Новости раздела

«Перспектив возобновления не существует»: Россия и Китай поставили точку в зерновой сделке

«Перспектив возобновления не существует»: Россия и Китай поставили точку в зерновой сделке
Фото: realnoevremya.ru/Галия Шакирова

Без перспектив

В России не видят предпосылок для возобновления переговоров по зерновой сделке. Об этом заявила вице-премьер РФ Виктория Абрамченко.

«Нет, там никаких нет успехов для российской стороны. А нет успехов для российской стороны — нет возобновления переговорного процесса», — прокомментировала она текущую ситуацию.

При этом Абрамченко отметила, что «есть и другие способы организации своего агроэкспорта».

«Позиции и в ценовом, и в объемном выражении показывают, что мы эти вопросы полностью решаем. Зерновая сделка — это не единственный канал, коридор для реализации нашей продукции», — добавила она.

Смена ориентиров

По всей видимости, речь идет о договоренностях с Китаем о долгосрочных поставках российского зерна в Поднебесную.

Напомним, что в минувший вторник, 17 октября, Россия и Китай в преддверии открытия Третьего международного форума «Один пояс — один путь», проходившего в Пекине, подписали один из крупнейших в своей истории контрактов на поставку зерна. Сумма сделки — порядка 2,5 трлн рублей. В рамках контракта Россия в течение 12 лет должна отправить Поднебесной около 70 млн тонн зерновых, зернобобовых и масляничных грузов.

Для сравнения: экспортный потенциал России в этом году оценивается в 50—60 млн тонн при урожае 137—138 млн тонн.

На форуме также проанонсировали подписание в конце ноября текущего года межгосударственного договора о «Новом сухопутном зерновом коридоре». Данные инициативы, по мнению их авторов, должны с лихвой заместить выпавшие объемы украинского экспорта за счет Сибири и Дальнего Востока.

Между тем за день до пекинского форума президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган в видеообращении по случаю Всемирного дня продовольствия заверил, что продолжит «прилагать усилия для урегулирования глобального продовольственного кризиса».

— Благодаря начатой с ООН черноморской зерновой инициативе на мировые рынки было поставлено 33 млн тонн зерновых, что позволило предотвратить угрозу глобального продовольственного кризиса… Турция и далее без колебаний будет брать на себя ответственность в урегулировании кризисов продовольствия и водоснабжения, прилагать усилия в этом направлении, — цитирует ТАСС турецкого лидера.

Зерно — ничто, имидж — всё

Впрочем, и политологи, и отраслевые эксперты сходятся во мнении, что о зерновой сделке можно окончательно забыть, а риторика Эрдогана связана с желанием сохранить лицо» миротворца.

— Перспектив возобновления зерновой сделки не существует. Во-первых, стороны уже нашли альтернативные маршруты и варианты, в принципе даже более комфортные, чем ранее. Во-вторых, с началом конфликта между Израилем и Палестиной появилась весьма неприятная для Украины и Турции информация о том, что зерновой коридор использовался для нелегальной перепродажи западного вооружения арабам, — объяснил «Реальному времени» декан факультета социальных наук и массовых коммуникаций Финансового университета при правительстве России Александр Шатилов.


Помимо этого, продолжает политолог, Россия заняла позицию «нулевой толерантности» по отношению к этому проекту, а без ее согласия риски становятся слишком серьезными.

— В принципе, это понимает и Эрдоган, но продолжает муссировать эту тему, чтобы «сохранить лицо». Но думаю, что в связи с ближневосточным кризисом он достаточно быстро перестроится и будет искать позитивного пиара не в «зерне», а в «миротворческой деятельности», — добавил Шатилов.

С ним полностью согласен заместитель генерального директора Центра политических технологий, профессор ВШЭ Алексей Макаркин.

— Зерновая сделка для Эрдогана — это уже инерция. Он человек умный. Но зерновая сделка — это единственное его посредническое достижение, если мы вспомним. Ничего больше не получилось, а зерновая сделка какое-то время работала. И заработать вполне реальные деньги позволила. И Россия перед выборами, которые он таки выиграл, даже продлевала ее ему. Зерновая сделка, конечно, была не главной в его электоральной стратегии, но на каком-то месте она присутствовала. Соответственно, ему надо сейчас демонстрировать, что остается актуальным посредником, актуальным миротворцем. А другой повестки у него нет. Тем более что такое периодическое напоминание никому не препятствует. Если мы посмотрим, то и Россия не против, чтобы Эрдоган об этом говорил, и Украина, — отметил Макаркин.

Альтернативные маршруты и проекты

Политолог добавил, что турецкий лидер уже переориентируется на другие «проекты», к примеру союз с Азербайджаном.

— С зерновыми долларами придется попрощаться. Но он уже что-то получил за это время. Сейчас у него другие активы. Например, это поддержка Азербайджана. И здесь он получает очень серьезные очки. Здесь, на Кавказе, он больше на своем месте. Есть какие-то материальные плюсы, которые получает страна, есть нематериальные. Эрдоган работает и с теми, и с другими, чередуя их. Он-то политик реалистичный. Что в пределах возможного, то он и использует, — резюмировал Макаркин.

Что же касается самой Украины, то даже она, несмотря на необходимость топить свое зерно в Черном море, нашла все же альтернативные коридоры для пшеницы и кукурузы. Как заявил в середине октября министр по восстановлению Украины Александр Кубраков, с момента выхода России из «зерновой сделки» (с 18 июля текущего года, — прим. ред.) было уничтожено 300 тыс. т украинского зерна. По его словам, атаки на украинские порты сократили экспортный потенциал страны на 40%.

Тем не менее с начала 2023 года через румынский порт Констанца на Черном море Украине все же удалось экспортировать 10,5 млн т зерна против 8,6 млн т годом ранее. Кроме того, через румынские порты на Дунае страна ежемесячно может отгружать около 2 млн тонн.

Галия Шакирова

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

ПромышленностьАгропромАналитикаЭкономика

Новости партнеров