Новости раздела

Казань-2035: Барселона на Волге, «Электронный остров» и проект Кабана от китайцев

Казань-2035: Барселона на Волге, «Электронный остров» и проект Кабана от китайцев Фото: vk.com

Почему молодым архитекторам не стоит ориентироваться на опыт Москвы и Европы при строительстве объектов в провинции и как в Казани при разработке генплана не гнались за трендом хипстерского урбанизма, узнали участники кейс-сессии «Архитектура и девелопмент российский городов» в рамках прошедшей в Иннополисе первой российской молодежной архитектурной биеннале. Подробности — в материале «Реального времени».

«Когда вы пытаетесь с помощью московского архитектора подстроить голландскую архитектуру под регион, получается Франкенштейн»

Архитектор из Твери Никита Маликов, обращаясь к аудитории, которая состояла в основном из начинающих архитекторов, сразу заявил, что он является провинциальным архитектором и это его бизнес-фишка. Никита принципиально не работает в Москве.

Все молодые архитекторы мечтают построить суперский проект в центре столицы, заработать на этом кучу денег и жить богемной жизнью архитектора. По факту, такое может случиться, дай Бог, у одного человека из всех, находящихся в этом здании, уверен глава собственного архитектурного бюро.

— Рынок архитектуры делится на две части: архитектура столиц — Москвы и Санкт-Петербурга и рынок регионов. При этом только 20 млн человек могут себе позволить архитектуру среднего и высшего класса, а 120 млн человек — архитектуру экономкласса, — объяснил свой выбор архитектор.

Поэтому Никита Маликов работает с регионами и ведет проекты в 11 городах России.

Молодые архитекторы думают, как начать работать, куда пойти. Поэтому Никита Маликов решил «подтолкнуть» их в верном направлении и рассказал об архитектуре за пределами столиц.

По его словам, молодые архитекторы готовы работать визуализаторами, дизайнерами интерьеров, заниматься крупными проектами в Москве или Европе. Работа архитектором в родном городе их не привлекает. Выпускники вузов стремятся поехать в столичное КБ «Стрелка», разрабатывать там крутые проекты и получать кучу денег. Но они не знают, что там они, как машина, будут оттачивать мастерство на крупных проектах, а в результате под этими проектами будет стоять подпись архитектора из топ-30 России, а о молодом авторе никто не будет знать.

Никита Маликов работает с регионами и ведет проекты в 11 городах России. Фото malikovnikita.com

«Но если вы приедете в регион и проделаете то же самое, вы станете звездой только потому, что вы сделали что-то нестандартное в регионе», — уверен архитектор.

Конечно, есть вероятность, что нестандартные решения не поймут девелоперы, предупреждает Маликов. Он провел опрос девелоперов, которых спросил: почему они не работают с хорошими молодыми архитекторами. Большинство девелоперов думают, что молодые архитекторы ничего не умеют, зачастую девелоперы стремятся диктовать архитектору свои задания. Он привел яркий пример одного такого техзадания:

— Привет, Никитос! Я отдыхал в Амстердаме, нафоткал кучу домов, хочу, чтобы ты мне такой же нарисовал!

По мнению эксперта, главная проблема современной провинциальной архитектуры в том, что в менталитете девелоперов и архитекторов засел устойчивый стереотип: все деньги и вся архитектура сконцентрированы только в двух городах России. Поэтому, когда девелоперы хотят построить что-то интересное, они обращаются в московские или голландские архитектурные бюро. Но рынок регионов не готов к тем знаниям, которые преподают в европейских архитектурных школах, и он никогда не сможет играть по московским правилам. А у самих провинциальных архитекторов пока не хватает методологической базы для создания архитектурных объектов в регионах

— Поймите, все, что вы может сделать сейчас, — разрабатывать свои методологии. Не пытайтесь копировать Москву, которая тоже частично копирует Европу. Когда вы пытаетесь с помощью московского архитектора подстроить голландскую архитектуру под регион, получается какой-то Франкенштейн. Начните с советских учебников. Когда строили метро после смерти Сталина, было время борьбы с архитектурными излишествами. Архитекторы думали: как сделать станции метро более-менее приглядными. И они решили заложить в их конструктивную основу принцип золотого сечения. Да, архитекторы, которые работали в этот период, не создали шедевров, но сегодня эти станции выглядят качественными, потому что в их основе заложен какой-то принцип, — напутствовал молодых архитекторов глава архитектурного бюро Никита Маликова.

«Мы не стремились угнаться за трендовостью или развитием хипстерского урбанизма»

Как развивается архитектура в провинции, участники кейс-сессии узнали на примере Казани. Заместитель главного архитектора Казани Тимур Кадыров рассказал, что в утвержденном в 2007 году Генерального плане Казани до 2025 года не закладывались мероприятия, подобные Универсиаде, не была продумана транспортная инфраструктура для таких событий, не было учтено строительство новых объектов. Поэтому назрела необходимость разработать новый генплан. С 2014 года этой работой занимается Институт генплана Москвы. И в 2018 году планируется утвердить новый Генеральный план Казани до 2035 года.

В основу концепции развития Казани заложен принцип создания комфортного компактного города, говорит Тимур Кадыров. Фото Олега Тихонова

При разработке генплана московский НИИ использовал американскую компьютерную транспортную модель. При этом учитывались данные сотовых операторов по передвижению горожан, натурные исследования, когда лаборатория выезжала на дороги и снимала показатели транспортных потоков. То есть дальнейшее развитие города было смоделировано с учетом развития транспорта. Для этого был создан единый центр — Бюро транспортного планирования на базе института Казгражданпроект. В задачи бюро будет входить поддержание актуализированной транспортной модели, мониторинг генплана и мониторинг проектов комплексного развития территорий. Тимур Кадыров рассказал о первых результатах такого мониторинга. Один из примеров — комплексная схема развития велотранспортной сети. «Этот тренд начал сходить с пика. Но мы не стремились угнаться за трендовостью или развитием хипстерского урбанизма, — обозначил цель мониторинга замглавного архитектора Казани. — Тут стояла конкретная градостроительная задача. Схема учитывает все велосипедные дорожки, которые внесены в генплан или в комплексную схему организации дорожного движения. Наложив все эти связи друг на друга, мы поняли, что они не совпадают. Каждый институт проектирует веломаршруты, как считает нужным, без особого учета окружающей сред».

Ново-Татарская слобода как Барселона до 1992 года

В основу концепции развития Казани заложен принцип создания комфортного компактного города. Понятно, что создать какой-то новый его центр вряд ли получится. Потому что сложившийся исторический центр столицы Татарстана «перетянет» на себя основное историческое, культурное, образовательное и административное значение, но, тем не менее, планируется появление новых финансовых и производственных подцентров.

Одним из таких финансовых центров должен стать «Казанский финансовый центр» в Ново-Татарской слободе. Сегодня эта территория неподалеку от речного порта, развита с точки зрения промышленности, складских помещений, рассказал чиновник…

— Эту территорию можно сравнить с кейсом Барселоны до 1992 года, когда никто особо не знал этот город и не ездил туда, — провел неожиданную параллель Тимур Кадыров. — Два года назад начался проект по созданию мастер-плана этого района, был выбран малазийский проектировщик — концерн APUDG. Цель была — разработать мастер-план, который бы позволил показать зарубежным инвесторам возможности этого района. Основная идея проекта — развитие финансового центра на берегу Волги.


Проект «Озеро Нижний Кабан» разработан китайской компанией Turenscape, предполагает благоустройство и создание комфортной среды не только набережных, но и прилегающих к озеру территорий. Фото Максима Платонова

Заместитель главного архитектора Казани привел несколько основных параметров Казанского финансового района. Общая площадь планировки составит более 1,1 тыс. га, из них 656 га — территория застройки. По прогнозу разработчиков концепции, через 30 лет в финансовом районе будут проживать порядка 43 тыс. человек, будет создано 18,7 тыс. новых рабочих мест. Проект предполагает строительство 5,6 км новых дорог и модернизацию 20,5 км существующих.

Еще один утвержденный проект комплексного развития казанской территории — «Адмиралтейская слобода». Сегодня там расположено бывшее производство Казанского вертолетного завода, имеется жилье низкого качества. По проекту, разработанному архитектурным бюро SPEECH знаменитого московского архитектора Сергея Чобана, на территории слободы должен появиться музей Адмиралтейской верфи, жилые дома высотой 5—7 этажей и якорные объекты, которые будут видны с набережной Волги.

Следующий проект — «Озеро Нижний Кабан», — разработан китайской компанией Turenscape. Он предполагает благоустройство и создание комфортной среды не только набережных, но и прилегающих к озеру территорий. Проект включает реорганизацию транспортной схемы, развитие велосипедного движения и пешеходных связей.

«Электронный остров» возле КФУ

2017 год в Татарстане объявлен Годом общественных пространств. В его рамках был реализован проект по благоустройству Горкинско-Ометьевского леса. Сейчас реализуется вторая часть проекта и будет еще третья.

«Очень важный для нас проект, который находится на начальном этапе – «Долина Казанки». Вместе с экологами мы ведем работу по разработке концепции развития этой территории. Здесь планируется реализовать три типологии набережных — бетонные, как на Кремлевской набережной, с благоустроенными берегами и максимально природные с максимальным воздействием человека», — сообщил заместитель главного архитектора Казани.

В рамках Года общественных пространств был реализован проект по благоустройству Горкинско-Ометьевского леса. Фото Руслана Хасанова (airofcity.com)

Проект развития территории вокруг Казанского университета называется «Комфортный город». Он начался с благоустройства сада за зданием университета. «Университет планировал разместить там парковку, начал пилить деревья и заливать асфальт, но благодаря местным активистам и Наталии Львовне Фишман появился запрос на этот проект», — не мог не вспомнить о главном идеологе благоустройства парков и скверов Казани Тимур Кадыров.

Концепцию «Комфортного города» разработал казанский архитектор Николай Новиков. С этим проектом связана разработка творческой группы при мэрии Казани «Электронный остров». Проект предполагает благоустройство и установку системы безопасности — камер видеонаблюдения, кнопок вызова экстренных служб. Также предполагается установить электронные экраны с информацией по навигации для туристов и по истории города. Первый такой «островок» будет обустроен на пересечении улиц Пушкина и профессора Нужина.

Евгения Газизова
НедвижимостьОбществоИнфраструктура
комментарии 7

комментарии

  • Анонимно 16 окт
    по тексту - как будто утвержден непонятный проект Финансового сити -
    то фейк, это концепция - и вовсе не факт что верная и сбалансированная по рабочим местам и транспортным потокам. Пока баланса нет, и профессионального расчета тоже. Пока это лабораторная работа низкого качества. Город только пострадает от погрома речного и грузового портов.
    Ответить
  • Анонимно 16 окт
    Когда будет обустроен, тогда и посмотрим
    Ответить
  • Анонимно 16 окт
    Интересные конечно проекты, но откуда лаве?
    Ответить
  • Анонимно 16 окт
    Мне нравится новый парк, он очень большой, уютный
    Ответить
    Анонимно 16 окт
    Это вы про Ометьевский лес?
    Ответить
  • Фарид Ахметов 16 окт
    "Один из примеров — комплексная схема развития велотранспортной сети. «Этот тренд начал сходить с пика. Но мы не стремились угнаться за трендовостью или развитием хипстерского урбанизма, — обозначил цель мониторинга замглавного архитектора Казани. — Тут стояла конкретная градостроительная задача. Схема учитывает все велосипедные дорожки, которые внесены в генплан или в комплексную схему организации дорожного движения".

    Пока туды-сюды-понты от города за последующие три года не останется лесопарков и свободного места в красных линиях для размещения велодорожек. Всё пойдет под нож алчности под дикие восклицания об улучшении качества среды. Я не утрирую, а давно наблюдаю явный тренд.
    Ответить
    Анонимно 16 окт
    На велосипедах могут ездить или очень богатые или очень бедные.

    Но первые должны быть ещё и богатыми как минимум в третьем поколении.
    Таких богатых в Казани ничтожно мало - в "элите" их точно нет.

    А вторым - просто бедным, которых 30-40% - кто же разрешить ездить на велосипедах там, где ездят на "мерседесах" и "бмв"...
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии