Юрий Уткульбаев: «Нефтехимик» никак не дубль «Рубина». У нас свои задачи»
Интервью главного тренера нижнекамского клуба
Главный тренер нижнекамского «Нефтехимика» Юрий Уткульбаев по-своему уникальный специалист. На профессиональном уровне он отыграл всего 7 лет, проведя гораздо больше времени на тренерской работе. Самый успешный тренер дубля казанского «Рубина», коренной казанец, он начал самостоятельную деятельность в ранге главного тренера в Казахстане, а через год вернулся в Татарстан. Задачи, стоящие перед нижнекамским «Нефтехимиком», воспоминания о «Рубине», очарование казахстанского футбола и перспективы российской сборной на ЧМ-2018 — об этом и многом другом в развернутом интервью специалиста «Реальному времени».
«Не менять каждый год футболистов, а совместно расти»
— Юрий Анварович, начнем с главного. Для выполнения каких задач вас позвали в «Нефтехимик»?
— Все хотят быть как можно выше в турнирной таблице, и чтобы игра радовала болельщиков. Чтобы работала школа, решались большие глобальные задачи. Какие задачи мы решим уже в этом году? Выйти в первую лигу мы вряд ли сможем, потому что много времени было упущено. После прошлого сезона команда была распущена, все были уволены, в том числе и тренеры. Немножко поздновато спохватились, пришлось спешно набирать людей. Но стратегия такая — собрать команду, желательно помоложе, чтобы у нее была перспектива. Не менять каждый год футболистов, а совместно расти до уровня ФНЛ. В этом году решим задачи или в следующем — это уже как получится.
— Вы же еще по ходу прошлого сезона пришли. Почему не удалось избежать вылета из ФНЛ?
— Изначально это была очень сложная задача. Нужно было одержать 9 побед в 14 играх. «С колес» пойти по чемпионскому графику, естественно, не получилось. В итоге небольшие шансы у нас были, особенно когда выяснилось, что «Луч» из Владивостока, занявший 16-е место в ФНЛ, остался в лиге после того, как одна из команд второй лиги, заслужившая повышение по спортивному принципу, отказалась от этого.
Футбол такая вещь, что не предугадаешь, что будет. Где-то недобрали очков, но команда есть, костяк собран, и, думаю, зимние сборы нам помогут: прибавим и подготовимся
— Как оцените осеннюю часть уже текущего чемпионата?
— Сейчас мы занимаем 8-е место. Считаю, что по результату мы не совсем удачно провели эту часть чемпионата. По два раза проиграли «Носте» и «КАМАЗу», имея в этих матчах преимущество по голевым моментам. Но эти возможности нужно реализовывать, чтобы они находили свое отражение на табло и в таблице. Неплохо играли с лидером, Саранском, в общем-то в обоих матчах были шансы на забитые голы, но футбол такая вещь, что не предугадаешь, что будет. Где-то недобрали очков, но команда есть, костяк собран, и, думаю, зимние сборы нам помогут: прибавим и подготовимся. Летом у нас было лишь 4 месяца, чтобы создать команду с нуля и продолжить этот процесс по ходу чемпионата. Этого, конечно, мало, чтобы собрать футболистов, донести до команды игровые принципы и так далее.
— Какую игру вы ставите команде? Атакующую, оборонительную, быструю, медленную? Какой у вас идеал?
— Мне хочется, чтобы мы владели мячом, создавали много моментов, держали инициативу в своих руках. В принципе, это высокий прессинг на чужой половине поля, высокая линия обороны и контроль мяча, но не ради сохранения мяча, поскольку предпочитаю скоростные атаки с оперативной доставкой мяча в штрафную соперника.
— Стоит ждать от вас какой-то трансферной активности зимой? Этот вопрос интересует болельщика любого клубав первую очередь.
— Если будут хорошие футболисты, которые согласятся на наши не выдающиеся по зарплате условия и подойдут нам по стилю игры и по запросам, то мы, конечно, их возьмем. Планируем усиление в каждой линии по одному-двумя футболистами. По линии сотрудничества с «Рубином» рассчитываем на арендованных игроков.
— «Нефтехимик» на данный момент — это самостоятельный клуб или неофициальный дубль «Рубина»?
— Нет, мы никак не дубль. Даже неофициально. У нас есть президент, который ставит перед нами задачи. Я считаю, что он вполне самостоятелен, руководитель высокого ранга. Он нас призывает к сотрудничеству с «Рубином», но на паритетных условиях. Выше я упомянул невыдающиеся условия, но это касается лишь зарплат игроков. Во всем остальном инфраструктура клуба в полном порядке, на уровне ФНЛ как минимум. Чтобы была своя школа, нужны условия. Много финансов вкладывается в инфраструктуру, искусственное поле постелили. В Нижнекамске на базе есть натуральное поле, база сама по себе хорошая. Вряд ли еще где-то во второй лиге, кроме Саранска, есть такие условия.
Чтобы была своя школа, нужны условия. Много финансов вкладывается в инфраструктуру, искусственное поле постелили. В Нижнекамске на базе есть натуральное поле, база сама по себе хорошая. Вряд ли еще где-то во второй лиге, кроме Саранска, есть такие условия
«В Советском Союзе попасть в профессионалы было сложнее»
— Как так получилось, что вы, коренной казанец, начали карьеру футболиста в Миассе?
— Поехал учиться в Набережные Челны. Помните, тогда у нас институт переводили из Казани в Челны — якобы там спортсооружений больше. И вот на следующий год поехал поступать. Мне говорили: куда ты поехал учиться, что это за такой институт — физкультурный, и все такое. Но видите, всю жизнь прожил в этом физкультурном сообществе, футболу и посвящаю себя до сих пор. Приехал в Челны, там ребята постарше играли в команде «Агрегатный завод» на любительском уровне. Оттуда ушел в армию, вернулся. Ребята поехали в Миасс на просмотр, и я с ними тоже увязался. Они уехали обратно, а я остался играть.
— Я так понимаю, серьезно играть вы начали только после армии, а ваша карьера игрока насчитывала всего 7 лет. Почему так мало?
— Раньше тяжело было попасть на профессиональный уровень. В Советском Союзе вторая лига была очень мощная, потому что там играли грузины, другие республики. После Миасса был Нижнекамск, оттуда я уехал в Тобольск, там тоже нефтехимическое предприятие, год там поиграл, и после этого приехал в «Рубин». Почему так быстро закончил карьеру? Когда мы вышли в первую лигу с «Рубином», были взяты новые игроки и мне дали понять, что не нужен. Я сказал — пусть так, и играл на КФК вместе с молодыми ребятами, как дубль «Рубина». Потом пытался уйти в другой клуб. «КАМАЗ» в то время был в первой лиге, Смоленск приглашал, но меня не отпускали руководители, а тренироваться и играть не давали, денег за переход требовали. Как-то встретил Рената Рифкатовича Камалетдинова, а он говорит: давай переходи к нам, в мини-футболе есть команда «Приволжанин». И я два года играл в Премьер-лиге против той же «Дины», одного из грандов тех лет. Но мини-футбол — не мое, непривычно как-то. В общем, после этого решил, что хватит, никуда уже под 30 лет ехать не хотелось. И стал сначала помощником в дубле «Рубина», затем старшим тренером.
— Не жалеете, что карьера получилась недолгой?
— Да нет, в этом отношении всегда был реалистом. Трезво оценивал свои возможности и перспективы.
Просто чаша ожиданий от Премьер-лиги больше — мы уже видим Месси, английский чемпионат, итальянский посмотрели, немецкий. Поэтому у нас такое критичное отношение к нашему российскому чемпионату
«Из «Рубина» не отпускали, но все к лучшему»
— Я думаю, вы могли бы спокойно «попылить» в первом-втором дивизионе несколько лет…
— Я «пылил» до «Рубина». Но если бы меня тогда отпустили, то, может быть, еще поиграл. Но не устраивала позиция руководителей, что нужно отдать квартиру, которую ты получил за выход в первую лигу. Де-юре квартира была служебная. Я зла особо не держу, закончил так закончил. Дали дорогу в тренеры, так что все к лучшему. В родном клубе остался, в родном городе, семьей уже обзавелся к тому времени.
— Тогда вторая лига была,очевидно, сильнее, чем сейчас?
— Я не думаю, что уровень очень разнится. Просто нам всегда кажется: вот раньше мы были моложе, тогда было интереснее. Думаю, здесь только вопрос восприятия. Раньше мы разве часто следили за высшей лигой? Трансляций много было, или как? Потому что мы здесь жили «Рубином», он казался нам родным клубом.
— Федеральные каналы показывали одну-две игры в туре
— Ну не в таком объеме, как сейчас. Это во-первых. А во-вторых, мы толком не видели зарубежных чемпионатов. И просто чаша ожиданий от Премьер-лиги больше — мы уже видим Месси, английский чемпионат, итальянский посмотрели, немецкий. Поэтому у нас такие критичное отношение к нашему российскому чемпионату. Отдельные команды неплохо выступают и на европейском уровне, составляют конкуренцию, пусть не топовым, но средним европейским клубам. Что касается нынешнего уровня второго дивизиона, то семь команд из 13 весьма серьезного уровня. Любая из них, окажись она в первой лиге, при должном финансировании, там не затерялась бы. Только вот кировское «Динамо» снялось.
— Зато команды тогда каждый сезон не «мерли, как мухи», как то же кировское «Динамо».
— Это есть, да. Я думаю, тогда административный ресурс был очень серьезный. Не было частных команд как таковых.
Среда формирует и футбол, и человека. Если сейчас рыночные условия и есть что платить, конечно же, всегда найдется более дорогостоящий футболист
«Не туда деньги «вкачали»
— Вот «Ротор» и «Алания» боролись за самые высокие места и выходили в еврокубки. Первые существовали за счет одного колхоза, а вторые — благодаря сети водочных заводов. Вы представляете, насколько у нас подорожал футбол сейчас? Сейчас за такие деньги даже во втором дивизионе не сыграешь.
— Я поэтому и говорю, что раньше даже игрокам «Спартака», того звездного чемпиона страны, заработать на всю жизнь было невозможно. Интервью слушаешь — валюту получали: по 500 долларов, еще что-то. Сейчас, конечно мега-цифры.
— А не перебор ли нынешняя ситуация? Деньги пошли на пользу российскому футболу?
— А приехали бы сюда на маленькие деньги иностранцы? Тоже вопрос.
— Приезжали же Обиора, Лекхето и Робсон.
— Наверное, да, где-то их вылавливали селекционеры. Среда формирует и футбол, и человека. Если сейчас рыночные условия и есть, что платить, конечно же, всегда найдется более дорогостоящий футболист. И думаю, сейчас и жизнь такая. Сейчас же нет комсомола. Идеалов каких-то тоже нет. Сейчас идеал для всех, в том числе и для молодежи, — это деньги, как заработать, как выжить. Примерно так эта среда и формирует условия.
— В то же время гигантское удорожание нашего футбола в принципе ничего не изменило. Как проваливались в Лиге чемпионов, так, за редким исключением, и проваливаемся. А смысл тогда переплачивать?
— Глобально да, не поменялось, потому что мы, может быть, впереди паровоза побежали. То есть сначала «вкачали» деньги в «пенку от кофе», в высший дивизион, а фундамента как такового не оказалось. Сейчас за счет чемпионата мира полей больше строится, может быть, внимание будет уделяться все-таки и футбольным школам. Ведь сейчас по пальцам одной руки можно пересчитать сильные школы в России: «Рубин», «Краснодар», «Спартак», «Локомотив» и «ЦСКА». Наверное, вкладываться надо было с низов.
Вообще, я думаю, мы зря акцентируем внимание на результате. Лучше поднять список футболистов, которые в свое время прошли дубль два-три года, оказались в основном составе, например, нашей команды или играют в других командах Премьер-лиги
— После небольшого перерыва вы вернулись в Казань и дали небывалый для дубля «Рубина» результат: 3-е место, а затем и лидерство в таблице на момент перехода в «Актобе». За счет чего?
— Во-первых, в общем, задачи такой не стояло, чтобы мы занимали высокие места. У нас же тоже периодически были воспитанники, они выходили в основном составе. А что касается результата, мы увидели, что игроки 95-96-го годов рождения не соответствуют уровню, и перспектив у них нет. И мы взяли и большую часть команды сделали из родившихся в 97-м году. Ведь тот возраст был чемпионом России в свое время. Сначала мы привлекли восемь игроков. Среди них, кстати, оказался и Ильзат Ахметов. Надо учитывать еще такой фактор. В этот момент фавориты молодежного первенства перевели самых талантливых игроков в дочерние клубы. «Зенит-2» и «Спартак-2» играют в ФНЛ, поэтому логично было самых перспективных наигрывать на взрослом уровне. Таким образом, молодежное первенство стало объективно слабее. Мы бы ни за что не поднялись, если бы вся сильнейшая молодежь играла в молодежном первенстве. И сейчас то же самое — наверху «Рубин», но не надо забывать, что «Краснодар-2» есть во второй лиге, они там борются за выход в ФНЛ, есть «Зенит-2» и «Спартак-2», которые в первой лиге играют, то есть эти клубы всегда были наверху. Если какой-то молодой начинает показывать уровень, его тут же переводят из «молодежки». И вообще, я думаю, мы зря акцентируем внимание на результате. Лучше поднять список футболистов, которые в свое время прошли дубль 2-3 года, оказались в основном составе, например, нашей команды или играют в других командах Премьер-лиги.
«Не жалею, что тренировал «Актобе»
— Насколько я знаю, из дубля «Рубина» вас никто не выгонял. Отчего решили резко сменить обстановку и переехать в Казахстан, в «Актобе»?
— Появилась возможность поработать во взрослой команде. Мы поговорили, подумали — а почему бы не попробовать? Это ведь совсем другой опыт, где во главе угла стоит результат, а не воспитание молодежи. В итоге всем тренерским штабом решили принять новый вызов.
— В последние годы до вашего прихода «Актобе» занимал 2-е и 3-е места. Вы закончили 6-м. Это было признано в Казахстане неудачей?
— В то время, когда они завоевывали чемпионство или были в тройке, бюджет был гораздо выше. И как мне объяснили, пришел новый губернатор, и было решено сократить бюджет в несколько раз. 19 человек было отчислено. В общем, когда мы приходили, в команде остались два игрока молодежной сборной, которые очень редко выходили на поле в предыдущем сезоне. Руководство клуба поставило задачу: привлечь своих воспитанников, казахстанских, в том числе актюбинских, и установило рамки зарплат, в десятки раз ниже, чем было до этого. Ожидания болельщиков, понятно, были большие, все-таки привыкли к победам. А задача была попасть в шестерку. Такие были жесткие условия. Цели мы достигли. Потом ушли. Сейчас они опять перешли к предыдущей модели с мегафинансированием, взяли тренера-бразильца и заняли, кажется, 4-е место с конца.
И мы Вольфгангу говорим: смотри, женщина всю жизнь на нем летает, еще ни разу ничего не случилось. Только тогда австриец успокоился, дым рассеялся, и мы полетели
— А вам не предлагали продолжить работу?
— Предлагали, но я посчитал, что это нам не подходит. Они изначально предлагали длительный контракт, но мы решили посмотреть, что такое вообще Казахстан, как будем работать.
— Не скучно там было работать?
— Нет, не скучно. Это очень хороший опыт, не жалеем, несмотря на разные проблемы, которые там были. Все-таки это Премьер-лига, большое внимание, высокий антураж. У нас был очень хороший стадион, болельщики собирались на домашние матчи, бывало, что и 10 тысяч приходило. В плане инфраструктуры и бытовых вопросов, конечно были забавные моменты…
— А подробнее можно?
— Например, мы чартерами летали, на стареньком АН-24. А у нас работал Вольфганг Штребл, который ранее и в «Рубине» был тренером по реабилитации. Сам он из Австрии и согласился поработать с нами в Казахстане. Во-первых, он Ан-24 вообще никогда не видел, а тут заходит в самолет, а тот начинает заводиться и все это с какой-то гарью, что дым даже в салон пошел. Вольфганг уже засобирался, все-все я не лечу, ему говорят: подожди ты, не переживай. И как раз стюардесса идет, в возрасте уже. Я спрашиваю — сколько лет самолету? Она говорит — 40 лет. В общем, он услышал это и в шоке: как это еще летает? Всем самолетом уговаривали его остаться. В конце опять у стюардессы спрашиваю, а вы здесь сколько работаете? 38 лет уже, отвечает. А ей самой, наверное, чуть за 50. И мы Вольфгангу говорим: смотри, женщина всю жизнь на нем летает, еще ни разу ничего не случилось. Только тогда австриец успокоился, дым рассеялся, и мы полетели.
«Перспективы сборной России на ЧМ? Плачевные»
— Потом был «Нефтехимик», о чем мы уже поговорили. Давайте побеседуем о российском футболе в целом. Считается, что питерский «Зенит» по возможностям на голову сильнее остальных в чемпионате России и что РФПЛ в этом смысле ждет участь КХЛ. Как считаете вы?
— Если СКА доказывает справедливость этого тезиса своими беспроигрышными сериями, то «Зенит» пока ничего не показал. Не сказать, что они кого-то вполноги обыгрывают или вообще штампуют победы. Ну, купили они несколько аргентинцев, играют как могут, но видно, что еще не привыкли к нашему чемпионату, где в каждой игре надо выкладываться полностью. Мы же в «Рубине» тоже столкнулись с этим. Пригласили якобы хороших футболистов из Испании, Германии. По европейским меркам даже ниже среднего уровня. Представляете вам каждый день будут говорить: давай мы тебе большую зарплату дадим, вот тебе квартира, машина, все такое — у вас же тоже головокружение начнется. Начинается собственная переоценка, а тут бац — и рутина работы все ставит по своим местам. Так и здесь. Возможно, новички «Рубина» думали: приеду сейчас на пляж, поиграю с ребятишками, которые первый раз мяч видят. Но нет — ожидания не оправдались, и наши ожидания от них тоже. Я думаю, и «Зениту» будет тяжело. «Локомотив», видите, вцепился в результат, я думаю, ЦСКА и «Спартак» тоже подтянутся, и «Краснодар» тоже будет на уровне.
Глобально ничего не поменялось. Все равно выбор игроков у тренеров очень ограниченный
— Перспективы сборной России на чемпионате мира?
— Плачевные.
— Редко такую откровенность услышишь…
— Надо честно оценивать. Судя по тому, кто играет у нас в составе и как они выглядят в еврокубках, боюсь, на ЧМ будет сильное разочарование всей страны на фоне традиционно завышенных ожиданий. Глобально ничего не поменялось. Все равно выбор игроков у тренеров очень ограниченный.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.