Новости раздела

«Дело юристов»: «адвокат» казанской мэрии готов возместить ущерб

Под подозрение в причастности к мошенническому взысканию 54,5 млн рублей с исполкома Казани попали еще три фигуранта

«Дело юристов»: «адвокат» казанской мэрии готов возместить ущерб
Фото: realnoevremya.ru/Ирина Плотникова (на фото Алексей Рыбушкин)

Как распределялись роли между обвиняемыми в хищениях из муниципальной казны юристами исполкома Казани по версии следствия и зачем не признавший вину Алексей Рыбушкин взялся возместить ущерб, сегодня выяснила корреспондент «Реального времени» в Советском райсуде Казани. На трех заседаниях рассматривались ходатайства СУ СКР по РТ по вопросам продления срока пребывания в СИЗО и смягчения условий несвободы для двух признавших вину чиновников.

Юристы, аферисты, статисты

Сегодня перед Советским райсудом Казани предстали три фигуранта «дела юристов» казанского исполкома, ранее арестованные тем же судом на срок до 30 мая. За время содержания под стражей обвинения в мошенничестве в особо крупном размере (ч. 4 ст. 159 УК РФ) и фальсификации доказательств по гражданскому делу (ч. 1 ст. 303 УК РФ) были предъявлены 27-летнему первому заму начальника правового управления аппарата муниципалитета Алексею Рыбушкину, 37-летнему начальнику отдела юридической и организационно-кадровой работы казанского финуправления Юлдузу Гарипову и 33-летнему начальнику юротдела управления культуры Альберту Мухутдинову.

Из этой троицы вину не признал лишь Рыбушкин, и именно его следователь второго отдела СУ СКР по РТ Артур Савенков просил оставить под стражей еще на два месяца. Напомним, следствие считает, что в рядах сотрудников исполкома в 2013-2014 годах действовала организованная группа юридических работников, которая похитила 54,6 млн рублей у муниципалитета путем подачи судебных исков о взыскании якобы имеющейся задолженности по договорам о выполнении работ и оказании услуг периода подготовки к тысячелетию Казани. Иски к исполкому подавались в Вахитовский райсуд Казани и Арбитражный суд РТ, причем следствие полагает, что часть доказательств фальсифицировалась и шансов отбить требования истцов у исполкома не было, особенно если его интересы представлял один из участников правовой аферы.

Из выступления Савенкова в суде следовало, что роль Гарипова в группе заключалась «в приискании лиц, через которых было осуществлено обналичивание похищенных денежных средств, и в изготовлении фальсифицированных документов», а роль Мухутдинова — «в приискании лиц, через которые было осуществлено обналичивание похищенных денежных средств». Что до Алексея Рыбушкина, то следователь отметил его «особо активную роль в совершении преступлений, выразившуюся в непосредственной организации преступлений, приискании лиц, через которые было совершено обналичивание похищенных денежных средств, а также иных лиц, способствующих совершению преступлений...»

«Досудебщик» боится мести

Первым суд рассматривал ходатайство следствия о замене реального ареста условным задержанному еще 5 апреля Юлдузу Гарипову. Чиновник в клетке старательно прятал лицо за листами бумаги, пока его адвокат просил суд удалить прессу из зала. Свою просьбу защитник объяснил как репутационными рисками для его подзащитного, который до задержания «являлся публичным человеком», так и опасениями мести. «Мой доверитель опасается за свою жизнь и здоровье членов его семьи», — сказал адвокат, отметив, что, заключив досудебное соглашение со следствием, Гарипов изобличил действия людей с властными полномочиями.

Судья Арина Федорова оснований для проведения процесса в закрытом режиме не усмотрела, и Гарипов продолжил игру в прятки с журналистами. Следователь тем временем рассказал, что обвинение этому юристу было предъявлено еще 11 апреля и вину он полностью признал, а еще через три дня заключил со следствием «досудебку» и с тех пор неоднократно давал подробные показания об афере и ее участниках, чем заслужил, по мнению следствия, право на домашний арест. Освободить его под подписку сотрудники Следкома не просили, опасаясь, что на воле «досудебщик» может скрыться от следствия и суда, оказать давление на соучастников, свидетелей и потерпевших, уничтожить вещдоки или иным способом помешать установлению истины по уголовному делу. По словам Артура Савенкова, за каждое из тяжких преступлений, в которых обвиняются «юристы-аферисты», грозит до 10 лет колонии.

Помощник прокурора отдела прокуратуры РТ Рамиль Низамов был против освобождения Гарипова из СИЗО. «Основания, ранее послужившие для избрания меры пресечения в виде заключения под стражу Юлдуза Гарипова, в настоящее время не изменились», — объяснил он суду и просил продлить арест. Сам же Гарипов обошелся просьбой к суду об удовлетворении ходатайства следствия. Что и было сделано. Под домашним арестом обвиняемый пробудет до конца июля.

Грядут выемки в арбитраже

Следующим центральное место на скамье подсудимых занял Альберт Мухутдинов, защитник которого сходу обратился к судье: «Прошу отказать в допуске на судебное заседание корпусу журналистов… Не хочу, чтобы огласка была». В этом ходатайстве было отказано. На заседании было рассмотрено и удовлетворено ходатайство следователя об освобождении главного юриста управления культуры, написавшего явку с повинной, под домашний арест до 29 июля.

В СИЗО Мухутдинов провел полтора месяца и в суде жаловался, что посадка лишила его возможности проходить обследование у специалистов и реабилитацию после февральской операции на позвоночнике: «За 2 месяца я невролога ни разу не посещал. Обращался к начальнику СИЗО с заявлением, но, к сожалению...» В надежде на скорое возвращение домой Мухутдинов попросил суд дать ему возможность ездить в поликлинику и ежедневно по утрам и вечерам ездить в садик, который посещает его шестилетняя дочка. Сказал, что супруга возить ребенка не может — водительских прав нет. Как сообщили «Реальному времени» в Советском суде уже после заседания, суд не нашел оснований для смягчения условий домашнего ареста Мухутдинову.

Сегодня же в суде выяснилось: за два месяца работы по делу группа Следкома успела провести выемки в аппарате исполкома Казани, финуправлении, управлении культуры города, а также в территориальном отделе департамента казначейства минфина РТ и в Вахитовском райсуде. На очереди — очные ставки обвиняемых и свидетелей, а также выемка материалов арбитражного дела, в котором ранее были выявлены признаки фальсификации. По словам Савенкова, завершить расследование в двухмесячный срок помешала его особая сложность, большое количество фигурантов и их поведение, «направленное на противодействие расследованию». Лидера этих сил сопротивления следователь так и не назвал.

«В настоящее время необходимо Рыбушкина содержать под стражей»

Третьим перед судом предстал Алексей Рыбушкин, попавший за решетку после майских праздников. В связи с продлением сроков следствия Савенков просил суд продлить арест Рыбушкина до 30 июля. Защита против этого возражала. «Почему у вас в ходатайстве не написано, что невозможно более мягкую меру избрать, например, залог или домашний арест?» — упрекнула опытный адвокат Надежда Муратова молодого следователя. «Потому что он может скрыться», — отвечал тот.

— А почему домашний арест нельзя? — настаивала Муратова.

— По мнению следствия, в настоящее время необходимо Рыбушкина держать под стражей…

Из выступления защитницы четко следовало, что вину высококвалифицированный юрист Рыбушкин не признает, но при этом уже ходатайствовал перед следствием… о возмещении ущерба. «Он в суде [10 мая] публично сказал: «Я могу начать возмещать ущерб при наличии обоснованного решения...» В ходе следствия мы также написали ходатайство», — заявила Надежда Муратова, признавшись, что не видит законодательных запретов, препятствующих не согласному с обвинением действовать таким образом. «Ущерб сформирован — 54 млн 600 [тысяч]. Если разделить на семерых [подозреваемых и обвиняемых], получается конкретная сумма, которую можем начать возмещать… Поскольку тут солидарная ответственность», — сообщила адвокат, правда, не исключила, что число фигурантов к концу следствия может уменьшиться.

Между тем до сих пор было известно лишь о трех задержанных по делу юристах: кроме Мухутдинова, Гарипова и Рыбушкина под стражей оказался родственник последнего — Михаил Рузанов. Однако сегодня в материалах следствия он упоминался лишь в качестве подозреваемого и ходатайств о продлении его ареста в суд пока не поступало. Источники «Реального времени» полагают, что 30 мая Рузанов может быть освобожден из СИЗО. Впрочем, сегодня следователь озвучил еще три фамилии — некие Гадиоскаров, Рахимянов и Аюпов также задерживались следствием и были допрошены в качестве подозреваемых по «делу юристов», а в их жилищах проведены обыски. Если к финалу следствия в деле останутся все семь фигурантов, то доля каждого в компенсации ущерба бюджету составит 7,8 млн рублей. Если трое — 18,2 млн рублей. К слову, адвокат Рыбушкина сегодня просила суд приобщить материалы о том, что его имущество позволяет компенсировать долю в ущербе.

Далее Надежда Муратова попыталась бросить тень на обоснованность подозрений и обвинений. Из выступления следовало, что основания требовать долги с исполкома по договорам 2005 года имелись. Адвокат сослалась на показания «досудебщика» Юлдуза Гарипова: «Он на очной ставке сказал, что в архиве взял материалы с настоящих договоров департамента текущего содержания и развития благоустройства, который существовал до 1 января 2006 года, — взял оттуда и ножницами все выкроил. То есть настоящие документы были, на мой взгляд».

«Долги были, конкретно кому и сколько — сказать не могу», — подтвердил следом и Алексей Рыбушкин. Он же назвал враньем показания Юлдуза Гарипова против него: «На допросе 11 апреля он говорит, что в 2013 году, якобы по моему указанию, он что-то делал, а на предыдущем допросе рассказывал, что я ему только в 2014 году якобы изложил суть. 11 апреля Гарипов Ю. Х. указывает, что он мне подчинялся, и он якобы не мог мне отказать, но я уволился из финуправления, по-моему, в январе 2013 года, с тех пор Гарипов мне никогда не подчинялся и никаких указаний я ему давать не мог...»

Разбираться в обоснованности обвинений и противоречиях показаний на стадии предварительного следствия суд не стал. Следующую попытку освобождения тандем обвиняемого юриста и его адвоката предпримет в Верховном суде РТ.

Ирина Плотникова, фото автора

Новости партнеров