Новости раздела

Анонимная политика: власти создадут конкурентов региональным криптоканалам в Telegram

Власти готовят своих «криптоблогеров» в популярном месенджере, но сами администраторы сомневаются в успехе затеи

На этой неделе появилась информация о планах по созданию сети правительственных анонимных телеграм-каналов к президентским выборам 2018 года. Число таких ресурсов приблизится к сотне. Анонимные каналы есть в регионах и сейчас, хотя проправительственными их назвать крайне сложно. «Реальное время» поговорило с экспертами и авторами самих телеграм-каналов о том, почему анонимные ресурсы о политике настолько популярны, как они влияют на общественное мнение и есть ли шансы у правительственных криптоканалов склонить чашу весов на свою сторону.

Анонимная сотня

В ряде российских регионов запустят сеть из около сотни анонимных политических Telegram-каналов, контролируемых властью. На каждый регион придется по четыре-пять ресурсов. Их тематику будет устанавливать администрация президента РФ, пишет РБК со ссылкой на собственные источники. Работа сети будет связана с выборами президента в 2018 году

По данным издания, создавать и вести телеграм-каналы будут журналисты, работающие в региональных СМИ, а также сотрудники пресс-служб регионального правительства. Наполнение анонимных ресурсов войдет в их должностные обязанности.

РБК опубликовал список из 14 регионов, где должны запуститься правительственные телеграм-каналы. Татарстана среди этих регионов нет, но отмечается, что список еще не сформирован до конца. При этом в республике уже давно существует ряд довольно активных криптоканалов.

В телеграм-каналы информацию о задержаниях главы департамента ЖКХ зеленодольского исполкома Олега Анисимова и замглавы казанского исполкома Ивана Кузнецова (на фото) сливали незадолго до появления официальных подтверждений. realnoevremya.ru/Романа Хасаева

Популярность на волне падения банков

Исторически первым криптоканалом в Татарстане является «Неудаща». Он появился во время протестов вкладчиков «Татфондбанка» и «ИнтехБанка» в конце 2016 — начале 2017 года. Тогда большинство «погорельцев» общались именно в телеграм-чатах более чем на тысячу участников, так что первые сотни подписчиков набрать не представляло сложности.

В течение последних месяцев аудитория «Неудащи» резко возросла, и сейчас насчитывает свыше 11 тысяч подписчиков. Авторы самого канала объясняют такую ситуацию атакой ботов, которая имела целью выбить «Неудащу» из различных рейтингов каналов.

На одном поле с «Неудащей» существуют другие телеграм-каналы: «Аппаратная» (почти 3 тысяч подписчиков) и «Шалтай-Бабай» (1,6 тысячи). Отношения между каналами можно охарактеризовать как «добрососедские»: ресурсы регулярно репостят друг у друга некоторые записи.

Эти каналы объединены общей тематикой: они пишут про политическую и общественную жизнь республики. Помимо освещения протестов в каналах публикуют некоторые региональные новости и информацию о том, что якобы происходит на различных уровнях республиканской власти.

Случаи, когда сообщения телеграм-каналов в итоге подтверждаются в реальности, редки, но все же имеются. Так, сообщения о возможной продаже сети гипермаркетов «Бахетле» можно обнаружить в каналах еще в июле, в то время как в СМИ эта информация появилась в октябре. Кроме того, в телеграм-каналы информацию о задержаниях главы департамента ЖКХ зеленодольского исполкома Олега Анисимова и замглавы казанского исполкома Ивана Кузнецова сливали незадолго до появления официальных подтверждений.

Губернаторские усы и соленые уши

В соседнем Башкортостане определенную популярность имеет телеграм-канал «Усы Хамитова», названный в честь главы этого региона и остро критикующий его лично и региональную власть на различных уровнях. В Кировской области есть крупный канал «Никита Белых» почти на 3 тысячи подписчиков, посвященный, по большей части, ходу дела против экс-губернатора региона.

За политической повесткой в Самарской области следит канал «Мордодед» с 2,7 тысячи подписчиков. Есть свой канал и в Нижегородской области под названием «Нижегородский олень» — вероятно, имя связано с гербом региона. В нем состоят 2,4 тысячи участников. В Пермском крае Telegram менее популярен — на местном анонимном канале «Соленые уши» только 1,6 тысячи подписчиков.

В ПФО существует еще ряд анонимных телеграм-каналов, но количество их подписчиков исчисляется одной-двумя сотнями. Отметим, что в приволжских анонимных каналах горячо отреагировали на новость о создании сети правительственных телеграм-каналов и приветствовали появление новых коллег. Впрочем, не без доли сарказма. «Решили оседлать телеграмманию. Побороть не смогла, решила возглавить», — пишут на татарстанских анонимных ресурсах.

«Ощущение причастности к секретам формируется с помощью телеграм-каналов»

Политтехнолог Петр Быстров считает, что телеграм-каналы — это лишь завернутая в высокотехнологичную «обертку» старая практика намеренного распространения слухов.

— В избирательных кампаниях и вообще в политике всегда использовался такой инструмент, как слухи. Когда деревья были зелеными, а выборы — конкурентными, нанимали специальных людей, которые занимались тем, что, допустим, ездили в транспорте или шли на центральный рынок и там громко обсуждали между собой политические проблемы. Мне кажется, что телеграм-каналы сейчас выполняют ту же самую роль. Процесс упростился и технологизировался.

По мнению Быстрова, за региональными телеграм-каналами, как правило, стоят какие-либо группы местных элит. Смогут ли новые правительственные телеграм-каналы составить конкуренцию уже существующим ресурсам, зависит исключительно от профессионализма тех конкретных людей, которым это поручат, считает эксперт.

Аббас Галлямов: «Поскольку доверять официальной информации в России не принято, то люди привыкли искать информацию неофициальную». Фото ufavesti.ru

— Серьезного влияния на общественные настроения телеграмм-каналы, конечно, не оказывают, — заявил политолог Аббас Галлямов. — На результатах выборов они тоже никак не скажутся. Потрепать некоторым политикам нервы они, однако, могут. Собственно, это и является единственной целью существования большинства из них.

Быстров также отмечает, что телеграм-каналы — это «не электоральный инструмент», так как количество подписчиков у таких ресурсов гораздо меньше, чем у телевидения и страниц в соцсетях. Распространенность каналов он связал с их дешевизной — затраты идут, по большей части, только на авторов контента.

— Секрет интереса к телеграмм-каналам связан с их анонимностью, — полагает Галлямов. — Поскольку доверять официальной информации в России не принято, то люди привыкли искать информацию неофициальную. Тех, кто может напрямую поговорить с носителями политических тайн, совсем немного. Для остальных ощущение причастности к секретам формируется с помощью телеграм-каналов.

«В России информационное поле залито бетоном»

У самих авторов анонимных криптоканалов несколько иной взгляд на свою деятельность и причины популярности. Хотя из их заявлений также следует, что решающими факторами является анонимность и доступность, а сами каналы связаны с борьбой различных групп элит.

— Проблема в том, что в России информационное поле залито бетоном, — заявили «Реальному времени» авторы канала «Шалтай-Бабай», естественно, пожелав остаться анонимными. — Открыто писать о политике становится опасно: сажают за перепосты в соцсетях. Но есть потребность у определенной части думающего населения в неангажированном анализе политических процессов в стране. Даже не столько фундаментальные анализы, рассматривающие широкие причинно-следственные связи, сколько «тайны властного двора». Все же понимают, что в нашей стране главные политические решения принимаются с учетом каких-то перестановок, бюрократических союзов на верхах. Писать об этом открыто никто не будет — опасно. Еще одно удобство — это то, что эти же самые внутривластные группировки сами сливают информацию против своих конкурентов на правах анонимности. Мы не знаем, кто они, они не знают, кто мы. Удобно очень.

Авторы канала «Шалтай-Бабай»: «Открыто писать о политике становится опасно: сажают за перепосты в соцсетях. Но есть потребность у определенной части думающего населения в неангажированном анализе политических процессов в стране»

По мнению авторов «Аппаратной», телеграм-каналы оказывают сильное влияние на региональную политику, так как их подписчиками являются те самые представители региональных элит. Отметим, что такое же мнение об аудитории телеграм-каналов высказывал и политолог Быстров.

По мнению авторов «Шалтай-Бабая», идея создания сети правительственных каналов изначально обречена на неудачу. В «Аппаратной» считают, что специалистам от власти в любом случае будет полезно изучить индустрию анонимных каналов

— Бюрократия везде одинакова. Она не в состоянии взять и перестроиться, — полагают в «Шалтай-Бабае». — Те же отчеты, методички, разнарядки. Люди сразу почуют «запах» канцелярских чернил аппарата президента или силовой службы. Тем более что публика в Телеграм сидит продвинутая. Черное от белого отличить сможет. Вон, сразу все заметили, что у известного канала «Незыгарь» поменялся хозяин и пишущий состав. И доверие к нему резко упало.

Александр Артемьев
ТехнологииМедиа

Новости партнеров