Новости раздела

5 советов, как родителям перестать делать «домашку» за ребенка

5 советов, как родителям перестать делать «домашку» за ребенка
Фото: Ринат Назметдинов

Процесс выполнения домашнего задания в начальной школе — настоящее испытание как для самого ребенка, так и для его родителей. Тонны переписок в родительских чатах и на тематических форумах посвящены обсуждению упражнений, заданных на дом. Родители сверяют ответы и даже просят друг у друга разрешения списать ненавистную домашку…

Кто же в итоге учится: ребенок или родитель? Что делать, чтобы помощь школьнику не оказалась медвежьей услугой и не отбила у него желание учиться? Как делать уроки не «вместо», а «вместе» с сыном или дочкой, постепенно снижая контроль и приучая к полной самостоятельности? На эти вопросы в авторской колонке для «Реального времени» отвечает основательница академии интеллекта New Skills Татьяна Одинцова. Она дает родителям пять советов.

  1. Развивать память и внимание

    Ребенок тратит на уроки несколько часов, часто не может самостоятельно понять задание, получает низкие оценки… Если посмотреть в корень проблем, то причина всегда одна — школьники не умеют учиться. Каждый день на них сваливаются все новые учебные задачи, но никто не объясняет детям, какие инструменты нужны, чтобы справиться с ними быстро и просто.

    За всеми процессами и результатами обучения так или иначе стоят физиологическое и психологическое состояния ребенка. Да, мы не можем повлиять на педагогов и систему образования. Но! Мы можем научить его учиться. Можем улучшить его мозговую деятельность, делая с ним определенные упражнения, тренируя память и внимание, научив его эффективному чтению. Можем создавать для него ситуации успеха, маленьких побед от получения новых знаний. Это помогает надолго сохранить позитивный эмоциональный фон и укрепить психическое здоровье. Причем для этого вовсе не обязательно отдавать ребенка на дорогие курсы или с двух лет водить его в кружки раннего развития. Есть множество домашних методик.

    Для усвоения школьного материала нужны три основные составляющие: физиологическая готовность мозга, хорошая память и внимательность. Все три системных звена можно подтянуть, натренировать, что, безусловно, увеличит усвоение школьной программы и решит проблему домашних заданий.
    Улучшить мозговую деятельность ребенка можно, делая с ним определенные упражнения, тренируя память и внимание, научив его эффективному чтению
  2. Обратиться к нейропсихологии

    Современный процесс обучения строится без учета особенностей работы мозга. Учителей начальных классов не учат нейропсихологии. Да и классическую психологию им преподают не совсем в прикладном, а скорее, в теоретическом аспекте. Поэтому многие, особенно молодые, педагоги решают вопросы усидчивости и успеваемости в директивном порядке, с помощью строгой дисциплины, что, конечно же, не приносит ожидаемого эффекта.

    Нейропсихология может стать ключом к решению многих образовательных задач. Она сочетает в себе психологические и медицинские аспекты. Эта довольно молодая наука (активное развитие началось с 1970-х годов) изучает функционирование мозга, а также влияние различных факторов на психику и поведение человека.

    С активным развитием интернета мы все, а особенно наши дети, стали все больше ориентированы на визуальные форматы и короткие информационные сообщения. Но традиционная учебная программа не успевает меняться так быстро. Поэтому школьникам и сложно усвоить материал, их психику нужно нагружать постепенно, плавно адаптировать, применяя нейроприемы. Сейчас специалистов по нейропсихологии недостаточно, в школах их нет совсем. Надеюсь, в дальнейшем этот пробел будет восполнен на государственном уровне. А пока, если родители заинтересовались приемами нейропсихологии, они могут обратиться за услугами специалистов в частные центры.
  3. Взять под контроль учебные трудности

    Важно заранее готовиться к школе, это сильно облегчит будущую учебу. Вряд ли стоит надеяться только на детский сад — там, конечно, есть подготовка, но во многих садах формируются большие группы, где воспитателю нужно уследить сразу за 30 и более дошколятами. В такой ситуации невозможно провести качественную диагностику умений и спрогнозировать будущие учебные проблемы. В школе тоже классы большие, и учителю сложно охватить вниманием 25 учащихся. А обеспечить индивидуальный подход в коррекции имеющихся у ребенка трудностей в рамках урока вообще нереально. Тем временем массив неусвоенных знаний и навыков может расти как снежный ком. В результате оказывается сложно самостоятельно «нагнать» то, что упущено в подготовке до школы и в первые дни учебы. Но чем раньше выявлена проблема, тем проще ее решить. Нужно проанализировать, что именно трудно дается школьнику. В зависимости от степени запущенности ситуации «доготовить» ребенка можно не только с репетиторами и в детских развивающих центрах, но и в домашних условиях — есть обучающие программы, методические рекомендации, позволяющие вовлеченному родителю это сделать. Да, это не так просто, но кто знает вашего ребенка лучше, чем вы сами?
  4. Разработать индивидуальный план развития

    В последнее время довольно часто можно слышать об образовательных треках. Обычно этот термин применяется к будущим выпускникам, которым уже пора определяться с вузом и профессией. Но на самом деле планировать образовательный путь нужно с первых шагов. И здесь родители впадают в растерянность. Большинство из них не имеют четкого плана развития ребенка на ближайшие годы учебы. Они, как правило, выбирают школу и «подготовишку» при ней, исходя из престижа образовательного учреждения, отзывов знакомых о конкретном учителе. И в целом такой подход верный, но требует дополнения.
    Ребенку нужен индивидуальный план развития, в соответствии с которым подбираются комплексы упражнений

    Нужно учитывать не только желания (свои и ребенка), но и способности. Причем они могут быть не так очевидны и проявиться только тогда, когда будут подходящие для этого обстоятельства. Если ребенок затрудняется с пересказом текста, это еще не говорит о том, что у него нет гуманитарных наклонностей. Возможно, он пока просто не научился структурировать информацию или запомнить только фрагменты, из которых не складывается законченная мысль. Но стоит потренировать память и внимательность, как его будет не узнать: он станет самым красноречивым рассказчиком в классе и будет лучше всех читать стихи, возможно, даже собственного сочинения. Аналогично, если у ребенка «хромает» математика, это совсем не повод махать на все рукой и говорить: «Давай я решу, а ты перепишешь». Нужно выстроить план развития так, чтобы сложение и прочие операции с числами усвоились через доступные ребенку приемы. Это будет непросто, но даст стабильный эффект.
  5. Учиться играючи

    Делать «зарядку для мозга» намного проще и эффективнее в формате игры. Школьные преподаватели дают много знаний, но далеко не всегда стремятся развивать детей. Ведущим видом деятельности в младшем школьном возрасте является игра, а в общеобразовательной программе такому формату почти не уделяют внимание. И это еще одна причина неуспеваемости.

    Решение — подключать дополнительные занятия с элементами игропрактик. На первый взгляд, сложно встроить их в расписание, если ребенок и так устает в школе и ничего не успевает. К тому же многие родители опасаются, что это вызовет сопротивление у чада и на эти уроки его придется силой тащить. На деле все совсем не так. Занятия по развитию мыслительных процессов проводятся в игровой форме. Именно она позволяет создать нужную атмосферу для раскрытия потенциала способностей мозга. Так что дети ходят на такие занятия с удовольствием. Кроме того, можно включить элементы игры в выполнение школьных домашних заданий — родители вполне могут справиться с этим самостоятельно.
Татьяна Одинцова, академия интеллекта New Skills
ОбществоОбразование Татарстан

Новости партнеров

комментарии 12

комментарии

  • Анонимно 25 сен
    хотелось бы чтобы меньше задавали домашних заданий. бедным второклассникам задают чтение и пересказ по 8 страниц в день! я сама столько не перескажу без запинки!
    Ответить
    Анонимно 25 сен
    и чтобы меньше было контрольных и тестов! в наше время их было 2-3 в четверти, сейчас практически через урок!
    Ответить
    Анонимно 25 сен
    я думаю, это еще от школы зависит
    Ответить
    Анонимно 25 сен
    подскажите, где спрашивают не так строго? все мои подруги, у которых дети учатся в Казани и в Москве мучаются не меньше меня и сына!
    Ответить
  • Анонимно 25 сен
    дети сейчас менее внимательные, пока пять раз не скажешь не реагируют, не могут несколько действий выполнить подряд. это даже не про школу, а про бытовые дела. вроде возьми три яблока в холодильнике, помой и дай мне, я нарежу. все, стопор уже на первом пункте! открыл холодильник не помнит зачем!
    Ответить
    Анонимно 25 сен
    Точно! Это все из-за гаджетов.
    Ответить
  • Анонимно 25 сен
    школа стала пыткой. жалко детей, себя тоже жалко.
    Ответить
    Анонимно 25 сен
    Учителям начальной школы ничуть не легче. Мы не сами регулируем объемы домашних заданий, на это есть учебный план. А претензии и обиды потом к учителю
    Ответить
  • Анонимно 25 сен
    Спасибо за статью! Я прям задумалась про такие занятия, а то прямо не знаю что делать с ребенком. Какой то замкнутый круг с этими уроками.
    Ответить
  • Анонимно 25 сен
    В Казани получается есть курсы для подттягивания проблем по школьным предметам? я думалав таком случае только репетитора брать надо
    Ответить
  • Анонимно 25 сен
    да, я их знаю. Водили туда сына на подготовку к школе. Подход у них на самом деле серьезный, в школе хвалят сына
    Ответить
  • Анонимно 26 сен
    да, тема больная...
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии