Новости раздела

Российскую «Черную пятницу» в онлайне сообразят на троих

В борьбе с фиктивными скидками платформы занялись мониторингом цен

Завтра по всей России стартует трехдневная распродажа под эгидой «Черной пятницы». В этом году в онлайне приобрести товары можно будет уже на трех площадках, причем две из них в прошлом году объединялись для конкуренции с третьей. О том, на какие товары стоит ждать скидок, как платформы собираются бороться с недобросовестными интернет-магазинами и чего ждут компании от пришедшей из Америки традиции — в материале «Реального времени».

Трое в лодке

В этому году российская «Черная пятница» на день опередит американскую — если последняя запланирована на 24 ноября, то отечественный вариант запустит глобальную онлайн-распродажу уже в четверг. В этом году за клиентов поборются уже три площадки — blackfridaysale.ru, realblackfriday.ru и b-friday.com. Все три организации на российском рынке знакомы. В прошлом году Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) не стала мириться с монополией «Блэк Фрайдэй» и совместно с организатором «Киберпонедельника» ООО «Эксперт Таун» создала собственную платформу под названием «Настоящая черная пятница». Дальнейшее разбирательство перешло в суд, в котором компания «Блэк Фрайдэй» за нарушение исключительных прав на товарный знак просила взыскать с «Настоящей черной пятницы» полтора миллиона рублей. Однако суд истцу в требованиях отказал.

Ранее компания зарегистрировала на территории России товарный знак Black Friday, но ФАС России квалифицировала данный факт как нарушение закона о защите конкуренции. Это решение «Блэк Фрайдэй» до сих пор пытается обжаловать в Суде по интеллектуальным правам. На запрос «Реального времени» в компании сообщили, что из-за подготовки к акции они не смогут ответить на наши вопросы.

В этом году пути АКИТ и ООО «Эксперт Таун» разошлись. Если ассоциации осталась прошлогодняя площадка, то их партнер при поддержке Ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) и Регионального общественного центра интернет-технологий (РОЦИТ) создал еще одну, собственную — b-friday.com. При этом свой общественный партнер появился и у «Блэк Фрайдэй» — они заручились поддержкой Национальной ассоциации дистанционной торговли (НАДТ).

Одни партнеры на всех и ожидания на полтора миллиарда

Что интересно, если в прошлом году «Настоящая черная пятница» запустила распродажу на день раньше «Блэк Фрайдэй», то в этом условия акции у платформ совпадают — она начнется 23 ноября в 19.00 и продлится три дня. В свою очередь, на b-friday.com акция начнется в 00.00 24 ноября, однако для абонентов Теле2 доступ к закрытой предпродаже откроется на шесть часов раньше, то есть 23 ноября в 18.00. Как рассказала «Реальному времени» Мария Комендантова из пресс-службы организации, опасений, что конкуренты смогут забрать покупателей себе из-за раннего старта распродажи, у них нет.

— Пользователи выбирают ту площадку, которая им интересна, тот сайт, который для них максимально удобен. В целом мы ничего не имеем против того, чтобы «Черных пятниц» в России было много. Конкуренция — это хорошо, потому что она стимулирует рынок, — говорит собеседник издания.

Кстати, говорить о том, что одна площадка переманивает магазины с другой площадки, также не приходится. Некоторые из компаний не стали уходить с одной платформы на другую и остались на всех трех. Например, Kari, OBI и «Эльдорадо». На blackfridaysale.ru заявлены порядка 300 магазинов — из года в год их количество не меняется. Площадка может похвастаться такими партнерами, как eBay, Media Markt, «Ашан», «Спортмастер», «Ситилинк», и многими другими. В свою очередь, на «акитовской» площадке realblackfriday.ru представлено более 300 магазинов. Второй год с ними остается «Детский мир», среди других партнеров — OBI, Kari, «Эльдорадо», «Мегафон». Организаторы обещают по сравнению с прошлым годом в полтора раза больше акционных предложений, более 25 тысяч, и размер средней скидки в 60%. Прогнозируемый оборот акции составляет не менее 1,5 млрд рублей.

На b-friday.com пока представлено более 130 магазинов, но, по словам Марии Комендантовой, их количество пополняется вплоть до старта акции. На данный момент известно, что на этой площадке точно можно будет приобрести со скидкой товары у «М.Видео», Sela, Re-Store, «Связного», Ozon.ru и других.

Особое внимание платформа уделила иностранным интернет-магазинам, поэтому ее адрес заканчивается на com, а не на ru. В этот раз организаторы сделали для них специальный раздел, чтобы покупателям было удобнее выбрать товар. Позаботились они и о безопасности пользователей, поэтому настоятельно рекомендуют им установить браузер от «Яндекса», он будет блокировать все небезопасные ссылки, которые могут появиться на иностранных сайтах.

С искусственными скидками научились бороться

Тот факт, что в «Черную пятницу» действительно можно купить товар с большой скидкой, уже неоднократно подвергался критике покупателей, которые замечали реальное незначительное снижение цен. Бороться с недобросовестными интернет-магазинами, которые специально завышают стоимость и делают скидку на распродаже, пытаются и онлайн-площадки.

— Мы фиксировали подобные случаи на realblackfriday.ru по жалобам потребителей, после чего немедленно отстраняли магазины от участия в распродаже. Мы очень надеемся, что в нынешнем году подобные ситуации не повторятся, поскольку АКИТ совместно с партнером, компанией Proanalitycs, установили на площадке систему мониторинга цен, которая позволяет в момент выгрузки товара на сайт проверить историю ценообразования за двухнедельный период. В случае выявления завышения цены предложение размещаться не будет, — говорит Константин Горшенев, руководитель проекта «Настоящая черная пятница» на realblackfriday.ru

Мониторят искусственные скидки и на b-friday.com.

— Мы мониторим предложения выборочно, потому что все не можем проверить физически. Если замечаем, что старая цена завышена и новая со скидкой выглядит подозрительно, то мы отправляем на перепроверку и на площадку их не допускаем, — комментирует Мария Комендантова. В процессе акции, по ее словам, потребители также могут пожаловаться на горячую линию РОЦИТ, после чего предложение с сайта скрывается и организаторы начинают разбираться с магазином.

Кроме того, собеседник издания предупреждает, что в самой популярной категории покупок — категории электронной техники — на известные бренды типа Samsung и Apple больших скидок быть не может, поскольку у них и так низкая наценка и магазины не могут продавать товар со скидкой более 20%. В свою очередь, на менее популярные бренды — могут достигать 80%.

— Самые максимальные скидки традиционно на одежду, аксессуары, товары для дома — там они достигают 90%, — отмечает Комендантова.

Cобеседник издания предупреждает, что в самой популярной категории покупок — категории электронной техники — на известные бренды типа Samsung и Apple больших скидок быть не может, поскольку у них и так низкая наценка. realnoevremya.ru/Максима Платонова

Россияне начали привыкать к «Черной пятнице»

Несмотря на сложившееся мнение о фиктивных скидках в «Черную пятницу», из года в год интерес россиян к акции растет.

— Уже за несколько недель до начала «Настоящей черной пятницы» мы зафиксировали повышенный интерес потребителей к площадке realblackfriday.ru — сегодня ее посещают более 20 тысяч человек в день. В период проведения распродажи (23—26 ноября) мы ожидаем, что realblackfriday.ru посетят более 2 млн человек. Безусловно, мы дополнительно стимулируем потребительский спрос, продвигая свою площадку в интернете при помощи различных инструментов. Традиционно мы продвигаем и саму культуру онлайн-распродаж, информируя потребителей о том, как грамотно совершать покупки в этот период и не стать жертвами недобросовестных игроков рынка, — комментирует Константин Горшенев.

Мария Комендантова предлагает посмотреть статистику по запросам в сети «Черной пятницы», отмечая, что в 2015 году в течение ноября таких запросов было 1,5 млн, а в 2016 — уже более 2,5 млн.

Акция разрослась до оффлайна

Хотя «Черная пятница» в России изначально ушла в онлайн, со временем магазины стали использовать эту акцию и в режиме оффлайн. В Казани участие в акции подтвердили практически все крупные торговые центры.

Руководитель департамента по связям с общественностью «М.Видео» Валерия Андреева рассказала «Реальному времени», что, помимо поддержки всероссийской акции, они с первых выходных ноября запускают собственную распродажу, предлагая товар как в магазине, так и на сайте и партнерских площадках. В этом году у них стоит ждать скидок от 10% до 80% на смартфоны, ноутбуки, бытовую технику, игры, акустику, аксессуары, телевизоры.

— Россияне постепенно привыкают к ежегодным, проходящим в одно и то же время распродажам и планируют покупки. Мы уже видим первые результаты этого года по «Черной пятнице» «М.Видео», которая стартовала с первый уик-эндом ноября — трафик в магазинах по сравнению с обычными выходными октября вырос на 20%, онлайн-трафик — вдвое, рост продаж составил порядка 25%. Это примерно сопоставимо и с динамикой прошлого года, — рассказывает о результатах акций Андреева.

Еще один постоянный партнер онлайн-площадок — компания «Связной» запускает «Черную пятницу» также оффлайн и онлайн.

— Размер скидок будет зависеть от категории, максимальная скидка на товары в рамках акции будет составлять 50% — она будет распространяться на ряд аксессуаров. Важно понимать, что собственно на гаджеты скидки в 50—80% нетипичны, потому что наценка на товары в этой категории в разы меньше, — подтверждает слова представителя платформы b-friday.com Сергей Тихонов, руководитель пресс-службы ретейлера «Связной».

По его словам, из года в год показатели продаж во время акции только растут. В этом году они ожидают роста количества заказов в интернет-магазине минимум в полтора раза. Прогнозируется, что наибольшей популярностью традиционно будут пользоваться смартфоны и аксессуары к ним.

Мария Горожанинова
БизнесРозничная торговля

Новости партнеров