Мода на предпринимательство: как бизнесменов «штампуют» на фабриках
Несмотря на то, что по статистике только 2,2% россиян хотят заниматься бизнесом, в стране продолжает расти количество образовательных проектов для потенциальных предпринимателей. После разбитной и скандально известной «Бизнес-молодости» в процесс включились и другие серьезные игроки, в том числе и в Татарстане. Так, в 2016 году в республике была проведена большая образовательная программа «Бизнес класс» Сбербанка и Google, а другой масштабный проект «Фабрика предпринимательства» готовится «зайти» в высшее образование в наступающем году.
В новом учебном году, осенью 2017 года в КФУ откроется новое направление подготовки студентов — «предпринимательство». Решение о создании бакалавриата и магистратуры по направлению (раньше это называлось «специальность») на ученом совете КФУ принято уже было.
Предполагается, что будет создана и кафедра, но это более длительный процесс, сказал пресс-секретарь КФУ Камилл Гареев. Но, судя по взятым темпам, будет и кафедра. Инициатива создания направления и кафедры принадлежит Айдару Булатову, председателю совета директоров управляющей компании Bulatov Group, который с 2014 года развивает проект «Фабрика предпринимательства». В 2016 году «Фабрика» стала оператором федеральной программы поддержки бизнеса «Ты предприниматель».
Начинался проект как бесплатные мероприятия для студентов и начинающих бизнесменов. На первый мастер-класс в феврале 2014 года Булатов собрал 2 тысячи человек. Первыми посетителями были студенты, которых нетрудно собрать (Айдар Булатов доцент, доктор наук Института управления, экономики и финансов КФУ), отзывы были хорошими. С тех пор бесплатные мероприятия (открытые лекции и мастер-классы) посетили 17 тысяч человек, сообщили в пресс-службе «Фабрики предпринимательства», выпускниками учебных программ стало 500 человек, которые запустили 180 проектов (стартапов).
С 2016 года «Фабрика» запустила платный формат — для опытных бизнесменов «Фабрика PRO», полуторамесячный курс (маркетинг, продажи, лидогенерация, управление персоналом и др.).
В пресс-службе «Фабрики» рассказали, что перспективы развития помимо расширение курса до вузовского направления — создание Центра предпринимательства в Казани, включение школ и средних специальных заведений в систему образовательных программ по предпринимательству; реализация совместной программы с министерства экономики республики Татарстан и других организаций. В дальнейшем «Фабрика» мыслит себя как федеральный проект.
«Фабрика», по словам Айдара Булатова, финансируется из некоммерческого фонда «Фабрика предпринимательства».
— Изначально была принята философия о бесплатном обучении. В 2015 году проект получил поддержку правительства Татарстана и Министерства экономики, и часть студентов обучается за счет грантов Минэкономики. Это позволило реализовать его на всей территории РТ. Помимо средств, которые вкладывают попечители, грантов, у нас есть проект, который финансируется за счет самих участников: «Фабрика PRO», тренинги.
Объем финансирования Булатов не называет:
— Общие финансовые показатели работы фонда — это закрытая информация. По финансированию бюджетом — эта информация есть на тендерных площадках.
Несмотря на то, что в 2016 году программа поддержки бизнеса в целом по России была сокращена на 7 млрд рублей (на 40%!), Татарстану удалось сохранить свою долю на уровне прошлого года — 588 млн руб. По словам директора проекта Ольги Кириенко, «Фабрика Pro» окупает себя сама. Университет участвует в проекте ресурсами: передачи о проекте транслируются на университетском телевидении, под мероприятия предоставляются площадки вуза, сказал Камилл Гареев.
Перехватили инициативу у «Бизнес-молодости»
«Фабрика предпринимательства» стала новой «Бизнес молодостью» — по охвату и «революционности», говорит выпускник обоих проектов Артем Исрафилов, руководитель бренда дизайнерских головных уборов Sorokina. «Фабрика предпринимательства» — это, по большому счету, плагиат «Бизнес-молодости» (после ее появления было многих похожих проектов). Но хороший плагиат со своей фишкой. Она подходит таким, как я, которые не хотят переезжать в Москву, которым нравится Казань. Нам важно общаться с крутыми предпринимателями, расширять свои границы. Хочется находиться в тусовке и чувствовать сопричастность.
То, что сделала «Бизнес молодость», — это революция в бизнесе, считает Исрафилов. В 2013 году она, по идее, дала старт всем массовым обучающим проектам, она стала популяризатором предпринимательства с большим охватом. «Бизнес молодость» состоявшиеся бизнесмены ругали — за то, что она давала сверх простой инструментарий развития дела: найди нишу, создай лендинг, нагоняй трафик и продавай.
— Тысячи выпускников, убежденные в том, что бизнес — это просто, создавали лендинги и были готовы продавать, что угодно. Но в реализации доходило до смешного. Клиенты звонили по телефону, указанному на сайте, а брал трубку студент, который говорил: извините, я на паре. При том, что на сайте говорилось о том, что компания международная, — рассказывает Артем Исрафилов. — Появилось очень много «плохих» бизнесов, и рынок начал «выжигаться». Люди начинают заниматься всем подряд, подражают, демпингуют.
Сбербанк с Google за бизнес-культуру
Еще один крупный образовательный проект был реализован в 2016 году. Для программы «Бизнес класс», созданной Сбербанком и Google, Татарстан был пилотным регионом. Программа была реализована как бесплатный полугодовой курс развития бизнеса для микро- и малых предпринимателей в реальном секторе экономики. Наставники курса вели занятия онлайн и в формате очного взаимодействия.
По данным пресс-службы Google в проекте было зарегистрировано порядка 30 тысяч человек из всех 43 районов Татарстана (большую заинтересованность проявили предприниматели из Казани и Набережных Челнов), правда, завершили обучение лишь около 5 тысяч татарстанцев.
В Google говорят, что проектом довольны и намерены продолжать его реализацию — уже в других регионах. Сейчас на сайте анонсирован «Бизнес класс» в Свердловской области — там он стартует меньше, чем через три месяца.
Наставники также оценивают результаты как хорошие. Но в будущем, если проект будет развиваться, имеет смысл делать его платным курсом, считает один из наставников проекта Арсений Архангельский, партнер маркетингового агентства «Жуков и Архангельский». По его словам лишь 15—17% из всех слушателей курса были реально мотивированы на обучение и «шли к результату».
— Бесплатное образование — не есть хорошо. Люди приходят не за знаниями, а за тусовкой. Но были и те, кто приходили за конкретными результатами. Среди 5 тысяч участников процентов у 5 были реальные результаты. Это увеличение выручки или улучшение бизнес-процессов, — говорит Архангельский.
Одним из лучших результатов «Бизнес класса» в Google называют результат компании «Зифа».
— К моменту запуска программы компания имела 22 магазина в Поволжье. «Бизнес класс» помог владельцу компании систематизировать знания по финансам и продажам. Компания смогла разработать и внедрить новый бизнес-план, — рассказывает Олег Голицын, руководитель направления маркетинга для малого и среднего бизнеса Google Россия. — Благодаря этому сегодня каждую неделю открывается 3—4 магазина.
Выручка увеличилась в 4 раза по сравнению с маем текущего года, в 2,5 раза, если учитывать «высокий сезон». Средний чек вырос на 18%, были открыты первые магазины в СНГ. Отличительная черта сети розничных магазинов в фиксированной стоимости всех товаров — 99 рублей. На данный момент сеть насчитывает 100 магазинов на территории РФ, Белоруссии и Казахстана. Сам владелец компании Линар Хуснуллин соглашается, что успех компании обусловлен его участием в «Бизнес классе».
— Наша выручка до участия в «Бизнес классе» была 20 млн рублей в месяц, стала 50 млн рублей, — делится Хуснуллин успехами компании, которая существует около полутора лет. — К сожалению, 95% курсов проводится некомпетентными людьми: не смогли сами заработать, а учат других. Поэтому я не мог упустить возможность поучиться в проекте, реализованном такими крупными брендами. Выросло поколение предпринимателей, которые строили бизнес с нуля (Галицкий, Тиньков), и им сейчас есть чем поделиться. А нам нужно меньше времени, благодаря их опыту, в этом фишка.
Профессиональные участники рынка бизнес-образования в новой волне популяризации обучения предпринимателей ничего плохого не видят.
Любая компания, которая может эту поддержку дать — как психологическую, так и навыковую, так и просто мотивационную — она вызывает у меня уважение, принятие, доверие, — говорит Мария Егорова, директор консалтинговой компании «Человеческий капитал».
Максим Шаргородский, руководитель компании Networking Event Club (занимается организацией тренингов и мастер-классов) считает, что после курсов, подобных «Бизнес классу» и «Фабрике предпринимательства» все слушатели бизнесменами не станут. Их задача — подтолкнуть к бизнесу тех, кто не может решиться на первый шаг.
Сам он первую бизнес-идею придумал на Made in Kazan (открытые лекции, проходившие в Казани с участием именитых спикеров), и ушел реализовывать ее с хорошей должности в компании «ТТС».
— Я не знаю всех методологий, которые они (образовательные программы — прим. ред.) используют, но уверен, что действие всегда лучше бездействия. Если людям дают какие-то инструменты, которые позволяют им реализовываться как предпринимателю, — это очень хорошо.
Единственно, предпринимателем не каждому суждено стать. Но для тех, кто понял, что хочет создать свой бизнес, это очень позитивное движение, позволяющее получить толчок и поддержку. Порой это важно. Не все люди способны себя самостоятельно мотивировать. Когда человек находится в какой-то смежной субстанции: вроде понимает, что у него должно получиться, но испытывает страх перед первым шагом — такие сообщества играют позитивную роль.
Я, например, не могу сказать, что всегда мечтал быть предпринимателем, но попал на Made in Kazan и в 2013 году услышал уверенный тон предпринимателей, истории о том, как они реализуют свои амбиции, и у меня появилась мысль, что я тоже так могу. Прямо на этом мероприятии я понял, что хочу организовать тренинг Ирины Ландо. На кофе-брейке я взял ее визитку, и тренинг «Скорочтение Ирины Ландо» стал первым проектом Networking Event Club.
Вопрос, почему все решили учить предпринимателей и, главное, почему эта идея оказалась востребованной, лежит на поверхности. Согласно ежегодному докладу Global Entrepreneurship Monitor (глобальный мониторинг предпринимательства, GEM) только 2,2% россиян хочет заниматься бизнесом.
При этом доля инновационных предприятий в России не дотягивает до 15%, что, возможно, связано с тем, что уровень бизнес-культуры не растет. В частности, падает уровень образованности российских бизнесменов: среди них все больше тех, кто считает, что и высшего образования для ведения бизнеса не нужно.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.