Новости раздела

Дмитрий Харитонов: «Импортозамещение — это критический процесс, который нельзя останавливать»

Топ-менеджер Холдинга Т1 — о том, когда закончится ИТ-импортозамещение в России, какова его глобальная цель и философия

Дмитрий Харитонов: «Импортозамещение — это критический процесс, который нельзя останавливать»
Фото: Мария Зверева

Два главных тренда в развитии российской сферы ИТ — импортозамещение и кибербезопасность. Первый заместитель генерального директора Холдинга Т1 Дмитрий Харитонов поговорил с «Реальным временем» в кулуарах форума Kazan Digital Week о том, как продвигается сегодня создание технологически независимых продуктов, и о том, какие направления здесь лидируют и отстают. По его мнению, в 2025 году основные работы по импортозамещению будут завершены и ИТ-отрасль перейдет к совершенно новой парадигме. Подробности — в нашем интервью.

«Мы хотим управлять тем, что создаем сами»

— Как бы вы оценили сегодня работу российских компаний по созданию независимых ИТ-продуктов? Какова магистральная линия?

— Импортозамещение — глобальная тема, которая уже давно стала важной. Игроки отечественного ИТ-рынка приступили к созданию собственных ИТ-решений до того, как это было объявлено государственной стратегией вследствие геополитических причин.

ИТ-рынок продолжает разрабатывать надежные и безопасные продукты, которые могут быстро адаптироваться к запросам бизнеса. Это является сегодня основным драйвером импортозамещения.

— В каких генеральных направлениях идет сегодня импортозамещение и сколько времени этот процесс, по вашим прогнозам, может занять?

— Существуют точные временные требования регуляторов относительно перевода на российское ПО значимых объектов критической инфраструктуры. Это позволяет думать, что уже в начале 2025 года задача будет преимущественно решена. Однако за этим периметром останется большой объем ИТ-инфраструктуры, которая не относится к КИИ и которую тоже необходимо замещать, — то есть этот процесс не остановится в обозначенный государством срок.

Мы считаем, что это будет переосмысление в части архитектуры решений, которое позволит сфокусироваться на важном — повысить надежность и отказоустойчивость новых ИТ-систем. Во всех индустриях эти процессы развиваются с разной скоростью: где-то быстрее, а где-то медленнее.

«Традиционно быстрее внедряют информационные технологии телеком, финансовый сектор, энергетика»

— Где это происходит быстрее?

В России традиционно быстрее внедряли информационные технологии телеком, финансовый сектор, энергетика. Иначе дело обстоит в промышленности, где бизнес-процессы отличаются высокой сложностью и их перевод на российские решения должен быть произведен без остановки производства. Этот процесс должен быть бесшовным и непрерывным, в этом и заключается основная сложность.

— Какие отрасли наиболее успешнее реализуют сегодня проекты по импортозамещению ИТ?

— Есть ряд отраслей, в которых уже очень многое сделано. Мы довольно плотно работаем с финансовыми компаниями, сотрудничаем с одним из крупнейших российских банков. За плечами нашей команды уже большой опыт реализации проектов по переводу ИТ-инфраструктуры на независимые системы, мы видим, что эта отрасль лидирует по внедрению инноваций, по степени автоматизации многих направлений деятельности. Также активно развивают ИТ-проекты ретейл и энергетика. Думаю, очень скоро мы в принципе перейдем от создания повторяющих иностранный опыт продуктов к еще более активной разработке независимых систем и технологий для решения специфических задач российского рынка.

— В каких отраслях предстоит еще много работы? О промышленности вы уже сказали, но ведь есть еще и сельское хозяйство или социальный сектор, например медицина.

— Есть большое число сфер, в которых с точки зрения ИТ еще много предстоит сделать. Вы упомянули медицину, там до недавнего времени большинство ПО и оборудования были западными, однако в 2023 году российский рынок медтеха вырос на четверть. Учитывая такую динамику, эта сфера, конечно, довольно перспективна. Если вернуться к промышленности, то сделаю оговорку: процесс там действительно сложный, однако по скорости цифровизации сфера стремится в лидеры, поэтому есть все основания утверждать, что и импортозамещение тоже покажет позитивные результаты.

Мария Зверева / realnoevremya.ru
В промышленности бизнес-процессы отличаются высокой сложностью, и их перевод на российские решения должен быть произведен без остановки производства.

Чтобы перейти к технологическому суверенитету, важно выстроить фундамент

— А могут ли те или иные решения, разработанные для одной индустрии, «перетекать» в другую? Работает ли тут некая кросс-индустриальность?

— Конечно, работает. Причем эти решения бывают совершенно неочевидными. К примеру, в финансовой отрасли компании анализируют множество данных о клиенте, о физлице (разумеется, это происходит обезличенно). Эта информация собирается из разных мест: от телеком-операторов, из торговых точек и т. д. На этой основе формируется цифровой профиль клиента, который позволяет понять, что может быть нужно конкретному потребителю, что ему можно порекомендовать. Так вот, в этих массивах данных очень важна непротиворечивость — ведь если данные об одном клиенте, собранные в разных источниках, противоречат друг другу, значит, рекомендация не сработает. Над тем, чтобы эту противоречивость минимизировать, наша команда много работает.

Оказалось, что эта экспертиза пригодится и в совершенно другом бизнес-проекте. Один из наших заказчиков обратился с просьбой провести такой же анализ непротиворечивости в их массиве технических стандартов по производству сложных изделий. Оказывается, для них существует целая иерархия стандартов: ГОСТы, ТУ, техрегламенты и прочее. Здесь критической становится возможность автоматической проверки, не противоречат ли данные об изделии всем этим стандартам. Для этого с помощью алгоритма, разработанного искусственным интеллектом, автоматически проверяется взаимная совместимость и выдается вердикт. Опыт проверки на совместимость данных о физлицах мы перенесли на тяжелую промышленность и производство изделий.

— О дефиците кадров говорят практически во всех областях ИТ. Нужны не только и не просто программисты, но хорошо образованные специалисты с глубоким знанием математической логики. Как вы справляетесь с дефицитом кадров?

— Абсолютно верно. И чтобы решить задачу импортозамещения, чтобы прийти к технологическому суверенитету, очень важно построить основу, начиная с фундаментальной науки. Бизнесу при этом важно проактивно взаимодействовать с вузами и научными школами, чтобы применять их передовые разработки на практике уже на этапе апробации.

Мария Зверева / realnoevremya.ru
Еще один способ решения вопроса — партнерство с вузами и научными центрами

Работать по-прежнему уже не удается в целом ряде отраслей. Понимая это, мы запустили кадровые проекты сразу в нескольких направлениях. Например, от обычного найма перешли к подготовке кадров для себя. Для этого в том числе запустили программу «Открытые школы», в рамках которой дообучаем кандидатов с небольшим опытом и приглашаем их на конкретные проекты. Также буквально несколько недель назад закончил работу наш «ИТ-лагерь Т1», после которого порядка ста человек получили от нас приглашение войти в штат.

Еще один способ решения вопроса — партнерство с вузами и научными центрами. Например, мы основали совместное предприятие с МФТИ. В нем совместно с профессиональными математиками разрабатываем алгоритмы оптимизации, которые ложатся потом в основу наших продуктов. На форуме Kazan Digital Week очень много говорилось о технологии квантовых алгоритмов — это и есть основное направление деятельности этой компании. Также мы активно работаем с другими вузами, например с МАИ. Помимо этого, реализуем образовательные проекты и за пределами России — развиваем партнерство с Белорусским государственным университетом.

«Не хватает кадров, времени и ноу-хау по организации процесса»

— Какие вызовы стоят перед российскими компаниями, связанные именно с импортозамещением? Чего сейчас не хватает этому рынку?

— Не хватает, как правило, кадров, времени, работающих практик, своего рода ноу-хау о том, как организовать процесс. Даже если у предприятия есть необходимые ресурсы, нужно уметь организовать эффективные процессы и запустить работу. Это требует и методологических знаний, и определенного инструментария.

— На что сейчас обратить внимание тем организациям, которые находятся в процессе перевода своего ИТ-ландшафта на отечественные решения?

— Чтобы ответить на этот вопрос, я бы разделил эти организации на две группы. Во-первых, есть организации — операторы систем критической информационной инфраструктуры, которые подпадают под требования регулятора. Там все процессы регламентированы, и всем они давно известны.

Во-вторых, есть представители бизнеса. Им нужно внимательно посмотреть, что необходимо заместить, и самим принимать решение. Но самое важное здесь — переосмысление бизнеса, когда менеджмент осознает, импортозамещение и пересмотр каких систем являются необходимыми. В ИТ-инфраструктуре бизнеса важно делать упор на самые работоспособные части системы: на те самые 20% софта, которые обеспечивают 80% результатов. Причем сделать это не так просто. Когда речь идет о переосмыслении деятельности предприятия, это фундаментальная задача. Я бы посоветовал здесь не действовать в одиночку, а посмотреть, какие решения уже существуют на рынке, и начинать сотрудничать с коллегами по цеху.

«В разработку мы будем закладывать собственные базовые принципы проектирования»

— Как думаете, изменится ли траектория развития отечественной ИТ-отрасли в свете запуска нового нацпроекта «Экономика данных»?

— Безусловно, изменится. «Экономика данных» — это та программа, центральной идеей которой является переход к качественно новой модели управления, чтобы принимать решения на основе оперативно поступающих данных и делать выводы, опираясь на расчеты, статистику, закономерности, основанные на анализе большого массива данных.

Однако здесь есть сложность: эти данные нужно уметь собирать, хранить, очищать, защищать, правильно анализировать. Все это требует качественного инструментария. Чтобы наиболее эффективно создавать такие продукты и сервисы для бизнеса, мы консолидировали экспертизу в отдельном бизнес-подразделении — «Т1 Искусственный интеллект». Собрали здесь всех специалистов из проектов, связанных с аналитикой данных: тех, кто работает с хранилищами информации, дата-сайентистов и проч. По такому же пути идут и многие наши коллеги на российском рынке, кто заранее понимал важность этих направлений и начал формировать собственную экспертизу, еще не дожидаясь запуска нацпроекта.

— Когда в России закончится тренд на импортозамещение и сформируются иные приоритеты?

— По нашим прогнозам, все значимые для импортозамещения треки после 2024 года уже будут понятны. Думаю, в 2025 году отрасль продолжит работу над тем, что разрабатывала до конца 2024 года, но, несомненно, в меньшем объеме. Дальше в разработку той или иной системы мы будем закладывать собственные базовые принципы проектирования. Продукты будут работать на российском софте по нашим стандартам, они будут безопасны, мы сможем их поддерживать и развивать независимо от иностранных поставщиков.

Людмила Губаева

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

ТехнологииIT

Новости партнеров