Новости раздела

Позитивно в идее, но сложно в исполнении: автоподставы могут стать уголовно наказуемыми

Позитивно в идее, но сложно в исполнении: автоподставы могут стать уголовно наказуемыми
Фото: Динар Фатыхов

В России недобросовестных участников дорожного движения, которые подставляют водителей ради собственной наживы, могут начать привлекать к уголовной ответственности. Идея сама по себе позитивна, считают эксперты, опрошенные «Реальным временем». Однако доказать, что обвиняемый на самом деле является потерпевшим и ДТП подстроили, достаточно сложно. Подробнее — в материале «Реального времени».

За умышленное ДТП можно будет понести уголовную ответственность

В Уголовный кодекс планируется включить отдельное наказание за умышленные ДТП, совершаемые с целью вымогательства. Такой законопроект готовится к внесению в Госдуму депутатом Ярославом Ниловым.

Причиной инициативы стали участившиеся случаи автоподстав, когда мошенники имитируют дорожные происшествия, чтобы вынудить водителей выплатить компенсации. Действующие нормы законодательства неэффективны в борьбе с данным видом мошенничества, поскольку не учитывают его специфику.

Причиной инициативы стали участившиеся случаи автоподстав, когда мошенники имитируют дорожные происшествия, чтобы вынудить водителей выплатить компенсации. Динар Фатыхов / realnoevremya.ru

Законопроект предлагает выделить автоподставы в самостоятельное преступление и установить наказание:

  • до 4 лет лишения свободы за создание ДТП с целью вымогательства;
  • до 7 лет лишения свободы за совершение группой лиц по предварительному сговору или с причинением тяжкого вреда здоровью.

Эксперты указывают на трудности в точном определении критериев для идентификации подставщиков, что может создать сложности в правоприменении.

«Сейчас любое ДТП предполагается как неумышленное»

О том, что достоверно определить критерии подставы трудно, заявил и юрист Федерации автовладельцев России Владлен Копвиллем. Однако есть одна лазейка, рассказал он «Реальному времени».

— Автоподставы действительно неточные. Но это можно проверить по людям, по автомобилям. Просто одна и та же машина подставляется по несколько раз, или человек несколько раз участвует в ДТП. Хотя бывают ситуации, когда действительно это происходит случайно. В этом аспекте есть сложности, — пояснил он.

О том, что достоверно определить критерии подставы трудно, заявил и юрист Федерации автовладельцев России Владлен Копвиллем. Максим Платонов / realnoevremya.ru

В целом закон нужно принять, считает Копвиллем:

— У нас любое ДТП воспринимается как неумышленное, якобы люди этого не хотят, из-за этого наказания не очень серьезные. Теперь законодательно можно будет доказать умышленность аварии.

Что касается мер наказания, спикер оценил их как «нормальные». Он пояснил, что на данный момент за ДТП, повлекшее смерть человека, вменяют три года в колонии-поселении и лишение прав на тот же срок.

«Если нет статьи, человека наказать нельзя»

На данный же момент подставщики выходят «сухими из воды». Максимум, что им может грозить, — ответственность за нарушение ПДД в случае, если потерпевший водитель сможет доказать свою невиновность. За сам факт умышленного ДТП никаких наказаний сейчас не последует, рассказал «Реальному времени» адвокат Рафис Хасаншин.

— Так, если в ходе спора будет установлено, что действия подставщика не соответствуют ПДД, данный спор подлежит разрешению в гражданско-правовом порядке по иску потерпевшего о возмещении материального ущерба, причиненного ДТП, либо материал можно направить прокурору для возбуждения административного дела в порядке ст. 12.35 КоАП РФ. Однако уголовную ответственность подставщик не понесет, — пояснил он.

За сам факт умышленного ДТП никаких наказаний сейчас не последует, рассказал «Реальному времени» адвокат Рафис Хасаншин. Динар Фатыхов / realnoevremya.ru

По мнению эксперта, вероятность того, что законопроект примут, достаточно высока — «правила дорожного движения основаны в том числе на горьком опыте».

— Если нет статьи, наказать нельзя. Если деяние не является уголовно наказуемым, то, соответственно, уголовная ответственность не наступит. На сегодняшний день на официальном уровне не существует такого понятия, как автоподстава, — сказал Хасаншин, — это обывательский термин — когда участник дорожного движения умышленно создает ситуацию, при которой совершается ДТП. В его действиях содержится умысел на выплату в его пользу денежного возмещения причиненного ущерба.

Он также согласился с тем, что выявить автоподставу достаточно проблематично:

— Существует ряд уголовно наказуемых деяний, выявление которых вызывает определенную сложность. В данной ситуации может помочь видеорегистратор — это самый объективный «свидетель» всех событий, которого невозможно подкупить или уговорить. Благодаря ему в судебном процессе обвиняемая жертва сможет предъявить доказательства своей невиновности.

Елизавета Пуншева

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

АвтоОбщество

Новости партнеров