Новости

20:49 МСК

Российские астрофизики впервые зафиксировали сжатие белого карлика‍

Фото: wikimedia.org

Астрофизики МГУ под руководством Сергея Попова впервые зафиксировали сжатие белого карлика вскоре после своего формирования. Результат исследования опубликован в журнале MNRAS.

Астрономы обнаружили признаки сжатия белых карликов, наблюдая за источником рентгеновского излучения в HD49798/RX J0648.0-4418 — двойной звездной системе редкого типа, расположенной в созвездии Кормы.

Двойная система звезд удалена от Земли на расстояние в две тысячи световых лет. Она состоит из компактного объекта, период обращения которого составляет всего 13 секунд. Природа этого тела оставалась неизвестной. Считалось, что это могла быть нейтронная звезда или белый карлик с аккреционным диском из вещества, перетянутого от звезды-компаньона.

В ходе наблюдений выяснилось, что ускорение вращения происходит из-за сжатия белого карлика со скоростью около сантиметра в год. Эту теорию подтверждает и возраст системы — около двух миллионов лет, свидетельствующий о настоящих параметрах вращения.

комментарии 1