Новости раздела

Почему Казанский МЭЗ пошел в Китай?

Производители уверяют, что из-за санкций Турции «масляного» коллапса не было, но при этом пытаются выйти на новые рынки

Почему Казанский МЭЗ пошел в Китай?
Фото: realnoevremya.ru/Максим Платонов

Производителя подсолнечного масла уверяют, что турецкие ограничения практически не сказались на экспорте. Однако история с пошлинами на подсолнечное масло заставила российских переработчиков семян подсолнечника, в том числе и ГК «НЭФИС», более пристально приглядеться к возможностям Поднебесной, чей рынок, по определению одного из собеседников «Реального времени», практически бездонен.

Коллапса не произошло?

Как стало известно на прошлой неделе, непростые отношения с Турцией могли сказаться на экспорте российского масла. Об этом в частности в рамках прошедшего «Всероссийского дня поля — 2017» обмолвился председатель совета директоров Казанского жирового комбината Дмитрий Самаренкин.

Напомним, Турция отменила беспошлинный ввоз зерна и масла с 15 марта этого года. С этой даты размер ввозной пошлины на пшеницу и кукурузу составляет 130%, риса — 45%, шрота подсолнечника — 13,5%, подсолнечного масла — до 36%, бобовых — 9,7%. При этом к экспортерам применялся минимальный порог таможенной стоимости в размере 1,5 тыс. долларов за тонну продукции, при том что текущая цена на подсолнечное масло на мировых рынках тогда составляла порядка 800 долларов за тонну.

Однако официально производители уверяют, что коллапса не произошло, несмотря на то, что, по разным оценкам, на Турцию приходится от 30 до 57% от всего объема российского экспорта подсолнечного масла. В том числе потому, что пошлины, отмененные столь же стремительно, как и были введены, действовали под занавес сезона (его пик приходится на конец декабря — начало января), когда поставки подсолнечного масла на мировых биржах были минимальными. Кроме того, поставки в Турцию в этот недолгий период осуществлялись в рамках контрактных обязательств:

— Мы не прекращали турецких поставок, потому что объемы были жестко закреплены в контракте компании, — поясняет руководитель пресс-службы АО «Управляющая компания «ЭФКО» Александра Япрынцева (на долю «ЭФКО» приходится 32% российского экспорта наливного подсолнечного масла).

По словам Дмитрия Самаренкина, непростые отношения с Турцией могли сказаться на экспорте российского масла. realnoevremya.ru/Максима Платонова

На Казанском МЭЗе также уверяют, что никакого срыва экспортных поставок не было. Так, по словам руководителя Управления сбыта предприятия Айрата Исмагилова, они продолжались, но частично были переориентированы на другие рынки, в частности, на иракский:

— Сложности были, но они были кратковременными и отнюдь не катастрофическими, — говорит Исмагилов. — Нашу продукцию покупают турецкие компании-импортеры, которые могут либо оставить ее у себя в стране, либо поставить на другой рынок. То есть во время действия ввозных пошлин наши же покупатели реализовали масло не на рынок Турции, а в другие страны. В том числе, в Ирак, — говорит руководитель Управления сбыта КМЭЗ.

Не увидели катастрофы в кратковременном действии ввозных пошлин на российское подсолнечное масло и в Институте конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР), согласно статистике которого, за сентябрь — май Турция закупила 450 тыс. тонн масла из РФ, хотя обычно этот показатель составляет от 500 до 550 тыс. тонн.

— До начала следующего сезона будет ввезено еще 15—20 тыс. тонн продукта, — прогнозирует ведущий эксперт ИКАР Даниил Хотько. — При этом стоит помнить, что значительно вырос экспорт в Турцию российского подсолнечника: по итогам года страна может закупить 220—240 тыс. тонн сырья, что в пересчете на масло составляет 90—100 тыс. тонн. Поэтому в совокупности — масло плюс подсолнечник — показатель этого года будет близок к показателям прошлых лет, — резюмирует Хотько.

Непродолжительное действие ввозных пошлин на российское подсолнечное масло в Турцию на позициях России на этом рынке никак не сказалось — РФ по-прежнему является вторым экспортером подсолнечного масла в мире. Лидерство принадлежит Украине, на чью долю приходится 54% мирового экспорта подсолнечного масла. По данным информационного агентства «АПК-Информ», по итогам сезона 2016—2017, из общего объема экспорта масла в 9 млн тонн, Украина отгрузила 4,9 млн тонн, Россия — 1,8 млн тонн, что на 200 тыс. тонн больше, чем в сезон 2015—2016. Аналитики «АПК–информ» прогнозируют дальнейшее увеличение экспортного потенциала двух стран — в Евросоюзе сокращается производство рапсового масла, используемого в пищевой промышленности, и, как следствие, растет спрос на подсолнечное.

В Евросоюзе сокращается производство рапсового масла, используемого в пищевой промышленности, и, как следствие, растет спрос на подсолнечное. realnoevremya.ru/Максима Платонова

Модель для Поднебесной

В экспортном портфеле Казанского МЭЗа на долю Турции приходится порядка 70% — за сезон предприятие импортирует в эту страну порядка 100 тыс. тонн нерафинированного подсолнечного масла наливом. Остальное с переменным успехом делят между собой Египет, Ирак и Иран. Однако наиболее перспективным рынком в части объемов является Китай.

По словам руководителя Департамента логистики и внешнеэкономической деятельности КМЭЗ Рустема Галимова, опыт поставок подсолнечного масла в Поднебесную у предприятия уже есть — пару лет назад в Китай была поставлена партия объемом 500 тонн.

Если определяющим фактором при продаже масло на рынки стран Ближнего востока является цена, предлагаемая импортером, то Китай интересен российским производителям прежде всего своими объемами.

Ни один из опрошенных «Реальным временем» экспертов не взялся оценить объем китайского рынка подсолнечного масла в части экспорта.

— Он практически бездонен, — образно выразился руководитель подразделения сбыта КМЭЗ. — Помимо потребительского рынка, огромный спрос на эту позицию демонстрирует масло-жировая отрасль, производители соусов, в частности, майонезов, и кондитерской продукции.

Чтобы начать масштабные отгрузки в Китай, российским предприятиям, и, в частности КМЭЗу, придется перестроить логистические цепочки — в первую очередь для оптимизации транспортных расходов.

— При поставках в Турцию или Ирак мы оперируем достаточно небольшими объемами, — поясняет директор департамента ВЭД Казанского МЭЗа. — Стандартная судовая партия масла в Турцию — это порядка 6 тыс. тонн, то есть один небольшой корабль. А чтобы доставка в Китай не «съела» всю маржу, в Поднебесную надо отправлять партию масла не менее 20 тыс. тонн. Соответственно, для дальнейшей отправки в Турцию в порт Новороссийска мы отправляем 100 вагонов единовременно, для отправки в Китай — 300—400.

Кроме того, с той же Турцией или Ираком поставки осуществляются по схеме FOB (от англ. Free On Board — буквально «бесплатно на борт судна»), в рамках которой продавец обязан лишь доставить товар в порт и погрузить на указанное покупателем судно. Поставки же в Китай предусматривают отгрузки в рамках схемы CIF (Cost, Insurance and Freight — стоимость, страхование и фрахт) — продавец в таком случае обязан оплатить расходы и фрахт судна, необходимые для доставки в порт назначения.

— Если бы мы работали по CIF с Турцией, расходы составили бы дополнительные 20 долларов за тонну продукции, с Ираном или Ираком — 30—35 долларов. CIF-поставки в Китай — это от 50 до 75 долларов за тонну груза, — приводит расклад руководитель ВЭД-департамента Казанского МЭЗа.

Еще одна сложность, которую, впрочем, на предприятии считают вполне преодолимой — документальное оформление партии масла, поставляемой в Китай. Если, по информации Галимова, «туркам достаточно трех документов, то китайцам надо 18—20»:

— Китайцы помешаны на качестве. Поэтому и требования к документам у них очень жесткие — по качеству продукции, по ветеринарным и фитосанитарным нормам и т. д., — поясняет собеседник «Реального времени». — Однако отладка этих процессов затруднительна, но возможна.

А Китай-то вырос

Турция, как уже было сказано выше, была и остается основным потребителем российского подсолнечного масла — если верить подсчетам Агропромышленного союза России, по итогам сезона 2015—2016 на ее долю пришлось 46,6% российского экспортного рынка подсолнечного масла наливом.

Египет получает 15% зарубежных поставок, занимая, как и сезоном ранее, второе место среди импортеров. А вот Китай по итогам прошлого сезона отличился — с седьмого места и 1% мирового импорта он поднялся стразу на третье, заняв 7% импорта российского подсолнечного масла, поставив в Поднебесную 133 тыс. тонн (годом ранее всего 23 тыс. тонн). В этом году, рекорда, скорее всего не будет — Россия по итогам сезона 2016/2017 гг. поставит в Китай 120 тыс. тонн.

Даниил Хотько из ИКАРа связывает это с тем, что Китай «распечатал» госрезервы рапсового и соевого масел, таким образом, потребность в российском масле несколько снизилась. Кроме того, даже для многих предприятий, по мнению аналитиков, оказываются неподъемными требования к продукции в части

Тем не менее, у России перед глазами пример Украины, которая и в прошлом, и в нынешнем сезоне поставила в Китай 460 тыс. тонн. Учитывая, что площадь посевов подсолнечника в РФ почти в два раза меньше, чем на Украине, Россия все же потенциально способна продавать в Китай от 200 до 250 тыс. тонн.

Что касается перспектив КМЭЗ на китайском рынке, Хотько считает, что хотя и не без трудностей, компания может занять свою нишу на этом рынке даже несмотря на удаленность от портов. Кроме того, по мнению аналитика, компания вполне может поставлять в Поднебесную и «бутылку» — продукт, гораздо более высокомаржинальный, чем наливое нерафинированное масло.

Татьяна Колчина
ПромышленностьМашиностроение
комментарии 16

комментарии

  • Анонимно 12 июл
    ввели огромные пошлины, подзаработали, отменили - молодцы
    Ответить
    Анонимно 12 июл
    а то. обкатанная программа
    Ответить
  • Анонимно 12 июл
    Жаль, нормальное подсолнечное масло не найти: жидкое, безвкусное, без цвета и запаха, такое даже сложно маслом назвать
    Ответить
  • Анонимно 12 июл
    ну и как теперь дружить с турками, раз они нас так подставляют, устанавливая пошлины?
    Ответить
    Анонимно 12 июл
    Мы тоже "хороши" по отношению к ним в некоторых моментах, так что есть баланс
    Ответить
  • Анонимно 12 июл
    Всегда надо пытаться покорить новые рынки
    Ответить
  • Анонимно 12 июл
    ввести пошлины, еще и под занавес сезона- как-то подленько
    Ответить
    Анонимно 12 июл
    обычное дело
    Ответить
  • Анонимно 12 июл
    18-20 документов!ишь какие требовательные
    Ответить
    Анонимно 12 июл
    правильно делают,что требуют все документы и сертификаты, все бы так делали - здоровее были бы люди, и порядок был бы везде
    Ответить
  • Анонимно 12 июл
    Китай - золотая жила. Пробивайтесь туда
    Ответить
  • Анонимно 12 июл
    "бутылку"? почему в кавычках? в каком смысле бутылку?
    Ответить
    Анонимно 12 июл
    тоже не понял
    Ответить
  • Анонимно 12 июл
    Было бы неплохо долгосрочно покорить Поднебесную
    Ответить
  • Анонимно 12 июл
    НЭФИС, успехов! все получится при грамотном подходе
    Ответить
  • Анонимно 13 июл
    Крутые! что тут еще скажешь!)) за Нэфис гордость берет. И масло у них и майонез То, что надо!
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии

Новости партнеров