Политолог Алексей Макаркин: «Пока зависимости от Китая у России нет, но…»
— Резкого потепления отношений между Россией и Китаем я особо не вижу. Они всегда были хорошими, сейчас виден контраст на фоне разрыва с Западом: если раньше была диверсификация, то теперь западное направление внешней политики не актуально, — сказал политолог, заместитель генерального директора Центра политических технологий, профессор ВШЭ Алексей Макаркин «Реальному времени», комментируя первый Международный форум «РОСТКИ: Россия и Китай — взаимовыгодное сотрудничество», который прямо сейчас проходит в Казани.
По его мнению, антироссийские санкции стимулируют искать новые рынки сбыта. Но Китай сейчас находится в более выгодной позиции для того, чтобы диктовать «условия дружбы».
— Китайские производители автомобилей импортозамещают западные. Сотрудничество китайского и российского автопрома становится практически безальтернативным, — отмечает Макаркин.
Политолог подчеркивает, что Китай — наш партнер, но не политический союзник.
Макаркин напомнил, что у России и Китая есть целый ряд поводов «дружить против»: «Например, с тем чтобы не пускать Запад в Центральную Азию, насколько это возможно. Китаю выгодно, чтобы Россия оставалась крупным игроком на международной арене, потому что это ослабляет позицию Запада».
— У России традиционно отношение к Китаю было противоречивым: с одной стороны, это возможности, партнерство, совместное участие в международных организациях, с другой — опасение, что Россия может оказаться в слишком большой зависимости. Сейчас опасения менее актуальны, так как у нас баланс между Западом и Востоком исчез, у России просто отсутствуют альтернативы. Сближение с Китаем становится безальтернативным, — говорит политолог.
По его мнению, пока зависимости от Китая у России нет, но в перспективе она может появиться:
— Если мы зайдем слишком далеко — например, если тот же российский автопром будет замкнут на Китае. Если раньше можно было маневрировать между автокомпаниями разных стран, у потребителя был выбор, то сейчас из-за санкционного давления, сотрудничества, такие как у АвтоВАЗа, у нас может появиться зависимость. Автомобильных альтернатив не видно. Зависимость может быть и в других конкретных отраслях.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.