Татьяна Ларионова: «Мы возвращаем Казани и России исторически значимый собор»
Руководитель фонда «Возрождение» о плодотворной десятилетке, возрождении памятников и образовательных проектах. Часть 1-я
В столице Татарстана реализуется уникальный в масштабах России проект по воссозданию собора Казанской иконы Божией Матери стоимостью в 2,7 млрд рублей. Как татарстанцы и жители других регионов помогают собирать большие средства, кто всеми силами поддерживает благое дело и напутствует строителей — на онлайн-конференции «Реального времени» рассказала исполнительный директор «Республиканского фонда возрождения памятников истории и культуры Республики Татарстан», вице-спикер Госсовета РТ Татьяна Ларионова. Параллельно фонд, знаменитый своими масштабными проектами, реализует еще одну важную для республики инициативу — создает полилингвальные школы. Подробнее об этой непростой, но благотворной работе — в первой части беседы с гостьей студии нашего издания.
Собор и академия — баланс интересов
— В этом году фонду «Возрождение» 10 лет. Поздравляем! Сейчас организация воссоздает собор Казанской иконы Божией Матери и занимается созданием полилингвальных центров. На каком этапе эти проекты?
— Спасибо за поздравление. Действительно, фонд уже 10 лет работает. Думаю, многие о нас знают и гордятся теми результатами, которые достигнуты. В первую очередь, конечно, усилиями всей республики и нашего президента. Но прежде всего инициатором создания фонда и главным автором, мотором и двигателем всех наших проектов является Минтимер Шарипович Шаймиев, который организовал и сейчас патронирует те объекты, о которых вы сказали.
Собор Казанской иконы Божией Матери — это уникальный проект. Мы возвращаем Казани, Татарстану, России исторически значимый храм, который варварски был взорван в годы советской власти. Увы, это была участь многих церквей и мечетей. Но это действительно уникальный проект, ведь и сама икона Казанской Божией Матери — одна из самых почитаемых, причем как в России, так и во всем мире. Поэтому, когда от православного населения в лице владыки Феофана поступило в адрес президента предложение о воссоздании собора, конечно, это было услышано и президентом, и Минтимером Шариповичем.
И академию построили беспрецедентно быстро, за один год. Должна сказать, что сегодня эта академия — единственная исламская в Российской Федерации, зарекомендовала себя подготовкой современных исламских богословов
Был издан указ президента республики о строительстве Исламской академии и о воссоздании собора Казанской иконы Божией Матери. Почему сейчас говорю об этом? В традиции нашей республики всегда были, есть и будут межнациональный и межконфессиональный паритеты, потому что это ценится народом, необходимо населению для баланса интересов, для мира, согласия, которые уже многие десятилетия царят в нашей республике.
И учитывая, что Болгарская исламская академия строилась в том историческом месте, где нашим фондом воссозданы многие исторические памятники, выполнена новая туристическая инфраструктура, вопрос, кто
будет строить современную академию, не стоял. Рустам Нургалиевич попросил и тот, и другой объекты взять фонду «Возрождение».
И академию построили беспрецедентно быстро — за один год. Должна сказать, что сегодня эта академия — единственная исламская в Российской Федерации, зарекомендовала себя подготовкой современных исламских богословов в современных условиях, причем не только для нашей республики и России — на обучение приезжают в Болгар из-за рубежа.
Замечу, что собор требует более длительной работы, потому что мы его воссоздаем. Воссоздание — это всегда более сложный процесс, нежели строительство. Воссоздаем на руинах разрушенного собора. Когда изучили руины, выслушали наших археологов, которые провели изыскания, оказалось, к нашему счастью, великому удивлению многих ученых, что сохранились остатки фундаментов пещерного храма. И это заставило нас более взыскательно посмотреть на процесс воссоздания. Нам пришлось серьезно, основательно работать над сохранением этих руин, над тем, чтобы сохранившиеся фундаменты укрепить, чтобы они были по-прежнему основанием для собора, исторически стоявшего когда-то на этой земле.
Объект воссоздаем, анализируя те источники, которые до нас дошли, а это и фотографии, и проектные зарисовки даже знаменитого Щусева. Это работа в архивах археологов, историков, ученых
Пожертвования идут и из других регионов
— Понадобились какие-то инженерные решения?
— Конечно. Все 10 лет фонд работает с одной и той же проектной организацией. Наш институт ТИГП во главе с Аделем Альбертовичем Хуснутдиновым — это уникальный коллектив. Институт стал практически основной частью всех проектов нашего фонда, его специалисты — нашими единомышленниками. И эту работу по сохранению фундаментов собора, которую архитекторы провели вместе с археологами, можно вписать в историю по воссозданию исторических памятников, как яркую новую страницу.
Институт работает и выполняет очень многие проектные работы на благотворительной основе. Низкий поклон всем, кто работает в этом коллективе — без них не было бы этих 10 лет работы и достигнутых результатов было бы невозможно. Именно с проектных работ начинается любой объект, и мы всегда уверены в творческом, скрупулезном, грамотном, профессиональном подходе проектантов.
Все годы мы работаем практически с одним и тем же заказчиком. В Болгаре и Свияжске заказчиками были и Минкульт, и Министерство строительства. Сейчас продолжаем с Минстроем и его подразделением ГИСУ — это команда профессионалов, которая работает «от души и для души», как всегда любит повторять Минтимер Шарипович, всегда работают на качество и результат.
Данный объект воссоздаем, анализируя те источники, которые до нас дошли: а это и фотографии, и проектные зарисовки, в том числе материалы знаменитого Щусева. Это работа в архивах археологов, историков, ученых. Там, где материалов недостает, изучаем аналогии храмов этого периода. Какие-то решения находятся не сразу, главное, что все сделанное созвучно тому историческому периоду, который мы воссоздаем.
Нам удалось воссоздать пещерный, нижний храм. Пещерных храмов сохранившихся вообще очень мало, хотя в России они были общепринятыми
У нас замечательный генподрядчик — генеральный директор [ООО «Евростройхолдинг»] Владимир Александрович Казилов и его команда. Высота храма — почти 50 метров, на этой высоте работать в зимний период, когда ветер, снегопад, просто очень сложно. Все работы выполняются с учетом техники безопасности и заботы о людях, которые работают, при этом очень качественно и профессионально.
Нам удалось воссоздать нижний пещерный храм. Пещерных храмов сохранившихся вообще очень мало, хотя в России они были общепринятыми. Нам даже удалось восстановить элементы росписи. И то, что храм уже освящен (он находится в монастыре), монахи сегодня служат, наполняют храм православной молитвой, — это, конечно, дорогого стоит. Ученые, специалисты из Москвы, Санкт-Петербурга, многие служители православных монастырей, соборов, те, кто побывал в пещерном храме восхищаются тем, что удалось сделать и как эта работа проводится.
Сегодня мы на сложном этапе работы: приступили к росписи верхнего храма. Создана рабочая группа художников и искусствоведов, и буквально каждый элемент в росписи скрупулезно обсуждается. Очень надеемся, что к лету следующего года удастся завершить эти работы.
Храм ждут — в этом убедились неоднократно. Поклониться Казанской иконе Божией Матери приезжает огромное количество туристов, паломников, гостей. И видя монументальное сооружение, воссоздаваемого храма, которое стало вновь украшением города, все ждут, когда же можно будет помолиться в храме, поставить свечу за усопшего, за здравие ныне живущих и когда можно будет насладиться этим чудом. И конечно, не могу не сказать огромнейшее спасибо тем людям, которые не только пребывают в ожидании, но и вносят свой посильный вклад в воссоздание собора.
Храм ждут — в этом убедились неоднократно. И сейчас приезжают, чтобы поклониться Казанской иконе Божией Матери, огромное количество туристов, паломников, гостей
Храм восстанавливается полностью на благотворительные пожертвования. С огромной признательностью называю ТАИФ и «Татнефть» — это две наши крупнейшие нефтяные компании, они всегда несут ответственность за большие социальные проекты, с первого года работают с нашим фондом, и собор Казанской иконы Божией Матери — это в основном их вклад и благое дело.
Конечно, пожертвования идут от простых жителей, причем не только из Казани и Татарстана. Мне приятно осознавать, что это и наше окружение: Нижний Новгород, Марий Эл, Чебоксары. Из Башкортостана компания «Пакер» последние годы периодически жертвует средства на этот храм. Низкий поклон тем людям, которые считают своим долгом, что это нужно делать, и делают это от сердца, от души.
— Какая сумма нужна для такого храма?
— В архитектурных объектах очень сложно назвать сразу сумму. Главное, что работа идет, не останавливается, близится к хорошему финалу.Минтимер Шарипович периодически проводит на строительной площадке рабочие совещания и заседания попечительского совета Фонда. Безусловно, владыка Феофан очень много внимания уделяет этому храму. И чрезвычайно важны помощь, внимание и поддержка президента республики Рустама Нургалиевича Минниханова.
Каждый квадратный метр работает на ребенка
— Обратимся к другому ключевому проекту фонда. Полилингвальные школы 1 сентября были запущены в Казани и Елабуге. К 2022 году планируется еще четыре школы запустить. С какими сложностями столкнулись, чтобы полилингвальные школы такими, как они задумывались, были запущены аккурат 1 сентября?
— Это тоже уникальный проект. Можно много говорить, что дети знают или не знают языки, любят или не любят. Можно критиковать всех, кто формирует программы, учебные планы, стандарты. Минтимер Шарипович пошел другим путем: просто инициировал проект полилингвального образования созданием таких учебных учреждений, где дети обучаются на двух государственных языках, русском и татарском, и занимаются углубленно английским языком как международным. Это главное отличительное качество наших образовательных комплексов, при этом они называются «Адымнар — путь к знаниям и согласию». «Адымнар» — это шаги, мы идем к знаниям языков, истории, культуры, всех предметов, которые изучаются в общеобразовательной школе, а через знания идем к согласию. Согласие, повторюсь, — одно из кредо нашей республики, поэтому формироваться оно должно и в стенах школы.
Идти по этому пути можно только при том, что есть хороший педагогический коллектив, есть дети, которые принимают идеологию школы, хотят знать три языка, стремятся к этому, и есть родительское сообщество, принимающее также эту философию
Сама идеология, философия школы — интересная, глубокая, содержательная. Идти по этому пути можно только при том, что есть хороший педагогический коллектив, есть дети, которые принимают идеологию школы, хотят знать три языка, стремятся к этому, и есть родительское сообщество, принимающее также эту философию и осознающее: сегодня — это созидательный путь обучения и воспитания детей. Именно эти основные составляющие мы закладывали не только в основу деятельности учительского коллектива, но и в концепцию строительства школы. Архитекторы по-новому увидели общественное школьное пространство, где буквально каждый квадратный метр работает на ребенка. Даже школьные коридоры являются местом общения, где можно позаниматься и поговорить, и провести какой-то кружок, обсуждение
Не назову этот процесс трудностью, но для нас это был вопрос номер один — какой должна быть новая современная школа? Прежде чем строить школы, мы провели семинары с участием специалистов из Москвы. Только после этого мы приступили к строительству.
Мы обсуждали с детьми наш новый проект, брали за основу сразу коллектив, и ученический, и учительский, школы №165, где детям давали неплохо и английский, и татарский языки. Сейчас, конечно, это глубже в наших комплексах, но тем не менее основа там была.
— Какие детские пожелания вы учли?
— Например, по спортивной базе: скалодром есть. Были детские мечты, связанные со сказками, легендами. Есть в интерьерах птицы, мы считаем, что наши дети должны быть готовы к полетам и они должны высоко взлететь. Много связанного с историей города. Если брать Елабугу, там школьная библиотека по дизайн-проекту полностью посвящена истории города, где сосредоточено настоящее созвездие ярких исторических личностей. Огромное панно, посвященное историческим объектам, находится и в казанском комплексе.
Были детские мечты, связанные со сказками, легендами. Есть в интерьерах птицы, мы считаем, что наши дети должны быть готовы к полетам и они должны высоко взлететь
Минтимер Шарипович сразу сказал: «Построить любую школу, и даже очень красивую, современную, можно. Для этого требуется время. Самый ответственный этап подготовки школ необходим для формирования учительского коллектива». Подготовка кадров, а отдельные предметы преподаются на татарском языке, английском языке, для дальнейших комплексов, которые будем создавать, будет ключевым вопросом.
Подготовка и переподготовка кадров остается главным вопросом и для уже созданных Казанского и Елабужского комплексов, и для тех комплексов, которые предстоит построить, создать и открыть в последующие годы.
Продолжение следует.
Официальный партнер:
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.