Новости раздела

«Человек, который понял Гаяза Исхаки, поймет судьбу татарского народа»

В театре Кариева готовят спектакль сразу из пяти произведения классика

«Человек, который понял Гаяза Исхаки, поймет судьбу татарского народа»
Фото: предоставлено пресс-службой театра

Театр имени Кариева представит 22 октября премьеру — спектакль «Суннатчи бабай» по произведениям Гаяза Исхаки с приглашенным актером, звездой театра Камала Азгаром Шакировым. Почему современная публика не понимает Исхаки, чем аюповский театр напоминает шекспировский и чего недостает лаборатории — авторы спектакля рассказали журналистам.

«По его маленьким рассказам можно снимать фильмы»

Суннатчи — человек, выполняющий ритуал обрезания, важного события в жизни мусульманина. Гаяз Исхаки опубликовал рассказ, посвященный этому персонажу в 1912 году (а написал годом ранее), оно входит в школьные хрестоматии. Главный герой — Курбанколый. У него есть жена Гульюзум, они живут в чистом, красивом доме. Когда супруга умирает, Курбанколый женится снова, но новая жена не приемлет старые обряды. И когда старик готовится к смерти — передает свой нож ученику. Весь текст рассказа — россыпь символов, посвященных судьбе татарского народа.

Ренат Аюпов, главный режиссер театра имени Кариева, уже ставил это произведение в Мензелинском театре (и в 2005 году получил за него премию имени Мусы Джалиля, а в 2011-м — премию имени самого Гаяза Исхаки). Спектакль ездил в Москву и Турцию.

Как рассказала директор театра Луиза Янсуар, к постановке было решено привлечь молодых авторов. Главное отличие спектакля — он объединяет пять произведений Исхаки: это еще и «Он был еще не женат...», «Остазбике», «Девушка из шапочной мастерской», «Исчезновение через двести лет». За текст постановки отвечали два человека. Булат Минкин пишет по-русски, а переводила и редактировала текст Ландыш Абударова — Янсуар представила ее как «специалиста, который знает литературу начала XX века вдоль и поперек». Музыку писал Алмаз Асхадуллин, мультиинструменталист, играющий на таких древних тюркских инструментах, как дэф, кыл-кубыз, домбра. Хореограф — Алсу Магсумзянова.

— Когда я пришла в театр, он уже был выбран для репертуара, это давняя мечта Рената Хасановича, — рассказала Луиза Янсуар.

— У каждого режиссера есть свой любимый автор. Кто-то восхищается Чеховым, кто-то Островским, Шекспиром. Я почему-то люблю Гаяза Исхаки, хочу видеть его в разных театрах. По его маленьким рассказам можно снимать фильмы, — объясняет свою тягу режиссер. — Гаяз Исхаки говорит о простых людях и через них показывает большие философские проблемы.

Он напомнил, что в Челнах тоже ставил произведение мастера — «Девушка из шапочной мастерской».

— Работалось быстро, потому что сценарий закончили до того, как труппа принялась за репетиции, — продолжил Аюпов. — Во время репетиций возникали моменты, когда не хватало драматургического материала. Есть ситуация, не хватает диалогов. Я звоню, Булат пишет, Ландыш переводит. Было как у Шекспира — играют, пишут, редактируют... Даже сейчас идет процесс по драматургии. Пять произведений мы свяжем через образ Курбанколый.

Фото: предоставлено пресс-службой театра

Как Азгар Шакиров «побеждает» лаборатории

По Аюпову, главный герой, по сути, станет самим автором, который будет говорить со зрителем. Режиссер не скрывал восхищения артистом:

— Молодежь заинтересовалась его игрой, за полтора месяца они получили опыт. Это было нужно для театра. Мы вот про лаборатории говорим — ах, что они дают, эксперименты. Но привезти одного такого актера, как Азгар абый — и лаборатории, ненужные эксперименты сразу исчезают. С его помощью можно «победить» — в кавычках — все лаборатории, — закончил он с легкой улыбкой.

Интересная реплика для главного режиссера, в чьем театре прописалась лаборатория «Тамга», из которой уже выросло несколько репертуарных постановок...

Азгар Шакиров традиционно был патриотичен в своих высказываниях. Он сам, по сути, и выступил инициатором проекта:

— Я предлагал снимать по «Суннатчи бабай» кино. Говорил, давайте сделаем настоящий первый татарский фильм о том, как жил татарский народ! Обратился к Ренату. Потом к дяде Рената, вы его знаете — к Равилю хазрату (Гайнутдин, председатель ДУМ РФ, — прим. ред.), помоги, мол, снять! Время шло. Мы начали снимать «Белые цветы», я опять говорю: давай, Ренат, сделаем! А однажды Ренат мне и говорит: появился грант, хочу в театре делать. Если хочешь — приходи. Для меня это было проявление уважения.

Фото: karievteatr.ru

А еще Азгар абый не самым ласковым образом «проехался» по современности.

— Это не то, что вы думаете, — прямолинейно заявил актер журналистам. — Вы это не понимаете. Этому смыслу людей еще надо научить. Я все его произведения записывал на радио. Вы не понимаете его. На современном языке он звучит иначе. Я с карандашом все тексты прошел и записал. Если бы наши писатели читали его — они были бы на голову выше.

Как говорит Шакиров, Гаяз Исхаки показывает высоту литературы, подсвечивает глобальные проблемы.

— Человек, который понял Гаяза Исхаки, поймет судьбу татарского народа, — резюмировал Шакиров. Но добавил, что ему, безусловно, проще было сыграть одно произведение, заглавное.

— Вы такой игры еще не видели, — заинтриговал он публику.

Луиза Янсуар добавила, что в дни первых показов в театре пройдет выставка родословных, созданных каллиграфом Назипом Наккашем. Будет и совместный проект с Национальным музеем.

Сам Аюпов добавил, что нужно отметить работу сценографа, художника Булата Гильванова. В частности, благодаря ему из зала на сцену ведет помост — ради него на показ стали продавать на 70 мест меньше (что совпало с ковидными ограничениями).

Радиф Кашапов
ОбществоКультура Татарстан

Новости партнеров

комментарии 10

комментарии

  • Анонимно 16 окт
    Интересно.
    Спасибо.

    "Главное отличие спектакля — он объединяет пять произведений Исхаки: это еще и «Он был еще не женат...», «Остазбике», «Девушка из шапочной мастерской», «Исчезновение через двести лет»".
    Источник : https://realnoevremya.ru/articles/228815-v-teatre-karieva-gotovyat-spektakl-sunnatchi-babay

    В повести "Исчезновение через двести лет" Гаяз Исхаки говорит об исчезновении булгар, которые первые в человеческой цивилизации добровольно отказались от язычества и приняли религию единобожия ислам в 922 году.

    И его пророчества сбылись - булгары исчезли.
    И уничтожили булгар международные марксисты-террористы Ленин и Троцкий, которые разогнали демократическую Булгарскую Народную Республику и создали террористическую, диктаторскую, классовую Автономную Татарскую СС республику и назвавшие поволжских тюркских мусульман "татарами".
    И "добили" булгар в конце 20 - начале 21 века "татары" Исхаков, Измайлов и др., соорудив теорию происхождения поволжских тюркских мусульман от монгольского языческого племени "татары", которое было вырезано монголом Чингизханом ещё в 1202 году за подлое убийство ими его отца.

    Вот эту бы драму поставить на театральных подмостках.
    Ответить
    Анонимно 16 окт
    Дайте ссылку на Булгарскую Народную Республику, откуда вы ее взяли, интересно. А татар татарами назвал Марджани, классик марксизма.
    Ответить
    Анонимно 16 окт
    Из Википедии, "Ваисовское движение":

    "После провозглашения советской власти ваисовцы предприняли попытку развивать своё учение в условиях советского государства. В январе 1919 года на 2-м съезде принимается программа построения социализма в Народной республике Волжской Болгарии. 3-й съезд вынес постановление о создании высшего органа власти республики Волжской Болгарии — Совета Волжских Болгарских мусульман и ваисовцев востока (рабочих и крестьян)[6]. В 20-х годах Чистопольском кантоне Татарии ими была основана деревня Новый Болгар, но впоследствии община создателей поселения распалась. В 1923 году деятельность ваисовцев была запрещена (инкриминировались антисоветская деятельность — попытка создания буржуазно-демократической Булгарской Республики)[7], а руководители и активные члены ваисовского движения были репрессированы в 20-30-х годах".

    Это общеизвестные факты.
    Для тех, кто хотя бы интересуется историей Поволжья.

    Можно найти и много подробностей, в том числе и в "бумажной" книге, изданной ТКИ.

    Гаяз Исхаки в начале 20 века, когда встал вопрос о самоназвании, называл поволжских тюркских мусульман "булгарами".
    Понятно, что "чистых" булгар не сохранилось, как и "чистых" татар (монгольское племя 13 в.), вырезанных Чингизханом ещё в 1202 г.
    В этногенезе поволжских тюркских мусульман участвовали булгары, славяне, финно-угоры, монгольские и тюркские племена, пришедшие в Поволжье в 13 веке с войсками Чингизхана, русские и др.
    Красные диктаторы Ленин и Троцкий, создав диктаторскую, классовую АТССР, прекратили дискуссию внутри поволжских тюркских мусульман о самоназванием, этнониме и они стали называться "татарами".

    Кстати марксисты-террористы назвали удмуртов "вотяками", создав диктаторскую, классовую Вотскую автономную область.
    Но удмурты в1930-х годах, после смерти диктатора Ленина и бегства (высылки) из СССР диктатора Троцкого, приняли в качестве самоназвание, этнонима название "удмурты".

    Это не ктому, чтобы современных казанских татар "переименовать" в "булгар" - просто каждый образованный и культурный человек должен знать историю, в том числе и историю этнонима "татары".
    Ответить
    Анонимно 16 окт
    Согласен.
    Да, Марджани предлагал принять в качестве самоназвания, этнонима для тюркских поволжских мусульман название "татары".
    На том основании, что чиновники Российской империи называли всех мусульман "татарами", например, азербайджанские татары, казанские татары и др. (и не только тюрок).

    Но не все с его, Марджани, субъективным мнением соглашались.
    Так как слово "татары" большинством поволжских тюркских мусульман (и не только) воспринималось как оскорбительное из уст чиновников Российской империи.
    Развернулась в начале 20 века дискуссия, высказывались разные мнения.
    Но международные марксисты-террористы, красные диктаторы Ленин и Троцкий прекратили дискуссию, расчленив Россию по национальному признаку и создав диктаторские Автономные СС республики, а потом и тоталитарный СССР.
    Ответить
    Анонимно 16 окт
    Ваисовцы создали на съезде, но властью они никогда не были. Это Республика на бумаге, не смешите народ
    Ответить
    Анонимно 16 окт
    Во-первых, ничего смешного нет - марксистский террор это не смешно.

    Во-вторых, все органы основные власти демократической Булгарской Народной Республики были созданы были созданы, но марксисты арестовали, разогнали и расстреляли организаторов.
    Как это марксисты сделали и с Учредительным собранием, Комуч ем, Волго-Уральским штатом и другими демократическими образованиями.

    В-третьих, марксисты-террористы не терпели инакомыслия и расчленили Россию по национальному признаку, чтобы легче было управлять обманутыми народами.

    В-четвёртых, Гаяз Исхаки называл поволжских тюркских мусульман в своем произведении "булгарами".
    Ответить
    Анонимно 18 окт
    Маркси́зм — философское, экономическое и политическое учение. Татары принимали активное участие в революционных событиях в том числе терроре. Массово приняли новую власть. Представители татарской элиты в 80-90-х быстро встали на путь первоначального накопления капитала. Булгары приняли прямое участие в этногенезе татар, чувашей и башкир. Булгары одни из множества этнических групп, которые принимали участие в образовании современной татарской народности.
    Ответить
  • Анонимно 16 окт
    Интересно конечно, посмотрим всё на сцене
    Ответить
    Анонимно 16 окт
    Обязательно схожу.
    Перевод на русский в этом театре очень хороший.
    Ответить
  • Анонимно 17 окт
    Хватит расчленять на группы татарскую нацию! Надоело! Скоро по деревням и селам разделим? Различия в говоре есть? Есть! Чем не повод? Русские вот даже не заикаются о разделении на какие то группы! Хотя различий даже больше, чем у татар по сути! Что вы все "копаете" на радость недругам?
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии