Китайские автобренды захватили треть рынка новых машин в России
Эксперты опасаются последствий экспансии китайских автокомпаний
За первые девять месяцев 2025 года продажи новых легковых автомобилей в России принесли 2,7 трлн рублей выручки. По данным агентства «Автостат Инфо», 60% этого объема, или 1,6 трлн рублей, пришлось на китайские бренды.
Лидером среди китайских марок стала Haval с выручкой 305 млрд рублей. В тройку также вошли Chery (244 млрд рублей) и Geely (233 млрд рублей). Среди моделей наибольшего успеха добились Haval Jolion (112 млрд рублей), Geely Monjaro (109 млрд рублей) и Chery Tiggo 7 Pro Max (96 млрд рублей).
До 2022 года доля китайских автомобилей на рынке России была менее 10%. Однако после ухода европейских и азиатских автокомпаний их присутствие начало быстро расти. В 2023 году доля китайских брендов достигла 51%, а к ноябрю 2025-го — 54%.
По данным «Коммерсанта», на складах китайских компаний в России на сентябрь 2025 года скопилось от 100 до 500 тысяч автомобилей. Их продажа займет больше года. В 2024 году в Россию было ввезено более 1 млн китайских автомобилей на сумму 21 млрд долларов.
Эксперты выражают опасения по поводу влияния китайских автокомпаний на российскую экономику. Директор департамента консалтинга SBS Consulting Дмитрий Бабанский считает, что экспансия китайских брендов угрожает потерей компетенций в отечественном автопроме. Депутат Госдумы Михаил Делягин называет текущую ситуацию колониальной экономической моделью, которая не способствует развитию производства в России.