребителем банковских услуг, что неминуемо обострило конкуренцию между банками. Современные банки успешно осваивают развитие брокерских услуг, когда физлицам предоставляется доступ к международным валютным и фондовым рынкам. Благодаря повсеместному проникновению интернета доступ к биржевому трейдингу стал возможен для многих слоев населения.

Все это дало возможность Татарстану интегрироваться в мировую систему деловых взаимоотношений и ставить перед собой новые вызовы. Стратегия развития отрасли до 2021 года предусматривает к этому сроку увеличить степень интеграции в международное информационное пространство с 85 до 95%, с 40 до 76% увеличить долю оказания государственных и муниципальных услуг в электронном виде. И это не предел. На прочные нити транспортных сетей связи, оснащенных самым современным оборудованием, можно без опасений нанизывать дальнейшие проекты, позволяющие упрощать нашу повседневную жизнь, делать работу эффективнее, а нас самих — мобильнее. И здесь важно, чтобы телекоммуникационные компании, уже достигшие больших результатов и массово внедрившие не один проект, не останавливались на достигнутом, своими достижениями формируя историю завтрашнего дня. А мы будем следить за развитием отрасли и рассказывать о достижениях в следующих публикациях.

Читайте также:

Часть 1. Первый мобильный звонок Шаймиева, или Как «Сантел» собрал 300 тыс. абонентов за два года

Часть 2. Битва за абонентов, или Как федералы помогли «Сантелу» достроить сети

Часть 3. Как Татарстан прирос новыми услугами связи

Яна Михайлова
ТехнологииIT

Новости партнеров