Новости раздела

Кому на казанской зоне жить хорошо: ремонт бани и телевизор в обмен на курево, харчи и шкаф

Суд над заместителем начальника ИК-2 вскрыл масштаб поборов в системе ФСИН на фоне недофинансирования, и часть поборов подсудимый признал

Кому на казанской зоне жить хорошо: ремонт бани и телевизор в обмен на курево, харчи и шкаф
Фото: realnoevremya.ru/Ирина Плотникова

Сегодня в Казани начали судить 40-летнего подполковника ФСИН Игоря Леонидова. Его обвиняют в получении взятки и неоднократном превышении должностных полномочий. По версии следствия, с подачи замначальника казанской колонии №2 Леонидова осужденные за свой счет ремонтировали большинство социальных объектов зоны, в частности, баню и школу, а еще спонсировали жалюзи для кабинета Леонидова и телевизор для офицерской столовки. В обмен зэки-«спонсоры» получали дополнительные свидания и передачи, включая сигареты и выпечку из «Бэхетле», но обещанного УДО так и не дождались. Подробнее — в репортаже «Реального времени».

Наличку передавали в блоках сигарет

Ни один из потерпевших по делу сегодня в суд не пришел. Часть зэков-«спонсоров», вложивших в ремонт ИК-2 от 80 до 600 тысяч рублей, еще продолжают отбывать наказание. Одного после дачи показаний против офицера УФСИН по РТ перевели в пермскую зону. Сегодня суд постановил — перевести его и других сидельцев-потерпевших в СИЗО, чтобы обеспечить право на участие в процессе.

Самого Игоря Леонидова доставили в суд из СИЗО-1 с опозданием на полчаса — из-за мороза часть машин конвоя вышла из строя. Вовремя прибыли лишь представители сторон и родственники подсудимого — супруга и брат. Общаться с журналистом «Реального времени» они отказались. Без повестки явились в суд и двое свидетелей из числа сослуживцев Леонидова, но допрашивать их в отсутствие потерпевших суд не стал.

Сегодня суд постановил — перевести сидельцев-потерпевших в СИЗО, чтобы обеспечить право на участие в процессе. realnoevremya.ru/Олега Тихонова

Из оглашенного помощником прокурора Приволжского района Наилей Конькиной обвинительного заключения стало ясно: Леонидов обвиняется в пяти эпизодах превышения полномочий и одной взятке, причем часть этих преступлений, как полагает обвинение, были совершены вместе с начальником ИК-2 Азфаром Кадировым — ныне покойным. Кадиров повесился год назад в своем служебном кабинете после задержания Леонидова и обыска в учреждении. Под стражей подполковник ФСИН Леонидов находится с середины января 2016 года. В суде он представился временно безработным.

По версии обвинения, замначальника колонии систематически получал от потерпевших зэков деньги — часть перечислялась на карточки и мобильные телефоны двух сотрудников учреждения и их знакомых, часть передавалась наличкой близкими зэков, в том числе в блоках сигарет. Деньги, как полагают в Следкоме по РТ, сотрудниками зоны не присваивались, а направлялись на закупку стройматериалов и оборудования. Причем зэк-«спонсор» выступал еще и в роли прораба. Сначала звонил из зоны в ближайший строймаг, договаривался о закупке (забирали и оплачивали подручные замначальника колонии), а затем нанимал из числа других осужденных работников — за сигареты, печенье и конфеты.

Офицеры — зэкам-«спонсорам»: спецдоставка из «Бэхетле» и фарфор в бараке

Масштаб отремонтированного за счет сидельцев ИК-2 в 2013—2014 годах впечатляет. Один из потерпевших занимался ремонтом банно-прачечного комплекса и строительством новой парикмахерской в колонии, даже заказывал автокран для проведения этих работ. Другой отвечал за обновление фасадов туберкулезного отделения больницы для осужденных и помещений отряда №12, третий — за ремонт склада. Четвертый улучшал внешний и внутренний облик медчасти, школы и даже кабинетов оперативного отдела колонии. Так, вложения двух самых состоятельных зэков следствие оценило в сумму не менее 1,2 млн рублей.

Свободы по УДО «спонсоры» так и не увидели. realnoevremya.ru/Олега Тихонова

Где осужденные и их близкие брали такие деньги? Не пришлось ли ради благосостояния колонии совершать новые преступления? Ответов на эти вопросы сегодня не прозвучало. Зато из оглашенного обвинения следовало — «спонсоры» жили лучше других зэков, на оставшиеся от закупки стройматериалов деньги подчиненные Леонидова закупали сигареты и еду, в том числе запрещенную в колонии, к примеру, выпечку и деликатесы в «Бэхетле». При желании через «зоновскую службу доставки» vip-зэки заказывали гражданскую одежду и обувь, а также парфюм, фарфоровую посуду и даже шкаф. Были и другие поощрения, важные при рассмотрении для ходатайства об условно-досрочном освобождении.

Впрочем, свободы по УДО «спонсоры» так и не увидели. А когда один из крупных благодетелей устал ждать и решил покачать права, ему пригрозили водворением в ШИЗО, полагает обвинение. Путем схожих угроз того же зэка в 2013 году вынудили приобрести и установить в офицерской столовой новый телевизор Samsung за 18 тыс. рублей. А в ноябре 2015 года история повторилась, только на сей раз с того же зэка потребовали новую модель мобильника Samsung S6 EDGE+ за 41 тыс. рублей — по версии гособвинения, Кадиров и Леонидов угрожали осужденному «помещением в штрафной изолятор либо подстрекательством других осужденных на применение физического насилия». Этот эпизод сотрудники Следкома по РТ позже квалифицировали как взятку, ведь тот самый телефон был обнаружен в январе прошлого года при обыске в жилище ныне подсудимого.

«Частично согласен»

Игорь Леонидов начинал слушать обвинительное заключение со скептической улыбкой, а под конец показал, что утомлен. На вопрос судьи: «С обвинением согласны?» — подсудимый ответил: «По первым трем эпизодам согласен частично, по следующим трем вообще не согласен». Развивать свою мысль он не стал. По данным «Реального времени», все «отказные» эпизоды связаны с одним потерпевшим, который, по версии следствия, и взятку телефоном давал, и телевизор покупал, и медчасть со школой ремонтировал.

— Если окна устанавливаются в больнице для осужденных, это нужно не Леонидову и не покойному Кадирову, а осужденным со всей республики, — комментирует обвинение адвокат подсудимого Олег Шемаев. — Главный для нас момент сегодня прозвучал — все денежные средства направлялись на закупку стройматериалов и оборудования для производства ремонтных и отделочных работ. Никто не вменяет, что мой подзащитный что-то вынес.

Фактически, следствие вскрыло систему поборов за решеткой. Источники «Реального времени» утверждают: средства на текущий ремонт в казанской колонии №2 из федерального центра вообще не выделялись, а ничего не делать в ожидании денег начальникам не давало их же начальство. Косвенно проблему недофинансирования на недавней пресс-конференции признал и глава регионального УФСИН Дауфит Хамадишин, назвав дело в отношении бывшего подчиненного «подставой». Впрочем, по версии обвинения, благотворительная помощь колониям не нарушает закон, если является действительно добровольной, безналичной, а материальными благами не пользуется потом конкретный сиделец.

Заседание суда продолжится 20 февраля.

Ирина Плотникова, фото автора
Происшествия Управление федеральной службы исполнения наказаний по РТ

Новости партнеров