«Мусин, отдай миллиард!» Верховный суд РТ недоволен скоростью чтения банкира
Экс-главе «Татфондбанка» продлили домашний арест и намекнули — «надо ускориться», а вкладчики потребовали — «верни деньги»
Скандальный прием устроили сегодня VIP-фигуранту дела «Татфондбанка» в Верховном суде Татарстана. У зала заседаний Роберта Мусина поджидали больше десятка вкладчиков — наградили его эпитетами «красивый, чистенький, ухоженный, холеный» и выдвинули обвинения в ограблении стариков и бесквартирных с детьми. Чтобы пристыдить экс-главу ТФБ, активистка вспомнила его «прадеда». Ну а главной новостью следствия стала динамика чтения фигурантом томов его дела, которая явно вызвала недоумение у суда.
«Мы все больные. Нам деньги нужны»
Активисты из числа обманутых вкладчиков не виделись с банкиром Робертом Мусиным почти год. Обычно их присутствие на процессе по мере пресечения обеспечивал общественник Дмитрий Бердников, но сегодня его не было. Солировала Сария Романова. Стоило домашнему арестанту вместе с конвойным инспектором приблизиться к залу Верховного суда РТ, женщина подняла крик.
— Ты нам когда деньги-то вернешь? Мы все больные. Нам деньги нужны. Ты пенсионеров ограбил всех, — панибратски обратилась Романова к Мусину при одобрении других вкладчиков. — Мы остались несчастные, у разбитого корыта. Люди квартиры продали.
— Давайте поаккуратнее, — попытался успокоить обвиняемый потерпевших.
— А что поаккуратнее? За тобой бегаем день и ночь. Просыпаемся — одни и те же разговоры: «Где наши деньги?» Ты вон в каких хоромах живешь. А люди без квартир остались. Живут на съемных с маленькими детьми… Деньги отдавай! Красивый, чистенький, ухоженный, холеный…
Тут Романова Мусину слегка польстила. Он пришел на заседание в спортивном костюме, и было видно — слегка похудел. Бестселлеры из личной библиотеки на публике на сей раз не демонстрировал. Держался стойко и спокойно, несмотря на все попытки возмущенной публики затеять перепалку. Во избежание проблем в зале дежурил усиленный наряд приставов, которые отсадили вкладчиков через ряд от Мусина. Тот устроился на первой скамье, по правую руку от следователя четвертого отдела Рустема Закирзянова.
Напомним, из дела ТФБ с общим ущербом свыше 50,5 млрд рублей в конце 2017 года было выделено четыре эпизода злоупотребления полномочиями с ущербом 24,6 млрд рублей. Вину в которых Мусин еще год назад полностью признал и был освобожден из СИЗО. Что не мешает его адвокатам в арбитражных процессах уверять — ущерб и по этим эпизодам не доказан.
Мусин: «Мы вышли на скорость 140—150 страниц [в день]»
В своем ходатайстве следователь сообщил — срок домашнего ареста Мусина истекает 16 февраля, год назад, 31 января 2018-го, он начал ознакомление с материалами своего дела (выделенного из основного), но не закончил. Поэтому замглавы Следкома РФ продлил срок следствия еще на 3 месяца. Закирзянов просил продлить и домашний арест VIP-фигуранта до 16 мая 2019 года. Ходатайство он обосновал тем, что Мусин обвиняется в четырех тяжких преступлениях, по которым предусмотрен срок не менее 10 лет лишения свободы.
Есть основания полагать, что в случае смягчения меры пресечения обвиняемый «может скрыться, продолжить заниматься преступной деятельность, оказать давление на свидетелей», изложил позицию Следкома Закирзянов. Представитель прокуратуры РТ Ильнур Давлиев поинтересовался — каков объем уголовного дела и сколько томов успел изучить обвиняемый. Оказалось, из 120 томов Роберт Мусин за год прочел только 60. Иначе говоря, средняя скорость чтения составила 5 томов в месяц. То есть, по грубой прикидке, раньше чем через год это дело до суда не дойдет…
Судья Верховного суда РТ Ильфир Салихов уточнил, когда началось ознакомление. «31 января 2018 года, знакомится четыре раза в неделю, в среднем по 100 листов», — отвечал следователь. Цифры заставили судью задуматься. «240 рабочих дней ориентировочно, и 60 томов… Почему четыре раза?» — заинтересовался он. Оказалось, пятый день недели был предоставлен Роберту Мусину и его адвокату Алексею Клюкину для анализа исследованных материалов — по их ходатайству.
«А не затягивает [ознакомление] сторона защиты?» — спросил судья Салихов. «Нет. Мы обращались в суд об ограничении срока, суд нам отказал», — сказал следователь, не уточняя, что такой отказ был не один.
Сам банкир на заседании был немногословен. По его словам, против продления домашнего ареста он не возражает.
— Ну, ознакомление идет. В принципе, мы вышли на скорость… не 90—100 страниц, а 140—150. Добавить нечего. В таком режиме движемся, — сказал Роберт Мусин. Напомним, ранее скорость своего чтения в 85—90 страниц он называл «крейсерской» и «оптимальной».
Вывод суда: «Представляет повышенную общественную опасность»
Из оглашенного на суде следовало — у Мусина три дочки (две несовершеннолетние), живет он в арестованной квартире на Тельмана, числится депутатом Госсовета РТ, а вот членство в партии «Единая Россия» приостановлено.
Прокурор Давлиев ходатайство о продлении домашнего ареста поддержал. Когда слово дали адвокату, тот начал говорить так тихо, что из зала раздалось: «Не слышно!» Судья пресек крик словами, что «здесь не улица и не завалинка — кричать не надо», однако попросил защитника говорить громче. В итоге удалось расслышать позицию Алексея Клюкина: необходимо продлить домашний арест. В ответ на реплики по поводу сроков ознакомления защитник заметил — пропусков «криминальных чтений» без уважительных причин не допускалось.
Когда судья удалился в совещательную комнату, вкладчики вновь взялись критиковать обвиняемого. «Мусин, отдай миллиард! Нам на всех как раз миллиарда хватит!» «На двух унитазах нельзя сидеть!» К дамам подключился и мужчина. «Когда госказну тащат — это ладно! Но зачем было в личные карманы-то лезть?» — возмутился казанский предприниматель Дамир Низмутдинов, который не смог вытащить из ТФБ 8,5 млн рублей — деньги трех семей.
Активистка Сария Романова устроила экскурс в историю: «У него, Мусина, прадед был — купец первой гильдии, уважаемый человек в Казанской губернии, больницы строил. А не людей обманывал». На источники информации активистка не сослалась, сам «правнук» на эти слова не отреагировал. Вот так и рождаются легенды.
Судья Ильфир Салихов не нашел оснований для отмены домашнего ареста, придя к выводу — банкир «представляет повышенную общественную опасность, может скрыться от следствия и суда, оказать негативное воздействие на свидетелей и потерпевших». Уже после заседания судья попросил защиту «более разумно подойти к процедуре ознакомления — ускорить ее».
Удивительно, но после продления домашнего ареста вкладчики резко успокоились и поспешили покинуть Верховный суд РТ. Ради заседания в арбитраже по банкротству очередного детища Мусина.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.