Новости

21:45 МСК
Все новости

Уполномоченный: «Вызывает тревогу увлечение татарской молодежи религиозной атрибутикой...»

Документы, связанные с Курбан-байрамом: характеристика на Талгата Таджуддина, женский ислам в Татарстане и инструкции атеистам

Уполномоченный: «Вызывает тревогу увлечение татарской молодежи религиозной атрибутикой...» Фото: из музея мечети «Марджани»

Сегодня мусульмане отмечают день Курбан-байрам. Центральный государственный архив историко-политической документации Республики Татарстан по просьбе «Реального времени» подготовил подборку документов с историей праздника. В документах отражается история и православной общины республики.

О религиозной обстановке в гор. Альметьевске и Альметьевском районе по состоянию на апрель 1984 г.

Для служебного пользования

1. Демографические сведения.

Население г. Альметьевска к началу 1979 г. составило 109,6 тыс. чел., из них 47,9%, или 52,4 тыс., являются представителями татарской национальности, традиционно исповедовавшей ислам. Остальное население рассматривается нами как представители национальностей, исповедовавших в прошлом православие. Такое деление весьма условное, потому что как по всей республике, так и в г. Альметьевске границы национального и религиозного не всегда совпадают. В то же время для сравнительного изучения степени влияния той или иной конфессии на население мы пока принимаем именно такое деление.

В Альметьевском районе проживает 49,7 тыс. чел.; татары составляют 55% от общей численности населения и рассредоточены в 53 населенных пунктах, из них 3—4 деревни населены так называемыми крещенными татарами, традиционно исповедовавшими православие. Остальное население (русские, чуваши, мордва-эрзя) рассматривается нами как традиционно исповедовавшее православие.

2. Православный культ.

В городе и районе зарегистрированных православных объединений не имеется. Верующие свои культовые потребности удовлетворяют в основном в церквах гг. Бугульмы и Чистополя.

В городе обрядность по этому культу, совершаемая жителями в действующих церквях ТАССР, характеризуется следующими данными: в 1981 г. было окрещено 208 чел., что составляет 16,8% от общего числа родившихся в нетатарских семьях, в 1982 г., соответственно, 157, или 12,7%, в 1983 г. — 183, или 13,8%. В 1981 г. обвенчалось 12 пар, или 2,0% от всех заключивших брак во Дворце бракосочетаний нетатарских пар, в 1982 г. — 6, или 1,1%, в 1983 г. — 7, или 1,2%.

По району в 1981 г. окрещено 68 чел., или 21,4%, в 1982 г. — 22, или 6,6%, в 1983 г. — 57, или 16,2%. В 1981 г. обвенчалось 3 пары, или 0,8%, в 1982 г. — 10, или 2,7%, в 1983 г. — 13, или 3,6%.

Сведения об обрядности нами получены от церковных источников. При повышении требовательности к организации работы комиссий содействия контролю за соблюдением законодательства о религиозных культах, созданных при райгорисполкомах, они могли бы направлять соответствующие запросы в те исполкомы райгорсоветов, на территории которых находятся действующие церкви, и получать полные данные по обрядам, совершаемым жителями г. Альметьевска и Альметьевского района.

И такие данные позволили бы работникам идеологических учреждений обеспечить конкретность и, следовательно, действенность воспитательной работы с верующими в трудовых коллективах или по месту их жительства.

В делопроизводстве комиссий содействия не обнаруживаются документы, подтверждающие регулярный анализ обрядности по православному культу и изучение степени влияния православия на население, а также оперативное информирование руководящих органов о религиозных проявлениях. Недостаточна работа комиссий по изучению прохождения таких церковных дат, как пасха, дни особого поминовения усопших, престольные праздники и т.п.

Габдулхак хазрат Саматов был первым главным мухтасибом Татарстана, первым главным казыем республики

3. Мусульманский культ.

В 1976 г. в г. Альметьевске зарегистрировано мусульманское общество и открыт молитвенный дом (ул. Первомайская, 2). В настоящее время ежедневно в дневном намазе (богослужении) участвует до 60 человек. На остальных четырех ежедневных намазах — намного меньше. По пятницам на дневном намазе присутствует до 150 чел., в т.ч. и женщины.

В дни таких крупных праздников ислама, как ураза-байрам (праздник разговенья) и курбан-байрам (праздник жертвоприношения), в молитвенном доме на богослужение собираются до 700—800 чел., в т.ч. до 250 женщин. Факт участия женщин в богослужении относительное новое явление в регионе, и их влияние и роль в семейном воспитании представляет особый интерес. Однако исполком горсовета пока не придает должного внимания этому факту. По нашему мнению, этот вопрос вообще не изучается.

Каждую пятницу и в дни праздников ислама в молитвенном доме духовенство читает проповеди. Таким образом, в течение года в молитвенном доме произносится более 50 проповедей, в которых, наряду с религиозной тематикой, обсуждаются вопросы нравственности, этики, образа жизни и т.п. Некоторые полагают, что мулла произносит проповедь на непонятном для верующих арабском языке и такая проповедь вряд ли заслуживает серьезного внимания. Однако нам известно, что местный мулла Саматов Г.Г. (1950 г. рожд., проживает по ул. Шишкина, 7А) прежде, чем выступить перед верующими, очень тщательно разрабатывает каждую свою проповедь в форме письменного текста. И произносит ее, как правило, в течение часа на литературном татарском языке. Проповедь в молитвенном доме является одной из действенных форм воздействия на сознание верующих и религиозной пропаганды. Однако комиссия содействия пока слабо занимается изучением проповеднической деятельности мусульманского духовенства. Такая деятельность и ее содержание пока не стали достоянием практикующей части атеистов.

Специфической и наиболее опасной формой влияния ислама на население является участие духовенства в меджлисах (коллективных угощениях) в домах верующих. Если в течение года только по пятницам и двум праздникам в молитвенном доме побывает более 10 тыс. чел., то численность участников домашних меджлисов намного превышает это число. Кроме того, на таких меджлисах присутствуют не только верующие, но и неверующие, а также дети. Вопросы контроля за меджлисами и проповедничества духовенства на них являются весьма деликатными.

Показатели обрядности по мусульманскому культу, полученные нами от религиозных источников, относительно низки. Это объясняется, однако, не тем, что религиозность среди татар ниже, а тем, что, в отличие от православия, мусульманские обряды совершаются не только зарегистрированными служителями культа, но и случайными людьми, так называемыми муллами-самозванцами, и поэтому не поддаются точному учету. Кроме того, в мусульманском объединении до сих пор не налажен квитанционный учет обрядности.

Хотя комиссия содействия при горисполкоме делает немало для обеспечения действенного контроля за деятельностью мусульманского объединения, однако работа по организации и совершенствованию контроля требует дальнейшего улучшения.

Известно, что в свете решений июньского (1983 г.) пленума ЦК КПСС и других директивных документов важное значение приобретает воспитательная работа с верующими. Действенный контроль за соблюдением законодательства о культах предполагает широкую разъяснительную и профилактическую работу среди верующих в целях предотвращения правонарушений и обеспечения строгого выполнения установленных законом норм.

В составе комиссии содействия при горисполкоме мало людей, способных вести воспитательную работу среди верующих. Подбор таких людей из числа представителей татарской национальности затруднен по многим причинам. Из-за отсутствия регулярного контакта советских активистов с верующими зарегистрированного религиозного объединения не в полной мере используется в профилактике общественное мнение, способное оказать позитивное воздействие на церковников. Встречи советских работников носят эпизодический характер. Местные работники проявляют чрезмерную робость в таких встречах, не достает наступательности и решительности в пропаганде и осуществлении правовых норм. Понятно, что встречи с массой верующих дают возможность не только для разъяснения законодательства о культах, но и для разоблачения околоцерковных элементов, умышленно нарушающих правопорядок. Неоднократные нарушения ст. 12 постановления «О религиозных объединениях» (проведение общего собрания учредителей без соответствующего разрешения горисполкома) активистами мусульманского объединения города объясняются, по нашему мнению, отсутствием плановой воспитательной работы с верующими, посещающими мечеть. Ранее горисполком не раз предупреждал исполнительный орган объединения о неправомерности созыва общих собраний учредителей без его разрешения. Однако нарушения продолжаются. Из семи собраний, проведенных учредителями в 1983 году, ни одно не санкционировано горисполкомом. Положение усугубляется еще и тем, что нередко на таких незаконных сборищах обсуждаются вопросы, не входящие в компетенцию религиозных объединений (об открытии курсов по подготовке мулл, обсуждение персональных дел верующих и т.п.). Это происходит по той причине, что горисполком не в полной мере использует предоставленные ему законом права для решительного пресечения незаконных действий религиозных активистов. С другой стороны, слабо знает состав учредителей мусульманского объединения, не изучают их, довольствуясь случайной информацией о тех или иных лицах. Понятно, что этого явно недостаточно для того, чтобы среди верующих сформировать такой актив, который сумел бы обеспечить сознательное и строгое соблюдение законности.

Мечеть «Марджани». Казань, 1960-е годы. Фото archive.gov.tatarstan.ru

В Альметьевском районе не имеется зарегистрированных мусульманских объединений. Верующие свои культовые потребности удовлетворяют в многочисленных незарегистрированных обществах и группах под руководством самозваных мулл. Из информации райисполкома за последние десять лет видно, что в 27 населенных пунктах отмечаются коллективные богослужения верующих по пятницам и крупным мусульманским праздникам. Взят на персональный учет в райисполкоме 21 незарегистрированный служитель культа. Наиболее крупные религиозные общества, в каждом из которых более 50 чел., имеются в сс. Елхово, Кичучатово и Новое Каширово. Верующие из Нового Каширова в течение 1980—81 годов ходатайствовали о регистрации их общества. По данным райисполкома, в этом селе пока «наблюдается затишье». Религиозные источники утверждают, что молитвенные собрания проходят регулярно в двух точках — частных домах.

4. Христианское сектантство.

По информациям горисполкома, в городе отмечается деятельность групп сторонников антиобщественного направления баптизма (СЦ ЕХБ) в количестве 13 чел. (руководитель Яковлев Д.С., 1909 г. рожд., проживает по ул. Народная стройка, 8) и пятидесятников в количестве до 15 человек. Деятельность этих групп контролируется слабо, хотя горисполком располагает исходными данными для более глубокого изучения их членов. Надо полагать, что молитвенные собрания верующих в строгой конспирации, поэтому адреса явочных квартир не установлены. Сведений о регулярной и целенаправленной профилактической работа с данной категорией верующих не имеется.

По информации райисполкома за 1981 год, в селе Ямаши Ямашского сельсовета якобы отмечается деятельность группы (14 чел.) сторонников истинно-православной церкви (ИПЦ) — православно-монархической секты, использующей христианское вероучение для борьбы против советской власти. На наш взгляд, такая информация нуждается в тщательной проверке, ибо данные, получаемые нами по другим каналам, не подтверждают ее достоверность.

5. «Святые места»

В прошлом на территории района наблюдалось паломничество православных верующих к «святым» ключам вблизи населенных пунктов Урсала и Юсупкино. Нами установлено, что благодаря профилактической работе, проводимой местными органами власти, паломничество к указанным «святым» местам находится в стадии затухания. В то же время райисполкому рекомендовано продолжать профилактическую работу с тем, чтобы не допустить возобновления паломничества в будущем.

6. Освещение вопросов научного атеизма в местной печати.

Известна роль печати в освещении религиозных проявлений, состоянии религиозности населения и организации атеистического воспитания. Газета «Знамя труда» в 1980 г. опубликовала три статьи из материалов пресс-бюро «Правды» («Сектанты — кто они?», «Ислам вчера и сегодня», «Дурман суеверий») и две статьи местных авторов об опыте работы по внедрению новых обрядов и проведении мероприятий на атеистические темы. В 1982 году опубликовано 6 статей из материалов пресс-бюро, в том числе одна — по критике ислама («Мусульманская пятница», авт. Г.Керимов) и две статьи на местном материале («Воспитываем на достижениях науки», авт. З.Саушкина, методист гороно, №48 от 26.03.82 г.; «Диспут о религии», авт. К.Андреев, №199 от 15.12.82 г.). Обе статьи сообщают о мероприятиях по атеистическому воспитанию, проведенных в городе. За 1982 год татарский дубликат газеты ограничился лишь публикацией перевода заметки З.Саушкиной. В 1983 году опубликовано 7 статей пресс-бюро, в т.ч. одна по исламу («Шариат», авт. Г.Керимов, №41 от 12.03.83 г.), и две статьи на местном материале: «Неделя атеизма», авт. З.Саушкина, № 40 от II.03.83г.; «Лекционной пропаганде — наступательность», авт. А.Мантанский, зав. отд. проп. и агит. ГК КПСС, №82 от 24.05.83 г. Татарский дубликат опять ограничился перепечатанной статьей А.Калаганова из «Блокнота агитатора» (газета №117 от 23.07.83 г.) и публикацией переводов двух упомянутых статей. Анализ статьи «Неделя атеизма» показывает, что атеисты должны правильно излагать принципы свободы совести, изложенные в Конституции. Автор пишет: «Ст. 52 Основного Закона нашей страны гласит, что церковь отделена от государства и провозглашена свобода вероисповедания, но Советская власть сохранила за каждым гражданином право атеистической пропаганды». Такое изложение известной статьи Конституции является искаженным и говорит о правовой неграмотности автора.

В газете отсутствуют статьи, раскрывающие системный подход в атеистической работе, пропагандирующие опыт лучших атеистов, первичных парторганизаций, отделений общества «Знание» и т.п. На наш взгляд, недопустимо то, что атеистической общественностью не используется тот материал, который дает факт регистрации религиозного объединения. Также недопустимо то, что в течение последних двух лет татарский дубликат газеты не опубликовал ни одной статьи по критике современного ислама, не говоря уже об оперативной критике проповедей духовенства из зарегистрированного мусульманского объединения.

7. О комиссиях содействия при райгорисполкомах.

Эти комиссии, работающие на общественных началах, строят свою работу по плану, их деятельность периодически заслушивается на заседаниях исполкомов. Ими проведена определенная работа по обеспечению соблюдения законности зарегистрированным объединением, по изучению религиозной обстановки. Однако эти комиссии нуждаются в помощи руководящих органов, особенно в деле пополнения их людьми, способными вести конкретную работу с верующими. Улучшение работы комиссий, оперативное информирование ими руководящих органов о религиозных проявлениях в городе и районе оказали бы большую помощь в выполнении известных постановлений ЦК КПСС, бюро ОК КПСС и Совмина ТАССР по атеистическому воспитанию населения.

Зам. уполномоченного Совета по дел. рел. И. Авхадиев
12 апреля 1984 года.

Некоторые сведения о деятельности религиозных объединений в ТАССР

Татарский обком КПСС

На территории ТАССР действуют 38 зарегистрированных религиозных объединений. В том числе 18 мусульманских и 15 православных, 2 старообрядческих, 2 общины евангельских христиан-баптистов и одно адвентистов седьмого дня.

За последние годы неуклонно растут доходы религиозных объединений. Денежные поступления по всем религиозным объединениям составили (в тыс. руб.):

  • 1976 г. — 2.312,6
  • 1980 — 3.012,5
  • 1985 г. — 3.504,5

В православных объединениях доходы в 1985 году выражаются в сумме 2.881087 руб., а за 10 месяцев текущего года — 2.776 тыс. руб.

В течение последних лет обрядность по православному культу остается стабильной, однако еще высокой. В 1985 году количество окрещенных составило 23,3% к общему числу родившихся в нетатарских селениях. Окрещено 579 школьников. В текущем году в церквях республики окрещено около 500 школьников. Венчание составляет 2% к числу зарегистрированных пар.

Наибольший уровень крещений отмечен в г.г. Чистополе — 37,6%, Казани — 31,6, Зеленодольске — 30,6; в районах: Чистопольском — 66%, Высокогорском — 61,2, Мамадышском — 50,6, Рыбно-Слободском — 45,9, Верхнеуслонском — 45,8, Нижнекамском — 40,7%, Лаишевском — 38,9%, Октябрьском — 35%, Мензелинском — 34,7, Новошешминском — 31,9, Аксубаевском и Тукаевском — 32%.

Для православной церкви характерен процесс омолаживания кадров духовенства, 40% служителей культа имеют возраст до 40 лет, часть из них имеет среднее и высшее духовное или светское образование.

Духовенство и актив православных объединений активизируют деятельность в связи с подготовкой к 1000-летию крещения Руси.

К этому событию служители культа обращаются в проповедях. В текущем году религиозные объединения перечислили в фонд подготовки к этому юбилею в Московскую Патриархию более 100 тыс. рублей. В настоящее время продолжается сбор средств на восстановление зданий духовных академий и семинарии в г. Загорске, пострадавших от пожара.

В религиозных объединениях проводится работа по ремонту и благоустройству церковных зданий и молитвенных домов. Расходы на эти цели увеличились.

В то же время сократились отчисления религиозных объединений на общественно-полезные нужды (Фонд мира, Общество охраны памятников). Эти отчисления составили (в тыс. руб.):

  • 1980 г. — 945,0
  • 1985 г. — 712,0
  • в текущем году — немногим более 400 тыс. руб.

Показатели обрядности по мусульманскому культу в зарегистрированных объединениях значительно ниже в сравнении с православным культом. Однако возросла обрядность, связанная с похоронами.

В 1985 г. жителями ТАССР совершено 2432 обряда дженаза (отпевание). К общему числу умерших татар они составили: в г. Зеленодольске — 100%, Бугульме — 58,6%, Лениногорске — 57,2%, Казани — 45,2%, Альметьевске — 42,3%, Брежневе — 46,4%.

В 1986 году на молитвенных собраниях по случаю религиозных праздников «Ураза» и «Курбан» в мечетях приняло участие более 20 тысяч верующих. В период «Курбан-байрама» в населенных пунктах ТАССР было забито более 700 голов скота.

Особенностью проявления пережитков ислама в Татарии является то, что религиозная обработка граждан происходит не только в культовых зданиях (мечетях), но и по месту жительства верующих в форме меджлисов, т.е. домашних собраний с участием духовенства.

В 1985 году духовенство участвовали в 6,2 тыс. меджлисах. Если среднее число участников взять за 15—20 человек, то на меджлисах приняло участие 120 тыс. человек, в их числе молодежь и дети.

В г.г. Казани, Елабуге, Зеленодольске, Брежневе, Альметьевске, Зеленодольском районе продолжается деятельность незарегистрированных общин и групп баптистов-сторонников СЦ ЕХБ и пятидесятников.

Их вожаки отказываются регистрировать общины, проводят незаконные молитвенные собрания, верующие подстрекаются к нарушению советского законодательства о культах, к уклонению от выполнения гражданского и общественного долга.

Местные органы власти республики принимают меры по пресечению противозаконной деятельности вожаков-экстремистов. Однако недостаточно ведется профилактическая работа с сектантами и членами их семей по месту работы, учебы и жительства.

Уполномоченный Совета по делам религий по ТАССР С.Г. Гарипов
1986 г.


Некоторые сведения о деятельности мусульманских религиозных организаций на территории Татарской АССР

На территории Татарской АССР действует 38 зарегистрированных религиозных объединений, в том числе 18 мусульманских, 15 православных, 2 старообрядческие общины, 2 баптистских и одно общество адвентистов седьмого дня. Наряду с этим в республике существует определенное количество незарегистрированных в органах власти, но фактически действующих мусульманских и сектантских групп.

В последние годы весьма ощутимо просматривается активизация приверженцев ислама. Начиная с 1970 года в республике зарегистрировано семь мусульманских объединений. Кроме того, за этот же период поступили заявления о регистрации из г. Агрыз (1976), населенных пунктов: Кекерли Дрожжановского (1976), Мамашир (1976), Кошкино (1976), Уразаево (1978) Кукморского, Верхние Челны Нижнекамского (1978), Шали Пестречинского (1980) районов.

При действующих мечетях зарегистрирован 51 служитель культа. Их средний возраст превышает 70 лет. Общеобразовательный уровень мулл и муэдзинов невысок: три человека имеют среднее светское образование, два — высшее духовное, четыре — среднее духовное. Всего с 1980 года окончило Бухарское медресе «Мир- Араб» пять человек (срок обучения — семь лет) и исламский институт аль-Бухари в Ташкенте — один человек (срок обучения — четыре года). В настоящее время в медресе обучается пять человек.

Одним из показателей религиозной активности является участие верующих в крупных мусульманских праздниках. Так, 5 августа 1987 года участвовали в богослужениях по случаю праздника жертвоприношения «Курбан-байрам» в девяти городских мечетях 8350 человек, а в девяти сельских — свыше 800. Весьма характерно, что в этот день посетили городские мечети около 450 женщин и 400 молодых людей в возрасте до 30 лет. В сельских мечетях женщины и молодежь отсутствовали. Сумма добровольных пожертвований верующих по всем мечетям составила 14755 рублей, из них 11065 рублей поступило в кассы городских мечетей. В этот день забито 620 голов скота.

Муфтий ДУМЕС Талгат хазрат Таджуддин вместе с иностранными гостями на намазе в казанской мечети «Марджани», 1989 г. Фото samtatnews.ru

Количество участников богослужений в мечетях в будние дни составляет примерно 600 человек, а в дни мусульманских праздников — 12,6 тыс. человек. В 1980 году совершено зарегистрированными служителями культов около 11 тысяч обрядов, в 1986 году — 11,8 тысячи обрядов. Денежные поступления в кассы мечетей составили в 1980 году — 473 тысячи рублей, а в 1986 году — 647,1 тысячи рублей.

Показатели обрядности по мусульманскому культу в зарегистрированных объединениях значительно ниже в сравнении с православным культом. Однако это не означает, что обрядность у последователей ислама на самом деле ниже. Суть дела в том, что обрядовая практика у мусульман находится в руках незарегистрированных служителей культа, у так называемых самозваных мулл. Они имеются почти в каждом населенном пункте или микрорайоне большого города. Поэтому даже там, где имеется мечеть и налажен строгий учет, невозможно получить достоверные данные по мусульманской обрядности — население чаще обращается к незарегистрированным муллам. В этом заключается одна из особенностей ислама в условиях нашего региона.

В последнее время наблюдается возрастание интереса у молодежи к мусульманским учебным заведениям. Вызывает тревогу увлечение татарской молодежи религиозной атрибутикой — ношение кулонов с изображением полумесяца, текстов религиозного содержания, даже аяты «Корана» на кузовах автомашин и т.д.

Имеет место повышение роли женщин в жизни мусульманских объединений. Как правило, в молитвенных зданиях отводятся специальные помещения для них. В мечети Приволжского района г. Казани присутствуют на пятничных богослужениях до 200 женщин. Факт участия женщин в публичных богослужениях — относительно новое явление в Поволжье и является своеобразным показателем возрастания их роли в семейном воспитании, способствует воспроизводству религии в новом поколении. Это всячески поддерживается священнослужителями. В проповедях мулл нередко звучат призывы к воспитанию детей с малых лет в религиозном духе. Они любят повторять: «Что вложено в человека до семи лет — сохранится на всю жизнь, от семи до четырнадцати лет — на полжизни, от четырнадцати до двадцати — примерно на пять—семь лет».

О социально-политической позиции религиозных организации и духовенства можно судить по материалам религиозной периодики, а также по проповедям, которые духовенство произносит в культовых зданиях. Прежде всего, следует отметить, что муллы неизменно проводят идею признания социализма как справедливого и гуманного общественного строя, они выступают с одобрением внутренней и внешней политики Советского государства. В то же время при обсуждении проблем, связанных с борьбой за мир, проповедники обычно апеллируют к религиозному учению. К примеру, муллы утверждают, что призывы к миру, справедливости, добрым делам составляют одну из важнейших сторон учения «Корана»; требуют безоговорочно исполнять предписания «Корана», утверждая, что лишь при этом условии будет обеспечен мир и можно рассчитывать попасть в рай.

Мусульманские объединения республики регулярно отчисляют часть денежных поступлений в Советский фонд мира и Общество охраны памятников. В 1985 г. — 63,1 тыс. руб., в 1986 г. — 76,2 тыс. руб. Значительная сумма (180 тыс. руб.) была перечислена на проведение в 1986 году международной женской конференции в г.Баку «Мусульмане за мир», в которой приняли участие 8 делегатов от мусульманских объединений республики.

В целях усиления контроля за проповеднической деятельностью мусульманского духовенства в ряде районов в состав комиссий содействия контролю за соблюдением законодательства о религиозных культах при рай(гор)исполкомах включены ученые-обществоведы, представители интеллигенции. Это позволяет информировать партийные органы, идеологический актив о направленности проповедей. Однако эта работа еще не доведена до конца.

Мусульманские общества Татарии находятся в духовном подчинении «ДУМЕС» — «Духовного управления мусульман европейской части СССР и Сибири».

На пленуме ДУМЕС в 1980 году новым муфтием был избран Тазиев Талгат. Родился в 1948 году в Казани. После окончания профтехучилища работал на различных предприятиях. В 1973 году окончил Бухарское медресе «Мир-Араб» и был назначен имамом в мечеть г. Казани. В 1974—1978 гг. обучался на богословском факультете Каирского университета. По его окончании — первый имам мечети г. Казани. Впоследствии свою фамилию изменил на арабский лад — Талгат Таджуддин. Часто выезжает за рубеж. Отношение к законодательству о религиозных культах лояльное. В своих проповедях утверждает, что участие в общественном производстве также является намазом, т.е. исполнением религиозного долга. В этом просматривается его попытка расширить социальную базу религии.

Говоря о мусульманском культе, следует обратить внимание на следующий факт: в 1989 году исполняется 200 лет образования духовного управления мусульман в Уфе, а в августе того же года — 1100 лет по мусульманскому летоисчислению со времени официального принятия ислама на территории Волжской Булгарии. Несомненно, приближение и связанные с этими датами мероприятия послужат причиной оживления религиозности среди верующих мусульман.

1987 г.

Из отчета «Состояние религиозности населения (по результатам социологического исследования в Приволжском районе г.Казани)»

Академия общественных наук при ЦК КПСС, Институт научного атеизма
Ответственный исполнитель: старший научный сотрудник ИНА, к. ф. в. Мельников В. 3.
Москва-1988

Верующие активно участвуют в религиозных праздниках, являются инициаторами их проведения, вовлекая в них и часть своих неверующих родственников. Так, 91% верующих отмечают уразу-байрам, 89% — курбан-байрам; 69% празднуют мавлюд как день рождения Мухаммеда и еще 16% — по поводу значительных семейных событий; 80% проводят застолье с чтением «Корана». В дни религиозных праздников 31% верующих посещает мечеть, 38% приглашают муллу домой, 31% раздают милостыню (садака). 33% верующих отметили, что во время мусульманских праздников они приглашают гостей и сами ходят в гости, а 38% верующих — приглашают на праздничное застолье стариков и близких родственников. Все это ведет к тому, что в исламские праздники вовлекается и часть неверующих.

В ходе обработки результатов нами была выделена группа неверующих, которая либо не верит в существование аллаха, либо сомневается в его существовании, либо никогда не задумывалась об этом и которая не совершает ни намаза, ни уразы. Всего эта группа составила 62% от числа всех опрошенных. Результаты социологического исследования показывают, что 10% от числа этой группы неверующих участвует в празднике ураза-байрам, 11% — курбан-байрам, 6% отмечают мавлюд. В ходе опроса были зафиксированы и причины участия неверующих в мусульманских праздниках. Так, 20% неверующих считают их национальной традицией, а 13% участвуют в них, т.к. не хотят своим отказом обидеть родителей, родственников.

В целом же число участвующих в мусульманских праздниках примерно совпадает с числом верующих в аллаха, либо даже меньше этого числа. Эта закономерность была зафиксирована и раньше в Таджикистане, Дагестане, Азербайджане. Она подтвердилась как в Казани, так и в Арском районе. Так, в Казани верят в аллаха 30%, празднуют уразу-байрам 27%, курбан-байрам — 29%. В Арском районе верят в аллаха 34%, а участвуют в названных праздниках 23%. Отмеченная закономерность сохраняется, как показывают результаты опроса в Казани, и в отдельных социально-демографических группах опрошенных: среди мужчин и женщин, лиц разного возраста, образования и профессии. Правда, среди ИТР участников этих праздников несколько больше — на 3—7%, чем верящих в аллаха. Не связаны ли нарушения этой закономерности с тем, что представители данной категории населения несколько «занизили» данные о вере в аллаха, т.к. опасались дать более искренние ответы? Во всяком случае, поиск показателей, которые коррелируют с такими признаками, как вера в бога, аллаха, но воспринимаются опрошенными менее остро, представляется нам весьма перспективным. Для иллюстрации дадим сравнительную характеристику показателей религиозного сознания, поведения и окружения.

Сравнительные характеристики показателей религиозного сознания, поведения и окружения

Место проведения исследования:

Казань

Арск. р-н

Азербайджан

Кар.-Черк.

Узбекистан

Дагестан

Таджик.

верят в аллаха

29,7

34,3

17,3

24,3

36,6

45,9

74,9

верят в ад и рай

21,5

24,6

6,2

16,2

19,5

35,5

66,5

верят в предопределение

22,5

30,3

12,1

12,2

26,3

39,2

72,3

держат уразу

7,1

4,7

3,7

9,9

6,6

32,2

61,0

совершают намаз

8,4

6,7

6,2

9,4

9,0

32,2

51,7

участие в дженазе

74,0

67,8

52,2

28,4

68,4

66,1

51,7

участие в никахе

52,2

58,6

32,1

20,1

67,9

66,0

68,9

участие в уразе-байраме

26,6

22,6

7,5

45,8

68,5

участие в курбан-байраме

28,6

22,9

19,3

34,1

68,7

оценивают роль ислама положительно

15,0

12,9

2,0

6,8

6,9

14,0

20,7

считают обязательным приглашение муллы на бракосочетание (никах)

30,9

33,2

11,8

8,8

30,5

37,7

63,3

считают необходимым приглашение муллы на похороны /дженаза/

50,4

45,8

13,7

24,0

40,6

52,3

67,4

имеют верующих в семье

44,3

50,6

6,7

31,7

36,5

58,5

64,4

члены семьи соблюдают уразу

18,9

13,7

5,4

19,0

8,1

46,0

68,2

отрицательно относятся к атеистическим мероприятиям

21,5

18,0

12,4

18,7

13,2

21,9

23,0

Широкое распространение среди коренного населения г.Казани имеют такие мусульманские обряды, как дженаза (религиозные похороны), никах (религиозное оформление брака), — в этих обрядах принимают участие соответственно 74% и 52% опрошенных (в Арском районе — 68% и 59%). Таким образом, в этих обрядах принимает участие намного больше людей, чем верит в аллаха. Отметим при этом, что если в Казани есть несколько действующих мечетей, то в Арском районе действующих мечетей нет вообще. Тем не менее этот фактор практически не сказывается на уровне мусульманской обрядности. Так, если в Казани 26% опрошенных сами приглашали муллу на похороны и 53% — присутствовали на религиозных похоронах, то в Арском районе эти показатели составили 26% и 45%. Отметим, что в настоящее время общественное мнение ориентировано именно на религиозное, с приглашением муллы, оформление брака и проведение похорон.

Благодарим Центральный государственный архив историко-политической документации Республики Татарстан за предоставленные архивные материалы

Интернет-газета «Реальное время»
комментарии 20

комментарии

  • Анонимно 01 сент
    Сведения об обрядности нами получены от церковных источников
    Источник : https://realnoevremya.ru/articles/75164-kak-v-tatarstane-otmechali-kurban-bayram-v-proshlom
    )))))
    5-е управление КГБ работало )))
    Ответить
    Анонимно 06 сент
    сейчас религия-это просто мода-одни накрутили платков,другие навешали крестиков,а в душе у них ничего и нет-главное в религии для современной молодежи это только атрибутика и модная фишка на шее,чтоб все видели-я современный(ая) и крутой!
    Ответить
  • Анонимно 01 сент
    Хорошенький термин - мулла-самозванец. А почему ничего не сказано про Файзрахмана Саттарова? В описываемый период он уже объявил себя посланником Аллаха и закусился с Талгатом.
    Ответить
    Анонимно 04 сент
    Файзрахман Саттаров в 1980-е годы жил в Уфе. Поэтому и не попал в документы Уполномоченного по делам религий Татарской АССР
    Ответить
  • Анонимно 01 сент
    Сколько же было тогда профессиональных стукачей?!
    Ответить
    Анонимно 01 сент
    Каждый сосед был стукачем, главное чтобы его самого не заложили и не увезли...
    Ответить
  • Анонимно 01 сент
    Религия - ошибка современного мира(по моему мнению) и все больше людей становятся атеистами
    Ответить
    Анонимно 01 сент
    Это ты ошибка мира, раз подобные комменты пишешь
    Ответить
    Анонимно 01 сент
    Татары массово выходят\ просыпаются от атеистического наркоза шайтана. В наших мечетях с каждым разом становится заметным все большее присутствие духовно чистой татарской молодежью.
    Ответить
  • Анонимно 01 сент
    Молодцы мусульмане.
    Ответить
  • Анонимно 01 сент
    Какие красивые наши татарские бабулечки. Они платок даже не так завязывают. Аплаток у них по спине стелется
    Ответить
    Анонимно 01 сент
    Почему таких бабушек сейчас так редко встретишь?
    Ответить
  • Анонимно 01 сент
    Всех КГБ не смогло сосчитать.
    Ответить
  • Анонимно 04 сент
    Картина , в общем ясная. С православие боролись, а с мусульманством нет.
    Ответить
  • Анонимно 05 сент
    На этих землях во все времена пытались (ются) уничтожить мусульманство, как религию.
    Ответить
  • Анонимно 10 сент
    Я православный , и считаю есть Татарстан тоесть страна мусульман значит тому и быть есть Россия страна православия так оно и должно быть и чисто уважение ! Всё сразу встанет на свои места !
    Ответить
  • Анонимно 10 сент
    Для меня бабушки которые носят платки спускающиеся по спине, какие то родные, я русская, люблю их, они вызывают умиление. Всегда хочется обнять их. Не преемлю черную одежду наверченную на голову, все же это одежда не местного населения.
    Ответить
  • Анонимно 11 сент
    Уважаемая русская женщина перестаньте обсуждать одеяния народов другого вероисповедания. Во первых у ваших женщин так же постоянно голова плотно была окутана платком, во вторых восточные женщины носили "черную одежду ( для видимости глазу на расстоянии, не потеряться для других при передвижении) наверченную на голову" по причине природного явления в их странах - периодических и длительных холодных песчаных бурь.
    Ответить
  • Анонимно 12 сент
    Что эти бабушки народ другого вероисповедания? А в Татарстане наверно песчаные бури....
    Ответить
  • Анонимно 12 сент
    \Задумайтесь! над вашей писаниной.\ Да сегодня часто можно встретить и русскоязычных бабушек в платке на голове, а более молодых покрытых голову платком в церкви. Одежда человека зависит от климатических условий и вероисповедания, это и есть традиция в одежде разных народов, в разных уголках Земли!
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии