Новости раздела

Как Татарстан прирос новыми услугами связи

При внедрении первого в республике GSM-оператора «ТАИФ» заложил мощности для других телекоммуникационных проектов

Как Татарстан прирос новыми услугами связи
Фото: realnoevremya.ru

Сегодня, когда беспроводной Интернет стал обыденностью, мы уже и не ощущаем, как и когда произошел настоящий технологический прорыв — вопреки немалым сложностям в Татарстане была решена проблема телефонизации, повсеместно внедрены широкополосный Интернет и кабельное телевидение. Ведущую роль в этом процессе принял на себя коллектив «ТАИФа». Газета «Реальное время» уже рассказала о том, с какими сложностями «ТАИФ» развивал региональную сеть под торговой маркой «Сантел», как противостоял федералам, отвоевывая созданную своими силами инфраструктуру. О дальнейшем развитии телекоммуникационного бизнеса, о привлечении «ТАИФа» ни много ни мало к проведению реформы связи в Татарстане и о том, какой положительный импульс это дало всей республике — в нашем сегодняшнем материале.

Придать ускорение

На фоне постоянно возрастающих требований рынка «ТАИФ» стремительно развивал телекоммуникационный бизнес. При строительстве инфраструктуры для первого в Татарстане сотового оператора стандарта GSM «Сантел» изначально закладывались высокие потенциальные мощности, что называется, на много лет вперед. Корпоративный дух «ТАИФа» — ориентироваться только на лучшие технологические достижения — позволил вслед за созданием компании «ТАИФ-Телком», оператора мобильной связи, учредить осенью 1999 года компанию «ТВТ» для внедрения в Татарстане широкополосных услуг связи и прежде всего кабельного телевидения.

— Здесь «ТАИФ» был первопроходцем, — отметил в комментарии «Реальному времени» генеральный директор МГС Александр Леонтьев. — Их «дочка», компания «ТВТ», первой внедряла кабельное телевидение и широкополосный Интернет в республике. Это было большой новинкой.

realnoevremya.ru

Появление нового направления бизнеса не было обусловлено только производственной необходимостью. Конечно, разрастающемуся холдингу требовалась цифровая система передачи данных — для интересов группы необходимо было обеспечить надежные каналы связи между городами. Помимо этого, у генерального директора компании была настоящая мечта — создать в Татарстане многоканальное кабельное телевидение. Идея родилась внезапно. Тогда Альберту Шигабутдинову приходилось по рабочим вопросам часто бывать в командировках, в том числе за рубежом. В отелях, где он останавливался, его внимание всегда привлекал богатый выбор телеканалов с огромным количеством научных, обучающих, просветительских программ. Это было в новинку: телевидение — но про науку, технологии, про природу. Тогда и появилась мечта, а потом и цель — создать новое направление коммуникационного бизнеса, татарстанское кабельное телевидение минимум с 200 каналами. «Хотелось пробудить пытливость ума, тягу к знаниям, — вспоминает Альберт Кашафович. — Мы не могли повлиять на систему образования, на образовательные программы в институтах. Но я знал, что, если татарстанская молодежь получит такое просветительское телевидение, оно пробудит в них любопытство, заставит больше интересоваться наукой и миром». Альберт Шигабутдинов вспоминал, как в детстве его семья одной из первых обзавелась телевизором. «Выбора каналов не было, и вещание шло не круглосуточно, как сейчас, а только с 18-19 вечера. Соседи в очередь выстраивались, чтобы посмотреть у нас любимые передачи. И я видел, как телевидение меняло культуру общения людей, как заставляло интересоваться новым», — вспоминает глава компании «ТАИФ».

Технологический прорыв

С появлением компании «ТВТ» возник новый виток в телекоммуникационном бизнесе «ТАИФа» — началось внедрение широкополосных услуг связи и прежде всего кабельного телевидения. Досконально изучив зарубежный опыт, летом 2001 года компания «ТВТ» приступила к строительству транспортной телекоммуникационной сети по всей республике, которая соединила все города, крупные населенные пункты и районные центры Татарстана волоконно-оптическими линиями связи. Всего за год была построена и введена в эксплуатацию крупнейшая в России мультисервисная сеть емкостью 180 тыс. квартир. Уже в первый год работы к сети было подключено более 50 тыс. квартир и организаций города.

В июне 2003 года была сдана в эксплуатацию телекоммуникационная сеть «ТВТ», охватывающая три города республики. А благодаря второй очереди состоялось включение всех остальных районных центров.

В июне 2003 года была сдана в эксплуатацию телекоммуникационная сеть «ТВТ», охватывающая три города республики realnoevremya.ru

Препятствия на пути дальнейшего прогресса

Параллельно с этим руководство «ТАИФа» было намерено продолжить поступательное развитие связи в масштабах всей республики. После продажи первой в Татарстане региональной сотовой сети марки «Сантел» у «ТАИФа» оставались две станции городской связи, полная модернизация которых была проведена для беспрепятственного присоединения мобильной связи к телефонным сетям общего пользования.

Устаревшие АТС Татарстана уже не отвечали требованиям современности. Это не позволяло шагнуть за рамки традиционной телефонной связи. Вся отрасль требовала реформирования. Но реформу останавливала замшелость мышления, укоренившийся еще с советских времен механизм распределения связи, когда именно должностные лица, будь то министр связи или начальник районной АТС, распределяли, где и у кого необходимо установить стационарный телефон. «Связь была настоящим дефицитом, — вспоминает Альберт Шигабутдинов. — И люди, которые ее распределяли, имели дополнительную власть. В любом регионе после партийного руководства первым человеком был министр связи, зачастую он собственнолично решал, дать такому-то телефон домой или нет. И уже за ним по уровню влияния шли начальники, отвечающие за пищеторг, промторг и так далее». Доступ к связи был весьма ограничен, расширить его можно было, перейдя на цифровое оборудование и протянув по районам Татарстана волоконную оптику, позволяющую передавать гораздо больше информации с ощутимо более высокой скоростью.

Новые инвестиции для дальнейшего развития

Позже возник и другой камень преткновения. В большинстве российских регионов услуги местной и междугородной связи оказываются одной и той же компанией. В Казани же ситуация была иная: городской связью занималась Казанская ГТС, а междугородной и международной — «Таттелеком». Взаимодействие между этими двумя предприятиями связи организовывалось на договорной основе. Пользователям услуг связи было очень неудобно: желая получать одну услугу, они были вынуждены заключать отдельные договоры с каждым предприятием.

Такое разделение еще больше осложняло ситуацию. Кроме того, компании не могли на тот момент обеспечить реформу сетей для адаптации их под новые, только появляющиеся услуги. Назревшая непростая ситуация в отрасли привлекла пристальное внимание президента республики Минтимера Шаймиева и премьер-министра Рустама Минниханова, которые и выступили с предложением начать реформировать отрасль. Госкомпании не могли это сделать самостоятельно, а стратегия «собаки на сене» со временем привела бы к развалу телекоммуникационной отрасли. В 2005 году к разрешению этой ситуации, а по сути — к проведению реформы связи, был привлечен «ТАИФ», накопивший к тому времени огромный опыт в развитии телекоммуникационной сферы Татарстана.

–Мы договорились с руководством республики, что наша команда из пяти-шести человек на два-три года войдет в состав правления совета директоров «Таттелекома», проведет необходимое реформирование и выйдет из этого бизнеса, — рассказывает Альберт Шигабутдинов.

Первым необходимым шагом стало слияние Казанской ГТС и ОАО «Таттелеком», вернее сказать, ускорение этого процесса. Проблема назрела еще раньше, и об объединении двух крупнейших традиционных операторов связи заговорили еще в 2000 году, когда подобные процессы активно шли в России. И «ТАИФ» был активным сторонником объединения двух предприятий. Слияние в первую очередь было необходимо для того, чтобы привлечь новые инвестиции для дальнейшего развития.

–В то время все активно рвались на биржу, благодаря которой можно было привлечь более дешевые деньги, чем кредиты в банке. Но если Казанская ГТС к началу нулевых была уже акционерным обществом, причем в их случае была запущена программа американских депозитарных расписок, то «Таттелеком» был государственным предприятием. И его акционирование завершилось только в 2003 году. Еще 2 года рассматривались и продумывались различные варианты объединений, — рассказывает участвовавшая в этом процессе генеральный директор инвестиционной компании «Элемтэ» Закия Шафикова.

О возможности слияния открыто заговорили зимой 2004 года. К этому времени совет директоров «Таттелекома» утвердил схему присоединения, в рамках которой обыкновенные и привилегированные акции Казанской ГТС будут конвертированы в дополнительные обыкновенные акции «Таттелекома». Само присоединение завершилось весной 2006 года.

Казанская ГТС вошла в состав ОАО «Таттелеком» в качестве филиала. Объединенная компания сохранила за собой название «Таттелеком» и вобрала в себя весь эффективный пул существующих телекоммуникационных активов, необходимый для развития инфраструктуры отрасли. Процесс слияния не был легким. Объединение компаний растянулось из-за того, что Казанская ГТС принадлежала частным лицам, тогда ее акции можно было купить на фондовом рынке. В акционерах были и физлица, и компания «Элемтэ»; 5%, к слову, было у самого «ТАИФа».

Председателем совета директоров «Таттелекома» был выбран Альберт Шигабутдинов, в многоотраслевом холдинге которого была создана специальная группа для совместной работы с «Таттелекомом».

Под руководством менеджмента «ТАИФа» был разработан пятилетний план стратегического развития «Таттелекома». И несмотря на то, что объединение двух крупнейших операторов электросвязи увеличило капитализацию компании, от «ТАИФа» требовались кардинальные меры для увеличения основного капитала новой объединенной компании. «ТАИФ» выступал поручителем при кредитовании «Таттелекома». И благодаря привлеченным инвестициям были внедрены современные технологии: на смену устаревшим станциям пришли современные цифровые АТС, а для безаварийной работы связи было установлено тройное резервирование. И на этом мы остановимся подробнее.

Цифровизация всей сети «Таттелеком»

За период совместной работы была проведена доработка программного обеспечения автоматических междугородных телефонных станций (АМТС) Казани и Набережных Челнов. Это позволило абонентам выбирать оператора сети междугородной и международной связи. Осенью 2006 года для обеспечения учета трафика в точках присоединения были проведены работы по расширению АМТС Набережных Челнов. Образованная емкость автоматической междугородной станции увеличилась на 1 339 каналов и составила 14 599 каналов. То же самое было проведено и в Казани. Кроме того, «Таттелеком» полностью перевел своих абонентов на новый порядок набора операторов дальней связи. Еще раньше телефонная сеть Казани была переведена на 7-значную нумерацию. Тогда перевод был произведен одновременно операторами связи на всех АТС города, и переход на новую нумерацию осуществлялся без остановки станций. Благодаря переходу на 7-значную нумерацию емкость сети увеличилась и в эксплуатацию могли быть сданы 2 млн номеров.

Выйдя из состава совета директоров «Таттелекома», многоотраслевой холдинг решил сконцентрировать свое внимание на других своих активах, среди которых был и «ТВТ» realnoevremya.ru

К 2007 году «Таттелеком» первым в России завершил реализацию национального приоритетного проекта «Образование», подключив 2 245 образовательных учреждений Татарстана к широкополосному доступу в Интернет. Была завершена цифровизация сельских телефонных сетей Татарстана. Абоненты удаленных населенных пунктов наконец-то получили доступ к современным услугам связи. Еще через год, в 2008 году, «Таттелеком» первым в России завершил процесс цифровизации всей собственной сети, заменив аналоговые АТС на оборудование уровня NGN. А это уже следующее поколение сетей, явившееся результатом слияния сети Интернет и телефонных сетей. NGN представляет собой универсальную многоцелевую сеть, которая поддерживает все типы услуг, начиная от базовой телефонной связи и заканчивая передачей данных, изображений, мультимедийной информации, широкополосными приложениями. Этот технологический прорыв позволил шагнуть за рамки традиционной телефонной связи.

«То, что на сегодняшний день имеет «Таттелеком», основной оператор связи в Татарстане, не имеет ни одна другая республика», — считает генеральный директор МГС Александр Леонтьев. И подтверждение тому — слова гендиректора «Таттелекома» Лутфуллы Шафигуллина: «Сегодня перед нами открыты широкие перспективы, создан надежный экономический фундамент, благоприятный инвестиционный климат, современная инфраструктура. Безусловно, большой вклад в стратегическое развитие компании, предвосхищающее запросы бизнеса и общества, был внесен дальновидным управлением компании и его советом директоров под управлением Альберта Шигабутдинова».

Решив, что поставленные перед «ТАИФом» задачи полностью выполнены, весной 2009 года группа вышла из состава совета директоров оператора связи. Тогда на годовом собрании акционеров «Таттелекома» стало известно, что генерального директора ОАО «ТАИФ» Альберта Шигабутдинова, возглавлявшего совет с 2005 года, сменил Валерий Сорокин, генеральный директор государственного ОАО «Связьинвестнефтехим». Комментируя это событие, Альберт Шигабутдинов сообщил, что создана одна из лучших телекоммуникационных компаний, в результате объединения с Казанской ГТС уставный капитал «Таттелекома» увеличился с 1,6 до 2,08 млрд рублей. Многоотраслевой холдинг решил сконцентрировать свое внимание на других своих активах, среди которых был и «ТВТ».

«ТВТ» стал крупнейшим ТВ-провайдером Татарстана. А это почти 700 тыс. абонентов кабельного телевидения realnoevremya.ru

Козырь телекоммуникационной отрасли Татарстана

«ТАИФ» достиг своих амбициозных планов и по этому направлению. «ТВТ» стал крупнейшим ТВ-провайдером Татарстана. А это почти 700 тыс. абонентов кабельного телевидения в 15 населенных пунктах и цифрового телевидения в 10 городах. Если брать Казань, то доля «ТВТ» на рынке кабельного телевидения в конце 2010 года составляла 55%, в Набережных Челнах — 72%. Также компания предоставляла услуги широкополосного доступа в Интернет в 8 городах и проводной телефонии в Казани, Нижнекамске и Набережных Челнах. Охват широкополосного доступа в Интернет составлял порядка 600 тыс. пройденных домохозяйств по республике. Компания также предоставляла в Казани услуги фиксированной телефонии и при монтированной емкости сети в 110 тыс. номеров обслуживала 13% от общего числа абонентов фиксированной связи в городе.

«ТАИФ» подвел к логическому завершению развитие телекоммуникационного направления холдинга. Осенью 2011 года состоялась сделка между «ТАИФом» и МТС по купле-продаже крупнейшего татарстанского кабельного оператора «ТВТ» стоимостью в $180 млн.

Без преувеличения, компания «ТВТ» стала козырной картой телекоммуникационной отрасли Татарстана. Сеть «ТВТ» позволила создать не просто электронный город, но и охватить мультисервисными услугами большую часть населения республики, создав, по сути, некий электронный Татарстан, внутри которого теперь сосредоточены все информационные ресурсы Татарстана, а это ни много ни мало вся система электронного документооборота госуправления, осуществляемая через проект «Электронное правительство». Проникновение услуг широкополосного доступа в Интернет позволило еще большему количеству людей в режиме самообслуживания через инфоматы «Электронный Татарстан» оплачивать пошлины, штрафы, проверять налоговые задолженности и многое другое. Новые стандарты задал и созданный «Единый расчетный центр» — его онлайн-сервисы и терминалы позволили оплачивать коммунальные платежи, счета за кабельное телевидение и сотовую связь, вносить плату за детский сад. Кроме того, высокоскоростной Интернет дал возможность татарстанским банкам предоставлять услуги онлайн, и люди смогли погашать кредиты, не выходя из дома. У предпринимателей же появилась возможность по «удаленке» управлять своими бизнесами, вести электронные торги. Все это сегодня позволяет Татарстану интегрироваться в мировую систему деловых взаимоотношений. Однако подробный обзор этих информационных ресурсов, путь к развитию которых проложили прогрессивные телекоммуникационные проекты «ТАИФа», читайте в нашем следующем материале.

Фотографии предоставлены пресс-центром ОАО «ТАИФ»

Часть 1.Первый мобильный звонок Шаймиева, или Как «Сантел» собрал 300 тыс. абонентов за два года

Часть 2. Битва за абонентов, или Как федералы помогли «Сантелу» достроить сети

«Реальное время»
ТехнологииТелекоммуникацииЭкономикаИнвестиции

Новости партнеров