Новости

10:56 МСК
Все новости

Торговые центры вернулись в 2010 год по посещаемости

Бренды, покинувшие Казань в кризис, — «Метрика», Seppälä, New Look, Esprit, River Islands

Торговые центры вернулись в 2010 год по посещаемости Фото: redigo.ru

2015 год оказался удачным для брендов, ориентированных на детей и фастфуд, но сильно ударил по среднему сегменту товаров, в то время как на премиум-классе изменения на рынке отразились меньше всего. Одними из первых подобные колебания на себе почувствовали девелоперы, предоставляющие торговые площади для продавцов. Каковы сейчас тенденции на рынке, кто останется «на коне», каких ритейлеров ждут в Казани, а с какими попрощались — в репортаже «Реального времени». Конференция «Торговый центр будущего в Татарстане» стала логическим продолжением прошедшего за день до того форума, посвященного логистике складских помещений и транспорта.

Райские времена для «продуктовиков»

Кризис в первую очередь ударил по потребителям. Как рассказала Елена Стрюкова, руководитель отделения Волга департамента региональных проектов Cushman & Wakefield, в 2015 году снижение заработных плат населения компенсировалось продажей валюты, что позволило поддержать спрос на потребительские товары. Однако этот ресурс будет исчерпан, и к зиме следует ожидать спада потребительской активности. Эффект от девальвации рубля будет сохраняться в течение года, и более дорогие товары будут заменяться дешевыми аналогами. Чтобы достичь показателей 2014 года, рынку понадобится не менее 4 лет.



Елена Стрюкова:
Дискаунтеры отмечают рост оборотов и будут открывать новые торговые точки, в основном это «продуктовики». В ближайшие годы мы увидим развитие сегмента развлечений, ТЦ пересматривают концепцию и подходы к размещению

Основную тенденцию развития рынка она обозначила в его адаптации к изменениям. В 2015 году покупательская активность россиян оценивается как низкая, и перспектив для роста доходов и потребления не видится. Посещаемость торговых центров снизились и находится на уровне 2010 года.

Ритейлеры продолжают оптимизировать затраты, в том числе на аренду. В связи с этим число торговых точек сокращается. Общее количество торговых площадей сократилось на 35%. Новых ритейлеров мало, в основном это российские компании. Активность ритейлеров низкая, но они рассматривают новые открывающиеся возможности, освободившиеся площади, пересматривают ассортимент.

– Дискаунтеры в свою очередь отмечают рост оборотов и будут открывать новые торговые точки, в основном это «продуктовики». В ближайшие годы мы увидим развитие сегмента развлечений, торговые центры пересматривают концепцию и подходы к размещению, – сделала она свой прогноз.

«В ближайшие 5 лет в Казани откроется не больше 6 объектов»

Что касается Казани, в городе новых объектов в этом году практически не открывалось. Был введен торговый центр «Антураж», где основным арендатором будет сеть дискаунтеров «Атак» (ATAC). Больше в Казани до конца 2015 года, по словам Стрюковой, ничего не будет введено.

– В ближайшие 5 лет в Казани откроется не больше 6 объектов, их общая торговая площадь будет составлять не более 140 тысяч квадратных метров. Это будут маленькие объекты, расположенные в крупных жилых комплексах, – предположила она.

Собственники помещений и арендаторы пересматривают договоренности, что позволяет сохранять высокую заполняемость в лучших торговых центрах, отметили спикеры конференции

В общем рейтинге городов-миллионников по обеспеченности населения торговыми площадями Казань занимает 6-е место, где на тысячу жителей приходится 388 квадратных метров. Для сравнения: в лидирующем в этом топе Екатеринбурге этот показатель достигает 500 квадратных метров.

Собственники помещений и арендаторы пересматривают договоренности, что позволяет сохранять высокую заполняемость в лучших торговых центрах. Так, в первой пятерке ТЦ («МЕГА-Казань», «Южный», «Тандем», «Кольцо», Park House) доля свободных площадей составляет 1,25%, в то время как в среднем по городу этот показатель составляет 23%. В течение года ставки арендной платы были относительно стабильными (17,3 тысячи рублей за квадратный метр в год, хотя эту цифру она назвала «средней температурой по больнице»). Ротация арендаторов в торговых сетях Казани наблюдается довольно высокая: в три раза выше по сравнению с 2014 годом. На смену международным сетевым операторам приходят местные сети и ИП.

Базовая ставка аренды (руб/кв. м в год)

Группа товаров

Арендуемая площадь


<50

50-100

100-200

200-300

300-500

500-900

900-1000

1000-2000

2000-3000

Аксессуары и ювелирные изделия

33099

25032

Развлечения и досуг

2258

3721

Товары для детей

19459

10257

7950

5875

8814

Модная одежда

27114

23392

19085

12135

7319

8529

7590

3105

Косметика и парфюмерия

17721

16900

16024

Бытовая техника

32675

17738

4916

Кафе

15015

11115

11700

Фастфуд

27356

18779

20489

Рестораны

5840

Товары для дома

18703

14200

11300

Белье

45782

26442

18786

18826

16489

Обувь и сумки

24400

17508

14210

Спорттовары

16458

4991

Перед кем двери Казани открыты, а перед кем — захлопнулись?

Самыми желанными ритейлерами на рынке Казани эксперт назвала «Ленту», Hoff, Starbucks Coffee, Victoria's Secret, Abercrombie & Fitch, Kidzania, Michael Kors, Disney Store, UniQlo.

– Мы продолжаем работать над тем, чтобы найти достойные площадки в Казани и пригласить их начать функционировать, – отметила Стрюкова.

По словам другого эксперта, Екатерины Гресс, гендиректора компании IDEM (Нижний Новгород), кризис в меньшей степени затронул премиум-сегмент. Больше всего пострадал средний сегмент. А дискаунтеры сегодня весьма активно развиваются.

Тем не менее детские товары оказались самыми защищенными на рынке. Во-первых, у россиян не принято экономить на своих чадах. Во-вторых, бэби-бум, который наблюдался на протяжении нескольких лет, помогает реализовывать детские товары. На этом фоне «Детский мир» и другие бренды, ориентирующиеся на самых маленьких, значительно увеличили свою выручку.

McDonald's сейчас чуть ли не единственная сеть, которую «поставь в чистом поле» — и будет мгновенно приносить прибыль. На них играет имя и рыночная ситуация, считает Марат Манасян

Что касается продуктов питания, народ есть не перестал, но стал менее притязателен к еде. Это дало толчок к расширению сети фастфудов. McDonald's, крупнейший участник на рынке, продолжает активно развиваться.

– McDonald's сейчас чуть ли не единственная сеть, которую поставь в чистом поле — и будет мгновенно приносить прибыль. На них играет имя и рыночная ситуация, – отметил Марат Манасян, генеральный директор M1 Solutions.

Кроме того, Гресс назвала бренды, которые в кризисные времена покинули Казань: «Метрика», Seppälä, New Look, Esprit, River Islands. Приостановили развитие, но по-прежнему остаются Sela, O'Stin, Lady, Kira Plastinina, «Бегемот», «Спортмастер», «ЦентрОбувь», Lego, Salamander. Оптимизируются и пересматривают свой ассортимент GloriaJeans, Ralf Ringer, Adidas, Finn Flare, «Много мебели», «Корпорация Центр», «О'кей», «Бахетле», MediaMarkt, «Ригла».

Следующие фирмы продолжают снимать сливки с кризиса. Так, рассматривают регионы для своего развития «М.Видео», «Бубль Гум», «Посуда центр», DNS, «Фамилия», «Декатлон», Burger Kings. Активней всего развиваются упомянутый McDonald's, «Эльдорадо», «Ашан», «Атак», «Красное и белое», «Дикси», «Магнит», X5 Retail Group, «Детский мир», KFC, «Бристоль».

Екатерина Гресс, рассказывая о новых форматах торговой промышленности, настоятельно рекомендовала уделять место и неторговым площадкам

Интертеймент как решение

– Сейчас к некоторым торговым центрам арендаторы приходят с предложениями на пустующем этаже открыть развлекательные центры: дискотеки, фитнес-центры, роллердромы, ледовый каток, площадку для скалолазания. Я бы порекомендовала от таких предложений не отказываться. Будущее – за инфраструктурным развитием развлекающей составляющей, – сообщила Стрюкова.

Ее слова подтвердила Екатерина Гресс. Она, рассказывая о новых форматах торговой промышленности, настоятельно рекомендовала уделять место и неторговым площадкам: творческие мастерские (кулинарные студии, языковые школы, театральные студии, школы танцев), рабочие станции (коворкинг), музеи занимательных наук, батутные центры, выставки, контактные зоопарки, Fresh market и иные. По ее мнению, такие решения увеличивают потоки посетителей (особенно женщин, которые совершают 80% покупок), а сами торговые центры воспринимаются как места для семейного отдыха. Родители, оставляя детей в таких местах, больше времени могут уделить покупкам.

1/22
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
Тимур Рахматуллин, фото Романа Хасаева
Мероприятия
комментарии 8

комментарии

  • Анонимно 14 нояб
    Конечно, в кризис только и остается, что набивать желудки...
    Ответить
    Анонимно 14 нояб
    а кто не любит вкусно поесть?
    Ответить
  • Анонимно 14 нояб
    импортозамещение идет полным ходом, жаль правда, что такими "брендами" как Фамилия
    Ответить
  • Анонимно 14 нояб
    главное, чтобы бары, где продают алкоголь, не вздумали в ТЦ размещать, ничем хорошим это не закончится
    Ответить
  • Анонимно 14 нояб
    Странно, что Метрика ушла
    Ответить
  • Анонимно 14 нояб
    ещё бы они по ценам в 2010 год вернулись... а ещё лучше в 2000 :)
    Ответить
  • Анонимно 14 нояб
    на детях действительно не хочется экономить, но ценники, представленные в том же Детском мире просто ставят волосы дыбом! кто у них занимается ценообразованием? почему все настолько дорого? а магазины одежды! детская одежда порой стоит в три раза дороже взрослой!
    Ответить
    Анонимно 14 нояб
    злоупотребляют. но точки кипения не достигли. когда достигнут, тогда люди перестанут покупать игрушки, новые вещи, памперсы заменят ватно-марлевыми подгузниками
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии