Наталья Романова, Цирк дю Солей: «Бизнес-модель цирка позволяет окупать шоу»
Канадский цирк посмотрели уже более 2 миллионов зрителей в России и Украине
Генеральный директор Цирка дю Солей в России Наталья Романова в ходе онлайн-конференции рассказала о том, что кроется за финансовым и имиджевым успехом шоу, стоимость которых достигает 50 млн долларов, дала советы тем, кто хочет вступить в труппу «солнечного цирка», и поделилась планами на будущее.
«Четыре недели мы будем выступать в Сочи»
— Наталья, читатели просят: «Расскажите, пожалуйста, о новых гастролях цирка в России, и какая новая программа ждет зрителей?»
— Премьера уже совсем скоро, наше новое шоу «Тотем» приедет с гастролями в Сочи. К сожалению для зрителей других городов, Сочи будет единственным городом в гастрольном плане в этом году, потому что мы должны были вписаться в очень короткое окно международного расписания тура шоу «Тотем». Оно прилетает из Японии и направляется в Европу. И всего четыре недели в июле у нас была возможность показать это шоу в России. Так что всех приглашаю в Сочи!
— Чем новая постановка отличается от прежних шоу?
— Режиссером этого шоу является Робер Лепаж, наверное, один из самых ярких режиссеров современности, который зарекомендовал себя не только в театре, но и в кино, любая его постановка становится событием сама по себе. Помимо этого, шоу «Тотем» является относительно новым шоу Цирка дю Солей, в нем были использованы современные новейшие технологические достижения. Например, используются датчики движения, инфракрасные камеры, которые позволяют синхронизировать движения артистов и проекции, создавая природные эффекты — рябь на воде, движение пламени и т. д. Как всегда, в шоу потрясающие костюмы, это характерно для Цирка дю Солей. История эволюции, которую это шоу рассказывает, она такая же, как библейская история, и может быть вечной. Она интересна как тема и интересна в прочтении Цирка дю Солей.
— Один из читателей задает личный вопрос: «Какое ваше любимое шоу и почему?»
— Это очень сложный вопрос! Я, конечно, не могла остаться равнодушной к шоу «O», которое идет в Лас-Вегасе, оно не гастролирует, его можно посмотреть только там. Из тех шоу, которые приезжали в Россию, до сих пор не могу забыть шоу «Кортео», которое осталось для меня трогательным, нежным и возвышенным. Я вспоминаю о нем с огромной теплотой.
«Шоу «Тотем» является относительно новым шоу Цирка дю Солей, в нем были использованы современные новейшие технологические достижения. Например, используются датчики движения, инфракрасные камеры, которые позволяют синхронизировать движения артистов и проекции, создавая природные эффекты».
«С точки зрения интереса зрителей изменений нет»
— Несколько месяцев назад шли разговоры, что надо ограничить работу иностранных цирков в России. Чем все закончилось?
— Мы предложили общественному совету при Министерстве культуры России свое участие в работе группы экспертов, которые имели бы возможность более профессионально рассмотреть этот вопрос, более детально разобраться в причинах такой инициативы, в последствиях, что это бы означало для российского зрителя, вообще для индустрии в целом. Такое письмо мы направили в Общественный совет. Получили ответ, что как только состоится дальнейшее заседание по этой теме, нас пригласят. Но я так понимаю, что дальнейшего развития эта инициатива не получила. Во всяком случае, о ней мы больше ничего не слышали. Наверное, вопрос находится на рассмотрении, надеюсь, что он будет решен в пользу зрителей.
— Сейчас кризис, и многие театры, например, жалуются, что люди стали реже ходить, покупательская способность падает. Цирк дю Солей в России ощутил кризис на себе?
— И да, и нет. Да — с точки зрения затрат. Все-таки львиная их доля представлена в валюте. Компания канадская, артисты, оборудование, реквизит, все это прибывает из-за рубежа. Россия является только одной из точек в гастрольном графике. Поэтому в связи с девальвацией рубля окупить такие высокие логистические затраты действительно сложно. Тем не менее деятельность в России является нашим стратегическим приоритетом, и мы находим полную поддержку нашей материнской компании в Канаде, мы стараемся держать цены на билеты фактически на уровне тех, с которыми мы входили в Россию. То есть если посмотреть, то с 2009 года цены на билеты подорожали не более чем на 20 процентов. Хотя можно представить, как обесценился за это время рубль и как выросла инфляция. Но это наша принципиальная позиция. А с точки зрения интереса зрительского мы, слава Богу, таких изменений не видим. Может быть, из-за того, что деятельность наша носит гастрольный, проектный характер, и если уж мы приезжаем раз в год, те люди, которые действительно хотят наше шоу посмотреть, которые хотят приобщиться к этому ярчайшему международному событию, изыскивают возможность купить билеты и прийти на наше шоу. Так что зрительским вниманием мы не обделены, и делаем для наших лояльных зрителей все, что можем.
«Логистические затраты высоки»
— Уход Крега Кохона как-то сказался на вашей работе?
— Как всегда, наверное, уход партнера — достаточно эмоциональное событие. Ты привыкаешь с партнером общаться, сверять свои мысли, планы. Безусловно, этого личного контакта не хватает. Но, естественно, мы остались друзьями, мы продолжаем общаться, потому что так много лет так тесно работали. С точки зрения бизнеса, я чувствую себя абсолютно комфортно, поскольку за эти девять лет работы в России мы уже достаточно хорошо понимаем все процессы, которые происходят здесь и в штаб-квартире, прекрасно знаем рынок, имеем лояльную аудиторию, все достаточно неплохо налажено. Я думаю, что уход Кохона на бизнесе никак не отразился.
«Как всегда, наверное, уход партнера — достаточно эмоциональное событие. Ты привыкаешь с партнером общаться, сверять свои мысли, планы, безусловно, этого личного контакта не хватает. Но, естественно, мы остались друзьями, мы продолжаем общаться, потому что так много лет мы так тесно работали».
— Читатели скрашивают о том, какова средняя стоимость одного шоу и окупаются ли они?
— Те цифры, которые встречались в выступлениях представителей Цирка дю Солей, говорят, что в разные годы разные постановки стоили в диапазоне от 25 до 50 миллионов долларов. Плюс- минус. Безусловно, такие инвестиции требуют длительного периода окупаемости. И бизнес-модель Цирка дю Солей, связанная с гастрольной деятельностью по всему миру, по всем странам и континентам, позволяет этой окупаемости достигать. Своя модель присутствует при планировании и постановке шоу в Лас-Вегасе, там есть партнеры, для которых Цирк дю Солей эти шоу ставит. То есть Цирк дю Солей не инвестирует в здание, театр предоставляется партнером, естественно, стоимость театра цирк не учитывает. Мы хорошо умеем ставить шоу и организовывать гастроли и не претендуем на роль девелопера. И поскольку компания существует уже более 30 лет и успешна, наверно, это доказывает, что модель себя хорошо зарекомендовала, и Цирк дю Солей является одной из успешных компаний в этой области.
— Гастроли по России — это дорогое удовольствие?
— Конечно, это дорогое удовольствие, потому что очень высокие логистические затраты. Привозим, если говорить о шоу формата «арена», реквизит, оборудование, это порядка 25 грузовиков. Если говорить о шоу под собственным большим куполом, то оно переезжает в 60—70 еврофурах, то есть это целый город, это колоссальная логистическая задача. Много достаточно и других затрат. Конечно, и инфляционные процессы, и повышение цен на аренду, на продовольствие, на проживание — все то, что является затратами при планировании шоу, к сожалению, продолжается. И мы оказываемся в непростой ситуации, стараясь удерживать цены, как я уже сказала, на наши билеты и по-прежнему делать их доступными.
— Нет ли желания сделать стационарное шоу, например, в Москве или Санкт-Петербурге?
— Если такое стационарное шоу будет интересно публике и она будет приезжать в Москву или Санкт-Петербург, то да, об этом стоит подумать. И если найдутся партнеры, инвесторы, которые согласятся построить театр, и он по техническим характеристикам будет отвечать требованиям Цирка дю Солей. Здесь очень важно понимать развитие нашей страны с точки зрения ее открытости, туристических потоков, потому что сложно себе представить такой город, как Лас-Вегас, где такой оборот туристов. А это все время новая аудитория, новая публика. Приведу в пример шоу «O», которое на протяжении уже почти 20 лет выступает при практически постоянных аншлагах и по-прежнему много людей, которые его не видели и мечтают посмотреть.
«Гастроли — это дорогое удовольствие, потому что очень высокие логистические затраты. Привозим, если говорить о шоу формата «арена», реквизит, оборудование, это порядка 25 грузовиков. Если говорить о шоу под собственном большим куполом, то оно переезжает в 60—70 еврофурах, то есть это целый город».
«В Казань собираемся»
— В Казани канадский цирк начинал работу с шоу «Кортео» под собственным большим куполом, потом перешли с другими шоу на формат «арена». Возвращение к формату «шатер» планируется?
— Шатер, конечно, больше ассоциируется с бродячим, гастрольным цирком, он больше соответствует жанру и создает ту неповторимую атмосферу, когда концентрируешься и полностью погружаешься в то, что происходит на сцене. Но все те шоу, которые мы сейчас показываем на аренах, были вначале в шатрах. С точки зрения качества постановки ничего не меняется. Конечно, все будет зависеть от нашей внутренней экономической ситуации в стране. Шатер — это очень трудно окупаемая бизнес-модель, она требует более длительного присутствия в городе, куда мы приезжаем. Это не менее 5—6 недель при достаточно высокой средней стоимости билетов. Пока момент возвращения к шатру еще не настал, но кто знает? Мы внимательно следим за появлением новых возможностей для укрепления рубля и с оптимизмом смотрим в будущее. Надеемся, что порадуем наших зрителей и шатром тоже.
— Вопрос ожидаемый: «Когда будут гастроли в Казани?»
— Еще раз приглашу всех искупаться в море и посмотреть шоу «Тотем» в Сочи, туда существует много прямых рейсов, так что можно выбраться даже на выходные. Казань всегда присутствует в наших гастрольных планах, и сейчас мы обсуждаем гастрольный график на 2018 год. Естественно, мы очень хотим, чтобы Казань в нем присутствовала. Дело за малым — чтобы составить бюджет, чтобы посмотреть, какие у нас есть прогнозы. В первую очередь мы вынуждены смотреть на окупаемость гастрольного тура. Пока мы с большой надеждой смотрим на будущий год и надеемся, что все у нас получится, и мы сможем порадовать наших зрителей в Казани.
— Гастроли в двух крупных городах Татарстана — Набережных Челнах и Альметьевске когда-то возможны?
— Не все зависит исключительно от нашего желания. К большому сожалению, в нашей стране очень мало городов, где мы могли бы выступать — не только из-за платежеспособности зрителей, но из-за наличия площадок, оборудованных достаточно. В частности, за Урал мы даже не имеем возможности поехать, потому что современных спортивных арен там просто нет. Нет ни одной площадки, которая бы по техническим требованиям подошла под Цирк дю Солей. Это и нагрузки, и размер площадки, потому что мы играем шоу только на половине сцены, чтобы из арены сделать своего рода театр. Площадка должна быть с вместимостью в 5—7 тысяч человек. Таких площадок очень немного. Так что пока пусть татарстанцы приезжают в Казань!
«К большому сожалению, в нашей стране очень мало городов, где мы могли бы выступать, не только из-за платежеспособности зрителей, но из-за наличия площадок, оборудованных достаточно»
«В Казани эмоциональная публика»
— «В разных городах публика реагирует по-разному, какую характеристику вы бы дали казанскому зрителю?» — спрашивает наш читатель.
— Я видела эту реакцию сама, и еще мы всегда разговариваем с нашими артистами. Для них реакция зрителей — это та энергия, которой они подпитываются. Они выступают ради публики. Казанская публика очень эмоциональна, очень отзывчива, она не стесняется выражать свои эмоции. Когда мы приехали в первый раз в 2010 году с шоу «Кортео», после очень эмоционального приема на премьере к нам подошли испуганные артисты и спросили: «Что случилось?». Люди топали ногами, кричали «Молодцы!». Большинство артистов не говорят по-русски, вот и не поняли реакцию. Не поняли, прием их удивил. А слово «Молодцы» они выучили и запомнили надолго.
— Цирк дю Солей принципиально не работает с животными, почему?
— В период становления цирка, его основатели были очень небогатыми людьми, они начинали с уличных выступлений, дорогих животных, например, слонов или медведей, тигров, не было возможности содержать. Это было крайне сложно. Если говорить о философии компании и более осмысленном подходе, то акцент с самого начала был сделан на раскрытии возможностей людей. И артистических, и физических возможностей. И поскольку Цирк дю Солей рассказывает философские истории, которые возникают в головах у постановщиков, то, взаимодействуя с артистами, музыкантами, наверное, проще донести свою идею. Возможности людей в этом смысле больше и шире. С другой стороны, есть сложности кочевого образа жизни, переезды, гастроли, непросто создать хорошие условия для животных, чтобы им было комфортно каждый день выходить на сцену. Сложилось как сложилось. Хотя у нас животные выходят в виде кукол, такие персонажи у нас есть, и они всегда вызывают улыбку.
— Вопрос явно от артистов: «Как можно попасть в труппу «солнечного» цирка?
— На международном сайте Цирка дю Солей есть раздел «кастинг», туда можно отправить свои видео, фото, описания — в зависимости от того жанра, в котором артисты выступает. Все эти заявки рассматриваются, процесс этот очень хорошо организован, есть большая команда людей, которая занимается отбором, просмотром всех обращений, поступающих на сайт. И если человек представляет интерес как музыкант, как спортсмен, как артист, тогда с ним связываются и дальше существует определенный процесс кастинга. Что касается нашей российской компании, мы не занимаемся кастингами, и я бы порекомендовала отправлять все свои материалы в Цирк дю Солей в Канаду.
«На международном сайте Цирка дю Солей есть раздел «кастинг», туда можно отправить свои видео, фото, описания — в зависимости от того жанра, в котором артисты выступает».
«Успех зависит от качества шоу»
— Что способствует финансовому и имиджевому успеху вашего цирка?
— Имиджевому успеху способствует качество самих шоу, строжайшие и высочайшие критерии качества предъявляются креативной, творческой командой к каждой новой постановке. Каждая идея проходит очень тщательный отбор, она имеет шанс получить жизнь и стать шоу только в том случае, если несет в себе совершенно новую концепцию, представляет собой что-то новое не только для Цирка дю Солей, но и для индустрии в целом. Критерий — каждый раз повышать планку, делать что-то новое. В плане экономического, бизнес-успеха, то это уже достижения тех команд — финансовой, технической, административной, которые каждый раз решают для себя новые задачи. Потому что каждый новый тур, новое шоу — это новая задача. В зависимости от гастрольного графика, от изменения ситуации в странах, изменения курсов валют. Хотя штаб-квартира находится в Монреале, команде приходится на кончиках пальцев держать ниточки, идущие ко всем странам и континентам, стараться понять, проанализировать, что происходит сейчас, куда нужно ехать, а куда не надо. Где безопасно, а где нет. Где можно достичь коммерческого успеха. Это сложная задача со многими неизвестными, с которой цирк успешно справляется и достигает того успеха, о котором мы с вами говорим.
— У вас есть конкуренты на Западе? Если есть, кто они?
— И на Западе, и на Востоке основная конкурентная борьба ведется за время людей. Не только за деньги. Потому что основная тенденция поменялась, большое количество времени люди проводят в интернете, общаются между собой именно там, личные контакты занимают все меньше и меньше времени. И поскольку у нас жанр живого развлечения, то для нас важно вытащить человека из-за компьютера, из дома, чтобы он пришел к нам, и захватить его внимание. Чтобы человек провел с нами два с половиной часа своего свободного времени. А дальше все идет по списку. Человек может потратить свое время и на рестораны, на путешествия, на театральные постановки, кино и так далее. Поэтому вся сфера развлечений — это конкурентная среда для нас. Но изначально Цирк дю Солей, и это не будет преувеличением, создал свой уникальный жанр, организовав сплав театра, живой музыки, живого вокала, он остается современным и актуальным. Он привлекает внимание, души, мечты людей. Пока мы с этим справляемся.
— «Как бы вы в трех словах охарактеризовали Цирк дю Солей», — спрашивают читатели.
— Невозможное — только слово.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.
Справка
Наталья Романова — генеральный директор Цирка дю Солей в России. Окончила экономический факультет МГУ. С 1993 по 2003 годы работала в секторе потребительских товаров «Джонсон и Джонсон, Россия», занимая должности от директора по региональным продажам до директора по маркетингу; с 2003 года — развивала бизнес в ряде российских компаний.
С 2008 года Наталья формирует стратегию построения бренда Cirque du Soleil в России.
С 2009 г. более 2 млн зрителей в 13 городах России и Украины увидели 13 шоу цирка.