Новости раздела

ФАС России предложил усилить прозрачность тарифов «Тарифным светофором»

Государственный комитет РТ по тарифам подвел итоги тарифной кампании 2019 года

«Вы бережно относитесь к установлению тарифов и думаю это оценят и жители, и предприятия», — так оценил установленную в Татарстане тарифную кампанию на 2020 год заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Алексей Доценко. Напомним, что предельный индекс роста стоимости услуг ЖКХ на будущий год установлен в 4%. Повышение платы для граждан начнется со второй половины 2020 года. Основные результаты деятельности Государственного комитета РТ по тарифам в 2019 году и задачи на 2020 год на итоговом заседании коллегии озвучил руководитель ведомства Александр Груничев. Подробности — в материале «Реального времени».

«Среднеотпускные тарифы за исключением электрической энергии — ниже основного порога»

На обсуждение итогов тарифной кампании 2019 года были приглашены руководители крупных энергокомпаний Татарстана. Вместе с премьер-министром РТ Алексеем Песошиным, мероприятие посетили заместитель руководителя ФАС Алексей Доценко и директор ФБУ ИТЦ ФАС России Федор Цариковский.

Александр Груничев сообщил, что на долю ЖКУ в начале 2019 года пришлось более 7% всех затрат домашних хозяйств РТ. Большую долю в платежках за жилищно-коммунальные услуги занимали расходы на оплату тепловой энергии (29%), электрической энергии (12%), горячего водоснабжения (10%). В части тепловой энергии госкомитет по тарифам регулирует тарифы 92 организаций с общим объемом полезного отпуска тепла 45,6 млн Гкал.

Законодательство тепловой энергии позволяет некоторым организациям уйти на отдельное регулирование и принимать решение о стоимости услуг по соглашению сторон. В 2019 году около 70 организаций ушли от обязательного тарифицирования. Они предоставляют услугу теплоснабжения единственному потребителю и не оказывают их населению. Цены на их услуги контролирует Управление антимонопольной службы.

Начиная с июля ожидается небольшое повышение тарифов. Фото: предоставлено realnoevremya.ru пресс-службой Госкомитета РТ по тарифам

Между тем стоимость электроэнергии для населения Татарстана на первое полугодие 2020 года равна установленному уровню на второе полугодие 2019 года, или в размере 3,78 руб./кВтч; а на второе полугодие 2020 года — в размере 3,93 руб./кВтч. с ростом на 4%. Средний тариф по РТ на тепловую энергию составил 1 758, 43 руб./Гкал. Начиная с июля текущего года ожидается повышение тарифов. Показатели роста тарифов следующие: с 1 июля 2020 года будет увеличен средний тариф на газ на 3%, водоснабжение — на 2,9%, тепловую энергию и водоотведение — на 3,3%.

— В рамках тарифной кампании 2020 года было принято свыше 700 решений для поставщиков энергетических и коммунальных ресурсов и утверждено более 130 тысяч показателей тарифов и региональных стандартов. Среднеотпускные тарифы для населения, за исключением электрической энергии, сложились ниже основного порога, выраженного в величине предельного роста индекса платы граждан. Таким образом рост тарифов происходит в пределах допустимых уровней, а в отдельных предприятиях тарифы даже снижаются, — заявил Александр Груничев.

Тарифы на тепловую энергию: в режиме когенерации — дешевле

При этом расчет средневзвешенных тарифов на тепловую энергию для населения муниципальных районов Татарстана произвели исходя из соотношения объема оказанных услуг и размеров установленных тарифов организациями в том или ином районе.

Минимальный уровень тарифов установлен в Набережных Челнах. Фото: предоставлено realnoevremya.ru пресс-службой Госкомитета РТ по тарифам

— Максимальный уровень тарифов установлен в Балтасинском районе — 2 348 рублей за Гкал, минимальный — в Набережных Челнах — 1619, 64 рублей за Гкал. Низкий уровень тарифа обусловлен комбинированной выработкой тепловой энергии на теплостанциях. Более высокие тарифы складываются при производстве тепловой энергии отдельно стоящими котельными и высоким уровнем расходов на передачу тепловой энергии по сетям, — пояснил Александр Груничев.

Он рекомендовал организациям с тарифом на передачу тепловой энергии по сетям выше 300 рублей внести предложения по снижению этого расхода в Госкомитет по тарифам до 1 марта.

«Организации коммунального комплекса не совсем эффективно работают в части планирования тарифных решений»

О взаимодействии с органом исполнительной власти республики в области регулирования тарифов в своем докладе сообщил первый заместитель министра строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РТ Алексей Фролов. На сегодняшний день услуги водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения оказывают потребителям 149 организаций коммунального комплекса. По предварительной оценке, в 2019 году объем оказанных услуг составил порядка 23 млрд рублей.

— В отрасли трудятся 4,5 тысячи человек, средняя зарплата которых составила 28,5 тысячи рублей. Это без крупных энергетических компаний Татэнерго, ТГК-16 и Татэнергосбыта, — сказал Алексей Фролов.

В своем докладе Фролов также отметил, что основным источником финансовой деятельности коммунальных организаций является регулированный тариф, величина которого зависит от технологичных процессов предоставления услуги — это технология производства услуги, характеристика оборудования, степень загрузки оборудования, протяженности сети, объем производства и реализация услуг.

Говоря о ежегодном росте тарифов, спикер подчеркнул, что рост ограничивается индексом роста платы граждан. Для Татарстана с 1 июля 2019 года был утвержден предельный индекс — 3%, с 1 июля 2020 года в размере 4%.

— Утверждаемые предельные индексы в рамках тарифов не могут быть гарантом привлечения инвестиционной составляющей для данных организаций. К сожалению, хочу подчеркнуть, что основные фонды ветшают и на сегодняшний день многие командные организации коммунального комплекса не совсем эффективно работают в части планирования тарифных решений, — сказал Фролов, добавив, что в 2020 году ведомство планирует исправить эту ситуацию.

Собираемость платежей за ЖКУ падает. Причина в мусорной реформе?

По итогам 2019 года собираемость платежей за жилищно-коммунальные услуги в Татарстане составила 98,2%. В 2018 году этот показатель был на уровне 98,7%, в 2017 году — 99%.

— В первую очередь это связано с тем, что мы в 2019 году перешли на новую схему обращения с твердыми коммунальными отходами. Поначалу была сложная ситуация по части заключения договоров и собираемости денежных средств, — отметил Фролов.

Развивая тему реформы в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в восточной зоне республики, генеральный директор ООО «Гринта» Светлана Ярлыченко сообщила, что в 2019 году региональный оператор вывез порядка 743 тысяч тонн отходов.

— С начала года совместно с нашими подрядными организациями мы установили порядка 3,5 тысячи новых контейнеров. Устанавливали в тех местах, где ощущалась острая их нехватка. А также с целю сохранить эстетичный вид дворов, заменяли старые изношенные контейнеры на новые, — рассказала Ярлыченко.

Новые контейнеры были установлены в Азнакаевском, Аксубаевском, Альметьевском, Бавлинском, Бугульминском, Елабужском, Лениногорском, Мамадышском, Мензелинском, Муслюмовском, Новошешминском, Сармановском, Черемшанском, Чистопольском, Ютазинском районах, а также в Набережных Челнах.

Задолженность коммунальных организаций за топливно-энергетические ресурсы составила 540 млн рублей, в том числе за газ — 431 млн рублей. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года задолженность за газ снизилась на 16 млн рублей. За электроэнергию организации коммунального комплекса задолжали 70 млн рублей, это на 20 млн больше, чем в прошлом году. К таким проблемным предприятиям Фролов отнес «Зеленодольское предприятие тепловых сетей» «Буинское ПТС», «Елабужское ПТС, муниципальные предприятия, водоканал Бавлинского муниципального района.

— Это наиболее проблемные предприятия, экономика которых не позволяет погасить накопленную задолженность, — посетовал он.

«Тарифный светофор» для прозрачных тарифов

Среди приоритетных задач для ведомства на ближайший год руководитель Госкомитета по тарифам назвал реализацию инвестпрограмм в сфере обращения с ТКО, поскольку действующие проектные мощности полигонов заканчиваются в 2023 году, и снижение перекрестного субсидирования в электроэнергетике.

Алексей Доценко, оценивая тарифную кампанию 2019 года в Татарстане, также обратил внимание на спокойное вступление республики в реформу ТКО. По его словам, такое отношение заслуга «и тех, кто ею занимается, и тарифного комитета, и администрации». Алексей Доценко отметил, что при установке тарифов на 2020 год разногласий в Татарстане было мало.

— Я считаю, что это показатель качественной работы той структуры, во главе которой работает Александр Груничев. Вы бережно относитесь к установлению тарифов и, думаю, это оценят и жители, и предприятия. Уровни тарифов, которые вы устанавливаете, влияют на инвестиционную привлекательность республики, — заявил заместитель руководителя ФАС.

Он также рассказал о пилотном проекте Федеральной антимонопольной службы «Тарифный светофор». Это российская информационная система, которая будет автоматически выявлять грубые нарушения законодательства при установлении тарифов и выдавать определенный свет. Сейчас среди пилотных регионов для проверки системы — Москва и Калининград. «Татарстан также может присоединиться», — предложил Алексей Доценко.

«Я думаю, что скорее всего мы согласимся, потому что Татарстан всегда присоединяется к регионам, которые делают передовые вещи», — отреагировал Александр Груничев.

Связь тарифов и инвестиционной привлекательности Татарстана

Важность влияния тарифов на инвестиционную привлекательность региона и социальную стабильность в обществе отметил на коллегии Алексей Песошин. Он сообщил, что Татарстан по результатам прошедшего года остается в первой пятерке регионов лидеров: ВРП по оценке превысит 2,5 трлн рублей, инвестиции в основной капитал — 640 млрд рублей.

Премьер-министр заявил, что все группы потребителей ожидают от органов власти действий по снижению уровня тарифов и при этом существует значительная разница в тарифах в разных муниципальных районах РТ.

— Наиболее яркий пример — это тарифы на питьевую воду и водоотведение. Понятно, что в первую очередь на это влияет технология производства, объемы потребления, но тем не менее я ставлю задачу перед Госкомитетом провести анализ причин сложившейся ситуации и совместно с Минстроем представить предложения по ее решению. Не менее важной мерой, направленной на снижение тарифов, должно стать внедрение принципа «давления на издержки» развития конкурентных закупок и использования экономически эффективных технологий при утверждении инвестиционных программ субъектов естественных монополий, — сказал Алексей Песошин.

При формировании тарифов первостепенным должен быть принцип открытости. Сейчас Госкомитет совместно с Федеральной антимонопольной службой проводят масштабную работу по цифровизации тарифного регулирования. Премьер-министр Татарстана предложил Министерству цифровизации РТ также подключиться к этой работе.

Екатерина Харитонова, Люция Кашапова
ПромышленностьЭнергетикаЭкономикаОбществоВласть Татарстан УФАС по РТГруничев Александр СтаниславовичПесошин Алексей ВалерьевичФролов Алексей МихайловичГосударственный Комитет Республики Татарстан по тарифам

Новости партнеров