«Качество топлива улучшилось»: в Татарстане проходит месячник по проверке топлива
С 28 октября в Татарстане стартовал месячник по мониторингу качества моторного топлива, реализуемого и потребляемого в республике. На основании распоряжения Кабинета министров РТ до конца ноября будут проверены более ста объектов розничной и оптовой торговли горючим — АЗС и нефтебазы. Проверяющие отберут пробы бензина и дизельного топлива и исследуют их в аттестованной лаборатории. В очередной рейд по АЗС с сотрудниками ГБУ «Управление по обеспечению рационального использования и качества ТЭР в РТ» отправилась и корреспондент «Реального времени».
Отбор проб на АЗС
Пробы для анализа специалисты республиканского Управления рационального использования ТЭР отбирают на АЗС, не предупреждая их владельцев о визите.
Как рассказал начальник отдела обеспечения рационального использования и качества нефтепродуктов, газообразных видов топлива и сертификации АЗС Шамиль Гумеров, с начала месячника специалисты отобрали уже 305 проб на 134 АЗС республики. В этой работе задействованы четыре мобильные группы, три из которых работают в Казани и в ближайших районах, а одна — в Набережных Челнах и Нижнекамске.
Всего до конца ноября в соответствии с распоряжением Кабинета министров РТ специалисты ГБУ «Управление по обеспечению рационального использования и качества ТЭР в РТ» отберут 330 проб на более ста АЗС республики.
В 142 пробах три несоответствия
Каждую пробу направляют в лабораторию, где их проверяют на соответствие требованиям ГОСТ.
Пока в лаборатории испытано 142 пробы, отобранных в рамках месячника. В трех образцах выявлены несоответствия. Названия АЗС по объективным причинам журналистам не сообщили. Владелец АЗС в случае несогласия с вердиктом может потребовать провести анализ повторно, но уже в другой лаборатории. И только после этого могут быть озвучены результаты. Тогда материалы направляются в контрольно-надзорные органы. Нарушителю грозит штраф.
На случай необходимости повторного испытания топливо при отборе разливают в две стеклянные бутылки, каждую из которых закрывают, пломбируют и помечают биркой с информацией о виде топлива, дате, времени и месте отбора. Одну из бутылок отправляют в лабораторию, а вторую с арбитражной пломбой хранят более месяца — на случай, если в пробе выявят несоответствие.
По словам Шамиля Гумерова, в основном нарушения фиксируются на небольших заправках. У крупных сетей есть свои собственные лаборатории. И раз в месяц, согласно нормативным документам, они проверяют качество реализуемого топлива.
Если же говорить о несоответствиях, которые были выявлены за время этого месячника, все они касаются дизельного топлива.
— У дизельного топлива есть такой показатель — предельная температура фильтруемости. По этому показателю дизельное топливо бывает трех видов: летнее, всесезонное и зимнее. Сейчас как раз идет переход от всесезонного на зимнее. У них разная температура фильтруемости, а резервуары на АЗС одни. Крупные автозаправочные станции защищают резервуар, то есть полностью сливают всесезонное топливо и заливают зимнее. А мелкие АЗС, которые расположены в районах, деревнях, они могут на «всесезонку» залить зимнее, и там температура немного поднимается. Вместо необходимых -32 становится -28, а это уже несоответствие, — рассказал спикер.
«В качестве уверены, волнует цена»
Прессе показали весь процесс отбора и испытания проб. После АЗС десант журналистов отправился в лабораторию.
— Качество бензина проверяем по шести, а качество дизельного топлива по семи показателям. Проверяем фракционный состав, плотность горючего, массовую долю серы, температуру вспышки. К примеру, для дизельного топлива важнейшим показателем является предельная температура фильтруемости. На испытание одной пробы уходит не менее шести часов, — рассказала лаборант химического анализа испытательной лаборатории нефтепродуктов Альфия Касимова.
По ее словам, в последние годы наблюдается положительная тенденция:
— Качество топлива улучшилось. Раньше были нарушения, связанные с содержанием в составе большого количества серы, смол. Сейчас все в норме.
Согласны с ней и обычные водители.
— Я более двадцати лет за рулем. Пару раз по молодости сталкивался с таким, что залил некачественное топливо. Были проблемы с бензонасосом, машина дергалась, пропадала динамика на трассе. Сейчас такого нет, топливо качественное. Да и опытный уже, заправляюсь в проверенных сетях. В качестве уверены, волнует цена, которая растет буквально каждый день, — рассказал журналисту «Реального времени» Артем Альшевский.
Проверка по каждой жалобе
ГБУ «Управление по обеспечению рационального использования и качества ТЭР в РТ» отбирает пробы не только в течение данного месячника. Всего за 10 месяцев текущего года было отобрано уже 1 400 проб, в том числе и по жалобам потребителей.
— На каждую жалобу мы реагируем выездной проверкой. За текущий год от потребителей поступило 28 жалоб на некачественное топливо. Но ни одна жалоба не подтвердилась, — резюмировал Шамиль Гумеров.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.