Новости раздела

Особенности казанской онлайн-торговли: молодые покупатели, популярность Китая и самовывоза

Особенности казанской онлайн-торговли: молодые покупатели, популярность Китая и самовывоза
Фото: retail-loyalty.org

Онлайн-торговля смещается в сторону повседневного потребления

Казанский рынок онлайн-торговли является зеркалом того, какой ситуация по всей России будет через несколько лет, заявил сегодня журналистам руководитель отдела маркетинговых исследований «Яндекс.Маркета» Кирилл Шпара.

— Меня поражали несколько черт казанского и татарстанского рынков. Это продвинутость: если хочешь посмотреть, где будет национальный рынок страны через сколько-то лет, надо посмотреть, что сейчас происходит на рынке в Казани. Ну и очень внимательный, скрупулезный выбор товаров и услуг местными жителями — это тоже является челленджем для ретейлеров, — рассказал сегодня Шпара журналистам.

Интересно, что Россия по некоторым показателям рынка онлайн-торговли опережает крупные страны, считающиеся лидерами в этой сфере. Объем онлайн-торговли в России составляет 2,5 трлн рублей (без учета бензина, автомобилей и услуг), за последний год доля онлайн-торговли от общего объема ретейла выросла с 6 до 9%, следует из данных компании Data Insight. Если сравнивать с Китаем (где доля 24%) или с США (17%), это меньше, но Шпара отмечает темпы роста — такими темпами США за несколько лет можно и догнать. По его оценке, по темпам роста Россия входит примерно в пятерку наиболее динамичных стран. По собственным данным «Яндекса», за 9 месяцев 2020 года рост рынка составил 45%.

Вот еще несколько фактов о рынке онлайн-торговли на основе данных международных и российских исследовательских компаний:

  • В 2020 году онлайн-ретейл в мире составит не менее 17% всего ретейла, почти 4 трлн. Это сопоставимо с ВВП Германии.
  • Доля онлайн-покупателей в России в возрасте 16—55 лет утроилась за шесть лет и сейчас составляет 50%.
  • Число посетителей онлайн-магазинов в России превысило 70 млн человек. Здесь речь идет именно о «посетителях»: они необязательно что-то купят, а могут использовать магазины просто для сравнения перед походом на офлайн-шопинг.
  • Число же именно покупателей в онлайн-магазинах составляет 51,2 млн человек, из них 2 млн — младше 16 лет. Старше 16 лет — 49,2 млн, прирост к прошлому году — 8,2 млн человек.
  • В зависимости от размеров города доля онлайн-покупателей закономерно падает. Но Шпара отмечает, что в последние годы наибольший прирост давала не только Москва, но и сравнительно небольшие (от 100 до 500 тыс. населения) города.
  • В пандемию в России вырос охват онлайн-покупок в таких категориях, как одежда и обувь, средства личной гигиены, а также продукты и напитки. Чаще стали покупать товары для детей. Интересно, что это привело к падению среднего чека — из-за того, что покупатели начали активнее заказывать повседневные недорогие товары.

Как казанцы закупаются в интернете

Помимо уже обозначенных особенностей казанского рынка онлайн-торговли, Кирилл Шпара выделяет еще несколько. Так, Казань стала одним из наиболее «молодых» городов в этом вопросе — здесь 25% онлайн-покупателей — младше 16 лет. Во многих городах эта доля не превышает 10%, добавил Шпара.

Эти молодые покупатели часто используют соцсети — покупают через них и оставляют отзывы. PR-директор «Яндекс.Маркета» Полина Упитис рассказала, что среди таких покупателей еще и тренд на прямые трансляции — блогеры во время эфиров заказывают товар и обсуждают его преимущества и недостатки. Это уже стало мощным инструментом рекламы в Китае, некоторые площадки в России начали использовать подобные инструменты.

  • За год рынок онлайн-торговли в деньгах в Татарстане вырос на 54%. Прирост сопоставим с московскими показателями. Доля покупателей 16—55 лет составляет 54% — это больше, чем в среднем по России.
  • Большинство казанцев (36%) используют российские и китайские магазины, на втором месте (29%) — только российские. Еще 24% пользуются магазинами по всему миру.
  • Около трети казанцев при равных условиях предпочтут купить товар в местном онлайн-магазине. В пользу этого играет быстрая доставка и прочие удобства. 22% казанцев во время последней онлайн-покупки использовали «новый» для себя магазин.
  • Основной причиной покупок в онлайн-магазинах казанцы (свыше 60% опрошенных) называют возможность сравнить цены и найти самое выгодное предложение — это подтверждает слова Шпары о скрупулезности казанских покупателей в вопросе выбора. Вторая причина (примерно 52% опрошенных) — возможность никуда не ездить и не тратить на покупки силы и время. Вопрос безопасности в пандемию оказался решающим только для 20% покупателей.
  • 65% казанских онлайн-покупателей делают покупки в Сети не реже 2—3 раз в месяц. Это ощутимо выше, чем в среднем по России.
  • Что касается самых популярных товаров, здесь никаких открытий нет — это одежда и мобильные телефоны, а также игрушки и товары для хобби. Ситуация здесь не сильно отличается от общей по России.
  • Есть интересные данные о том, какие товары казанцы не хотели бы покупать в онлайне — это алкоголь, лекарства, а также крупная бытовая техника и продукты питания. При этом продукты питания в Казани все же готовы покупать онлайн 83% казанцев.
  • Чаще всего при заказе казанцы выбирают предоплату банковской картой. Но это обусловлено скорее сложившейся практикой рынка. Данные опроса о том, как хотели бы платить казанцы, свидетельствуют об ином: наиболее предпочтительным считается вариант с оплатой картой при получении.
  • Казанцы в целом предпочитают самовывоз товара из пунктов выдачи. Однако весной, в период наиболее жестких ограничительных мер, вполне закономерно стала более востребованной услуга доставки курьерами (до 80%).
  • За год снизился показатель «оптимального срока доставки» — на целый день, до трех дней. А срок, который казанцы считают долгим, но еще приемлемым для ожидания, — аж на два дня, до 9 дней.
  • В Казани 96% онлайн-покупателей знают про массовую распродажу «черная пятница», 25% что-то покупали в этот период. О распродаже 11 ноября, так называемом «дне холостяка», осведомлены только 20% казанцев.
Александр Артемьев
АналитикаТехнологииITБизнес Татарстан
комментарии 11

комментарии

  • Анонимно 17 ноя
    а как проверяется возраст покупателя? откуда известно, что гаджет или молодёжную одежду покупал сам подросток,а не его родители?
    Ответить
    Анонимно 17 ноя
    Тоже интересует такой вопрос. Могу только предположить, что подростков вычисляют по картам оплаты, заведенным именно на них, а так же по д.р рождения, которую они указывают при регистрации, что делают, конечно, далеко не все
    Ответить
  • Анонимно 17 ноя
    А разве можно совершать покупки несовершеннолетним? Интересно, у них родители то хоть в курсе
    Ответить
    Анонимно 17 ноя
    Они же не алкоголь там берут или табак, причем этого и взрослые не смогут приобрести.
    Ответить
  • Анонимно 17 ноя
    Черной пятницы еще не было. Но мы очень ждем???? я уже корзины наполнила
    Ответить
    Анонимно 17 ноя
    Началась уже у некоторых
    Ответить
  • Анонимно 17 ноя
    Сколько не заходила на али - никогда ничего не могу путного подобрать. Доставка долгая, часто платная да и цены совсем не низкие
    Ответить
    Анонимно 17 ноя
    Цены там давно уже выше того же Вайлдберриз. Ассортимент, правда гораздо богаче, но это всегда рулетка
    Ответить
    Анонимно 17 ноя
    Вот именно, картинка с реальностью не всегда совпадает
    Ответить
  • Анонимно 17 ноя
    Сижу на онлайн покупках уже лет десять, вылазка в оффлайн тц большой стресс для меня и, как, правило безрезультатный. Цены гигантские , скидок нет, в магазинах бардак
    Ответить
    Анонимно 17 ноя
    на меня пару раз рамка писала, хотя я, естественно ничего не крала. досмотр сумок и прочее отбили желание заходить в некоторые магазины одежды. онлайн приятнее в разы и можно шопиться сидя на диване без отрыва от семьи
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии

Новости партнеров