Как пункты комплексного обслуживания на селе оказались под угрозой сноса
Татарстанские сельские магазины стали камнем преткновения в споре из-за нарушения требований дорожной безопасности
Снос угрожает построенному по республиканской программе строительства сельских пунктов комплексного обслуживания населения придорожному магазину Тетюшского райпо. Торговый объект в селе Пролей-Каша вызвал нарекания у ГБУ «Безопасность дорожного движения». Иск его о демонтаже принял к рассмотрению Арбитражный суд Татарстана. Материал «Реального времени» — о нарушениях, которые стали причиной обращения в суд, цене ошибок при реализации программы и законе, который имеет обратную силу на полвека назад.
«Создалась абсурдная ситуация»
ГБУ «Безопасность дорожного движения» подало иск к Тетюшскому районному потребительскому обществу, требуя обязать его демонтировать примыкание магазина к автодороге Тетюши — Большие Тарханы — Ундоры в селе Пролей-Каша. Теоретически это — подъездные пути, ведущие к магазину. А фактически никаких подъездных путей там нет — есть только забетонированная площадка перед входом в магазин — ее край находится примерно в метре от края обочины. Заявление рассматривает Арбитражный суд РТ.
Как выяснило «Реальное время», требование о сносе подъездных путей к магазину — это только первый шаг. Этому торговому объекту грозит снос, поскольку его размещение не было согласовано, как того требует федеральное законодательство, и при его размещении не соблюдены требования, которые предъявляются к таким объектам с точки зрения обеспечения дорожной безопасности. Построить же к нему такие подъездные пути, каких требуют нормы, нереально — слишком близко к трассе стоит этот магазин.
Между тем объект был построен на бюджетные средства. Председатель правления Тетюшского районного потребительского общества Ильдар Сулейманов рассказал «Реальному времени», что этот магазин возвели в 2018 году за казенный счет и он является собственностью государства, райпо не принимало участия ни в строительстве, ни в выборе места для строительства.
«Бомба на дороге» за 1,6 млн бюджетных рублей
— В 2018 году по региональной программе строительства блочно-модульных торговых объектов с оснащением их оборудованием в селе Пролей-Каша был построен магазин райпо, — подтвердили «Реальному времени» эту информацию в отделе строительства, ЖКХ и энергетики Исполнительного комитета Тетюшского муниципального района. — Заказчиком этого объекта выступало ГКУ «Главинвестстрой РТ». Он был введен в эксплуатацию 14 июня 2018 года и в настоящее время функционирует.
В исполкоме уточнили, что это здание — собственность республики, а работающий в нем магазин обеспечивает продуктами питания и бытовыми принадлежностями 277 постоянно проживающих в настоящее время в селе Пролей-Каша местных жителей и их гостей.
Строительство пункта комплексного обслуживания населения в селе Пролей-Каша обошлось, по информации исполкома, в 1,584 млн рублей.
На вопрос, почему землеотвод под этот пункт комплексного обслуживания населения был осуществлен без учета требований безопасности дорожного движения, ответа из исполкома издание не получило.
В исполкоме отметили, что магазин этот в селе — не единственный, есть еще один (он находится в 600 метрах от пункта райпо, — прим. авт.), а также есть магазин в пяти километрах — в селе Урюм. Жительница села Пролей-Каша Галина Александрова говорит, что эти магазины — неадекватная замена магазину райпо: «Магазин райпоудобно расположен, там хороший выбор и качество продуктов, мы им очень довольны. Альтернативы ему в нашей части села нет».
Хорошая программа
Руслан Шаймарданов подчеркнул: для сохранения и развития села очень важно наличие таких пунктов, которые задумывались не просто как магазины, а как центры, где сельские жители могут собраться, обсудить какую-то информацию, получить консультацию. Их значение трудно переоценить, считает он: население уезжает из труднодоступных сел и деревень, где нет стационарных объектов торговли:
— Автолавки, которые туда приезжают, не могут служить полноценной заменой, коммерсанты в такие населенные пункты не заходят — там трудно заработать, контингент-то не особо денежный. И чтобы эти деревни не умирали, создается инфраструктура, республика изыскивает средства и бесплатно для нас, для кооператоров, строит эти магазины, в которых можно приобрести товары первой необходимости.
Он также отметил, что качество строительства таких объектов с 2017 года заметно изменилось в лучшую сторону: если начиналось все с блочно-модульных зданий из сэндвич-панелей, то сейчас их возводят из кирпича, оборудуют системами кондиционирования воздуха, видеонаблюдения, сигнализации, «начиняют» торговым оборудованием — стеллажами, морозильными ларями, современными прилавками. Кооператорам остается лишь завезти товары, и это выгодно не только населению, но и местным производителям, поскольку через эти магазины реализуется, в том числе и их продукция.
Сотни миллионов на развитие сельской инфраструктуры
Реализация программы строительства блочно-модульных «пунктов комплексного обслуживания населения» началась в мае 2017 года с выходом распоряжения республиканского кабмина №968-р. Изначально она предполагала создание полностью оснащенных оборудованием пунктов в 53 сельских населенных пунктах РТ, но затем ее масштабы были расширены.
Проект предусматривал расширение системы потребкооперации путем создания кооперативных участков по месту нахождения пунктов комплексного обслуживания населения (ПКОН) в населенных пунктах с количеством более 100 дворов. В пунктах комплексного обслуживания населения предполагалось набирать новых пайщиков и предоставлять им услуги: организацию личного кабинета на портале Татпотребсоюза, возможность сбыта излишков сельхозпродукции и сырья, закупки у граждан и юридических лиц изделий и продукции личных подсобных хозяйств и промыслов, дикорастущих плодов, ягод и грибов, лекарственно-технического сырья с последующей их переработкой и реализацией через виртуальную торговую площадку и сеть торговых точек Татпотребсоюза, прием заявок на поставку запчастей для сельхозтехники и личного автомототранспорта, на ветеринарные и другие услуги, юридические консультации. Также планировалась совместная работа ПКОН с территориальными комплексными центрами социального обслуживания населения.
«Реальному времени» не удалось обнаружить в открытом доступе информацию о количестве и общей стоимости ПКОН, построенных в РТ в 2018 году, однако на сайте госзакупок есть сведения о тендере на строительство 22 таких пунктов в 15 муниципальных районах стоимостью 52 млн рублей. В ноябре 2022 года республиканский Минстрой сообщал о том, что с 2017 по 2021 гг. в рамках республиканской программы в Татарстане было построено 112 блочно-модульных пунктов комплексного обслуживания населения на общую сумму 266,305 млн рублей, а также о строительстве в 2022 году новых ПКОН в 13 населенных пунктах, которое обошлось бюджету в 51,5 млн рублей.
Деньги на строительство потрачены зря?
Приведенные выше цифры говорят не только о масштабах усилий по развитию инфраструктуры села, которые предпринимаются правительством Татарстана, но и о масштабах возможного ущерба, если выбор мест для возведения пунктов комплексного обслуживания осуществляется так, как это случилось в селе Пролей-Каша. Ведь если суд удовлетворит иск ГБУ «БДД», окажется, что более 1,5 млн рублей потрачены зря, да еще придется потратиться на снос здания и утилизацию строительного мусора.
На сайте Арбитражного суда РТ сейчас имеется информация еще о пяти подобных арбитражных процессах, инициированных ГБУ «БДД» в 2024 году. В результате под угрозой сноса оказались подъездные пути, а с ними — и второй магазин в селе Пролей-Каша, который принадлежит индивидуальному предпринимателю Виталию Горюнову и расположен в 600 метрах от магазина райпо.
ГБУ «БДД» требует демонтажа подъездных путей к принадлежащему ИП Екатерине Кирилловой кафе на 81-м километре автодороги Чистополь — Нижнекамск, магазину ИП Андрея Маркова, расположенному на подъезде к селу Сухарево в Нижнекамском районе. Поданы иски о демонтаже подъездов к магазинам ИП Лилии Хуснутдиновой на автодороге Кукмор — Шемордан, ИП Елены Михайловой в селе Старое Шигалеево у дороги Казань — Шемордан в Пестречинском районе.
«Реальное время» запросило ГБУ «БДД» о причинах, по которым организация потребовала массового сноса подъездных путей к объектам придорожного сервиса, а также нормах, которым эти объекты не соответствуют. Однако замначальника отдела обеспечения исполнения установленного порядка использования придорожных полос ГБУ «Безопасность дорожного движения» Лилия Мухарлямова заявила, что не предоставит никаких комментариев до вынесения решений по судебным искам.
«Заезд должен быть безопасным»
Пояснения о причинах, по которым угроза сноса нависла как над объектами дорожной инфраструктуры, построенными на средства бюджета, так и над мелким придорожным бизнесом «Реальному времени» разъяснили в отделе дорожного сервиса ФКУ «Волго-Вятскуправтодор»:
— Закон требует согласовывать размещение объектов придорожного сервиса и присоединение подъездных путей к ним. Для получения технических условий надо предоставить ряд документов, их рассматривает технический совет нашего учреждения, и, в случае положительного решения, мы направляем в Федеральное дорожное агентство документы для согласования присоединения. В случае положительного решения на этом уровне будут подготовлены технические условия и договор присоединения. Такая процедура установлена федеральным законом №257 с ноября 2007 года.
В ФКУ «Волго-Вятскуправтодор» подчеркнули: если подъездные пути к объектам придорожного сервиса не прошли процедуру согласования, то нарушение федерального закона имеет место вне зависимости от того, соответствуют или не соответствуют нормативам такие примыкания к дороге.
Даже если подъездные пути де факто отсутствуют, а придорожный магазин или гостиница стоят рядом с дорогой — «примыкание» надо согласовывать. Представитель «Волго-Вятскуправтодора» подчеркнул, что в соответствии с законом размещение объектов как в полосе отвода, так и в придорожной полосе, подлежит согласованию и должно производиться в соответствии с нормативными требованиями.
— А если, например, магазин стоит на красной линии в ряду частных домовладений, — уточнило «Реальное время». — Ведь собственники индивидуальных жилых домов не согласовывают с вами размещение заборов?
— Владельцам магазинов в таком случае также необходимо проходить процедуру согласования, потому что пункт торговли притягивает покупателей, это объект, который может создать аварийную ситуацию на дороге, и заезд к нему должен быть безопасным.
Нарушение выявили спустя полвека
Федеральный закон №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации…» был принят 8 ноября 2007 г., однако под его «каток» попали все придорожные объекты, включая построенные задолго до его принятия.
Претензии, по словам Вагапова, возникли не только к этому магазину, но и к ряду других частных торговых точек.
Остается добавить, что получение техусловий — услуга достаточно дорогая. В октябре 2023 года республиканский кабмин утвердил стоимость и перечень услуг по присоединению объектов дорожного сервиса к автодорогам регионального или межмуниципального значения. За согласование присоединений к дорогам I—II категорий придется заплатить от 92,2 тыс. рублей (для автозаправочной станции с комплексом дорожного сервиса) до 58,7 тыс. рублей (для кафе, ресторана, магазина). За согласование присоединение к дорогам II—IV категорий аналогичных объектов — 73,3 тыс. и 46,1 тыс. соответственно.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.