Новости

08:13 МСК
Все новости

«Судьбы многих интеллектуалов, включая Губайдуллина, оборвались в эпоху «Большого террора»

Газиз Губайдуллин и судьбы татарской исторической науки в первой половине ХХ столетия: неюбилейные заметки

Сегодня в Институте международных отношений, истории и востоковедения Казанского федерального университета по инициативе и при непосредственном участии Государственного комитета РТ по архивному делу и Государственного архива РТ состоится конференция «Эпоха сквозь призму личности», приуроченная к 130-летию со дня рождения выдающегося татарского историка Газиза Губайдуллина (1887—1937). Историк Диляра Усманова специально для «Реального времени» подготовила колонку об этом необычном человеке.

«Шәхесләребез»

Непосредственным поводом к проведению данного научного форума стала полу-юбилейная дата — 130-летие со дня рождения Газиза Губайдуллина. Она пришлась на 15 (27) июня 2017 г. Однако в более широком контексте форум обращен к актуальным проблемам историографии и источниковедения татарского народа, вкладе в процесс становления татарской исторической мысли Газиза Губайдуллина и других видных татарских ученых той эпохи. Учитывая трагическую судьбу ученого, многие доклады будут посвящены судьбам видных представителей тюркоязычной интеллигенции в годы «Большого террора».

Личности, судьбе и научному наследию Газиза Губайдуллина посвящены как отдельные кандидатские диссертации, так и многочисленные статьи (в том числе щедро рассыпанные в сети), а также сборники (в их числе я обратила бы внимание читателей на сборник, изданный в 2002 г. в серии «Шәхесләребез» под научным руководством академика М.А. Усманова). Думается, что желающие познакомиться с биографией и некоторыми трудами ученого могут сделать это довольно легко и быстро. Поэтому в этом очерке я не буду повторять общеизвестные факты. Хотелось бы обратиться к некоторым аспектам сложной и драматичной истории становления татарской исторической науки, по сути рождавшейся в первой трети ХХ столетия в ходе жарких интеллектуальных дебатов, немного поговорить о роли в этом процессе Газиза Губайдуллина и других татарских ученых той эпохи.

Газиза Губайдуллина принято, и вполне справедливо, причислять к числу основателей татарской национальной истории, которая в современном виде начала формироваться на рубеже XIX—XX вв. и особенно активно развивалась в первой трети ХХ столетия, особенно в раннесоветский период.

Автобиография Г. Губайдуллина 1910 г. Фото archive.gov.tatarstan.ru

Начало: сборник в память о «отце истории»

«Национальная история» часто трактуется как история этнической мобилизации (М. Губогло), которая включает «теорию, идеологию и борьбу народа за свои национальные интересы и приоритеты, под которыми чаще всего подразумевается создание национальной государственности». Поэтому не случайно, что на рубеже XIX—XX вв. попытки создания татарской национальной истории в виде отдельных трудов (труды Ризы Фахретдины, Хасан-Гата Габаши, Хади Атласи, Гайнетдина Ахмерова, Мурада Рамзи и др.) протекали параллельно и во взаимодействии с процессом осмысления интеллектуалами своего национального «я», параллельно с трансформацией тюрко-татарского сообщества в нацию (милләт) современного типа.

Газиз Губайдуллин в начале ХХ столетия был молодым человеком, только что защитившим свое право заниматься любимым делом и вступающим в научный мир. На этом пути его сопровождали как препятствия, так и ряд благоприятных обстоятельств.

Поскольку его отец (купец Салих Губайдуллин) выступал одним из основных спонсоров сборника памяти Шигабутдина Марджани, он не остался в стороне от составителей этого сборника, ставшего для казанских татар весьма важным актом почитания «отца татарской истории». Вероятно, этот опыт стал одним из первых опытов участия в интеллектуальном сообществе. В 1911—1914 гг. ряд татарских журналов (прежде всего, «Шура», «Аң» и др.) инициировали обсуждение таких проблем, как нация ( милләт), ее соотношение с религией, историей, территорией, этнонимом и пр. Проводили дискуссию об отдельном национальном или общетюркском литературном языке и пр. Знаменитая брошюра Дж. Валиди «Нация и национализм» («Милләт вә миллият», Казань, 1914) стала неотъемлемой частью этой общественной дискуссии, в которую были вовлечены многие молодые татарские интеллектуалы того времени. Газиз Губайдуллин также не остался в стороне от этой дискуссии и чуть позднее — уже в период революции 1917 г. — опубликовал в журнале «Аң» серию статей с общим, весьма недвусмысленным названием «Некоторые основы национализма» («Милләтчелекнең бәгъзе әсасләре»).

В 1916 г. Газиз Губайдуллин завершил свое обучение на историческом отделении Казанского императорского университета, однако мусульманское вероисповедание не позволило ему остаться в университете «для приготовления к профессорскому званию». Советская власть сняла эту преграду на его пути в большую науку: только в 1919 году Газиз Губайдуллин получил возможность поступить в аспирантуру и заняться профессиональной научной деятельностью.

Типографский экземпляр научного труда Г. Губайдуллина «Древние булгары». Фото archive.gov.tatarstan.ru

Жертвы «Большого террора»

Если дореволюционная интеллектуальная среда, общественные дискуссии, а также бурное обсуждение проектов нациостроительства в 1917—1918 гг. оказали определяющее влияние на формирование взглядов, ценностей и жизненных ориентиров Газиза Губайдуллина, расцвет его как ученого пришелся уже на Советскую Россию. Именно в советскую эпоху были написаны основные его научные сочинения: «История татар» (Казань, 1924), «История татарской литературы периода феодализма» (1925, совместно с Гали Рахимом), «Развитие исторической литературы у тюрко-татарских народов» (Баку, 1926), «К вопросу о происхождении хазар» (Баку, 1927) и др. труды по истории и литературе тюркских народов. Вполне благополучно складывалась и его академическая карьера: Газиз Губайдуллин защитил докторскую диссертацию («Проблема происхождения узбекского народа», 1927), стал профессором и деканом восточного факультета Азербайджанского университета (1928), затем профессором Самаркандского университета, участвовал в создании историко-востоковедных институций в Средней Азии и пр. В то же время, трагический конец и гибель его в эпоху сталинских репрессий, вполне вписывается в логику тоталитарного государства.

С точки зрения развития татарской национальной историографии советская эпоха не может быть оценена однозначно: поступательное развитие исторической науки и естественное функционирование научного сообщества были невозможны в силу идеологических установок советской власти. Провозглашенная денационализация истории, замененная историей классов и классовой борьбы, жесткий идеологический пресс, тотальный государственный контроль, отрицание интеллектуального наследия предшествующей эпохи, а также физическое уничтожение целой плеяды дореволюционных историков (Х.-Г. Габаши, Х. Атласи и др.) — все это делало почти невозможным дальнейшее развитие исторической науки в направлении создания полноценной национальной истории. В то же время, Советский Союз действовал в логике «империи позитивного действия» (Т. Мартин) и творил руками национальных интеллектуалов свою историю. Именно в советское время были сформированы кадры профессиональных ученых-историков, опубликованы и введены в научный оборот ценные источники, создан огромный исторический нарратив, посвященный татарской истории.

Судьбы многих интеллектуалов советской эпохи Газиза Губайдуллина, Гали Рахима, Назипа Хальфина, Фатыха Карими и др., живших и пытавшихся творить «национальную историю» в этих «заданных обстоятельствах», трагически оборвались в эпоху «Большого террора». Впрочем, от этих ученых, писателей, интеллектуалов осталось огромное творческое наследие, важные исторические сочинения и ценные мысли, которые нам еще предстоит освоить в полной мере. А что осталось от их «гонителей»? Только тлен…

Диляра Усманова
Справка

Усманова Диляра Миркасымовна — историк, д. и. н., профессор КФУ.

  • Образование: Казанский государственный университет (1988). Квалификация: преподаватель истории и обществоведения.
  • В 2005 году защитила докторскую диссертацию по специальности «Отечественная история».
  • Заместитель декана исторического факультета по науке (с 2005 по 2009 годы).
  • Член двух диссертационных советов по защите докторских диссертаций (с 2005 по 2009 годы).
  • Член ученого совета Национального музея РТ (с 2012 года).
  • Владеет английским, немецким и татарским языками.
  • Автор 13 монографий, 65 статей в научных журналах и 6 энциклопедиях. Более 20 статей изданы в Германии, Англии, Франции, Турции и Литве.
  • Изучала историю мусульманских народов Российской империи, впервые ввела в научный оборот неизвестные архивные документы и уникальные фотографии.

ОбществоИстория
комментарии 9

комментарии

  • Анонимно 06 дек
    «Судьбы многих интеллектуалов, включая Губайдуллина, оборвались в эпоху «Большого террора»
    Источник : https://realnoevremya.ru/society/history/83255-kolonka-o-tatarskom-istorike-gazize-gubaydulline

    Если 1937-1938 гг. некоторые историки называют "Большим террором", в результате которого к смертной казни было приговорено около 700 тысяч человек, то как назвать террор 1917 - 1924 гг., когда погибло более 3 млн. человек, а общее число жертв превысило 10 млн.?

    "Огромным террором"?

    "Апокалиптическим террором"?

    "Ленинским террором"?

    Или "Между-народным террором"?
    Ответить
  • Анонимно 06 дек
    Газиз Губайдуллин, Гали Рахим, Назип Хальфин...

    А есть ли памятники этим великим людям, и названы ли именами улицы?..
    Ответить
  • Анонимно 06 дек
    Бежать нужно было из страны, благо деньги, наверное, были.Нужно было правильно понимать тогдашнюю политическую ситуацию.
    Ответить
    Анонимно 06 дек
    Сейчас это говорить Просто, тогда было не до бегства
    Ответить
    Анонимно 06 дек
    Не для того международные марксисты-террористы захватывали власть в России в 1917 году, что бы затем "бежать".
    Они думали, что их власть абсолютна.
    Ответить
  • Анонимно 06 дек
    Полуюбилейная дата? 130 разве не юбилей?
    Ответить
    Анонимно 06 дек
    150 юбилей
    Ответить
  • Анонимно 06 дек
    Автобиография написана на непонятном языке, но я смогла прочитать. Интересно мозг читает такие тексты
    Ответить
  • Анонимно 06 дек
    Как много мы еще не знаем о своих настоящих героях. Образованных мыслителей на корню пресекал меч террора. Побольше надо давать их труды - вот тогда и будут любить татарский
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии