Эльвира Галлямова: «Главная идея инклюзии — все равны и все ценны»
На этой неделе в Советском районе Казани открылась вторая учебно-тренировочная квартира «Путь к жизни» для людей с ментальными нарушениями. Она расположилась в доме №20 на улице Минской. Первые группы ребят уже начали проходить занятия, которые, как рассказала «Реальному времени» учредитель и президент благотворительного фонда «Трамплин» Эльвира Галлямова, максимально приближены к реальной жизни.
Уборка, готовка, стрика: чему научат в «квартире»
В квартире на улице Минской имеется пять помещений, оборудованных специальными визуальными материалами для выстраивания коммуникаций и обучения детей с аутизмом. Их обучают простым бытовым навыкам: уборке, готовке, покупке продуктов, глажке белья, стирке и другим. Во всем этом им помогают педагоги и тьюторы — студенты КГМУ, которые прошли специальное обучение.
Как рассказали в администрации Советского района, одна из особенностей такой квартиры — это упор на творческие компетенции: развитие мелкой моторики, воображения и социализации. Кроме этого, детей в ней обучают и компьютерной грамотности.
Первая учебно-тренировочная квартира для детей с ментальными особенностями здоровья в Татарстане открылась летом прошлого года. Она также расположена в Казани, но по улице Закиева. После ее открытия мэр города Ильсур Метшин поручил обустроить подобные места в каждом городском районе.
«Это комплекс условий, максимально приближенных к условиям реальной жизни»
Как пояснила учредитель и президент благотворительного фонда «Трамплин» Эльвира Галлямова, пространство и условия таких квартир отлично подходят для сложных детей, которые лишены достаточного взаимодействия со своими сверстниками и постоянно находятся под гиперопекой.
— Наши социализирующие тренинги показывают, что дети с ментальными особенностями и даже дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата могут вполне самостоятельно перемещаться по городу, пользоваться общественным транспортом, закупать продукты в магазине. Очень важно учить детей пользоваться деньгами — к сожалению, наша система образования и установки в головах родителей зачастую лишают ребят ценного опыта, который со временем может закрепиться в привычку. Безусловно, для внедрения навыков самостоятельной жизни детям с ОВЗ необходимо терпение родителей. Каждое действие требует у них большего внимания и времени. И не всегда родители обладают необходимыми навыками — и физическими и психологическими. Поэтому учебно-тренировочные квартиры — прекрасный альтернативный вариант, — рассказала она.
По словам Галлямовой, главная цель подобных проектов показать то, что все люди равны и ценны. Помощь в этом оказывают и специалисты, которые следят за тем, чтобы погружение в среду, максимально приближенную к той, что ожидает детей в будущем, прошло безопасно.
— Но, опять же, исходя из опыта фонда «Трамплин» могу точно сказать, что две недели в квартире под управлением опытных тьюторов и педагогов — это прекрасно, но когда ребенок возвратится в привычную среду — в свою семью или в интернат, ему необходимо создать похожие условия и создавать провокации для его самостоятельности. Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья — это работа и родителей, и школ, и тьюторов. Это комплекс условий, которые будут максимально приближены к условиям реальной жизни, здесь важны детали, доверие ребенку и вера в то, что он такой же как и все люди. Собственно в этом и есть главная идея инклюзии — все равны и все ценны, — подчеркнула она.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.