Новости раздела

Скидок на «газовые» автомобили может не хватить на всех

Москва предлагает считать субсидии по другой формуле

Скидок на «газовые» автомобили может не хватить на всех
Фото: realnoevremya.ru/Максим Платонов

Традиционных 3—3,5 млрд рублей федеральных субсидий, выделяемых для предоставления 30% скидки на приобретение газомоторной техники, может не хватить для всех желающих. Поэтому татарстанские производители грузовой техники в беседе с корреспондентом «Реального времени» предлагают радикально изменить принципы господдержки. «Если мы хотим программу поднять, то нужно субсидировать не сам автомобиль, а только его газомоторную часть», — считает глава РАРИТЭК Рафаэль Батыршин. Новые подходы разделяет руководство Минпромторга России.

Увеличивать субсидии не будут: по 3 млрд в год

Российское правительство решило продолжить субсидирование закупки газомоторной техники в предстоящие 3 года, собираясь выделить на финансирование госпрограммы свыше 9 млрд рублей из федерального бюджета. Об этом сообщил глава Минпромторга РФ Денис Мантуров на Санкт- Петербургском Международном газовом форуме.

«Минпромторг поддерживает предложение «Газпрома» о продлении субсидирования программы развития газомоторного транспорта в России. Мы исходим из того, что это 3—3,5 млрд руб. по году на протяжении ближайших трех лет», — сообщил министр, отвечая на вопрос журналистов о том, какой объем средств может быть выделен на эти цели.

Учитывая, что в предыдущие годы федеральный бюджет ежегодно «отстегивал» на субсидирование газомоторной госпрограммы 3 млрд рублей, то индексации бюджетных расходов на эти цели в трехлетней перспективе не ожидается.

Lada Vesta со значком CNG подрежет КАМАЗ на «голубых» маршрутах

Между тем круг российских автопроизводителей, претендующих на получение бюджетных субсидий, заметно расширился. Тут нужно объяснить, как работает механизм субсидирования. В начале года автопроизводитель формирует пакет заявок на приобретение газового автомобиля для нужд потребителей, на основе которого получает бюджетные средства. Чем больше заявка — тем больше господдержка. Покупатель приобретает автомобиль с 30% скидкой от производителя. Если в предыдущие годы субсидии выделялись исключительно на закупку автобусов (автопроизводитель компенсировал покупателю от 130 тыс. до 3 млн рублей), на технику для ЖКХ (от 100 тыс. до 3 млн 800 тыс. рублей), на бортовые автомобили и самосвалы до 11 тонн (от 900 тысяч до 1 млн рублей), от чего выигрывали преимущественно КАМАЗ и ГАЗ, то с этого года впервые в госпрограмму включили легковые автомобили, работающие на природном газе.

В феврале прошлого года Ford Sollers представила образец опытно-промышленной партии автомобилей Ford Focus LPG, которые оснащены газобаллонным оборудованием, позволяющим использовать в качестве топлива сжиженную пропан-бутановую смесь. А в мае АвтоВАЗ начал серийное производство битопливной версии Lada Vesta (бензин и сжатый природный газ), получившей дополнительное обозначение CNG, говорится на сайте предприятия. Газовая модификация собирается на автозаводе на ижевском автозаводе АвтоВАЗа. Но самое главное, что эта модель была включена в госпрограмму субсидирования закупки газомоторной техники 2017 года, которая продается с 30% скидкой от общей цены. Насколько успешно продаются газифицированные автомобили, АвтоВАЗ не раскрывает, но сам «Газпром» прогнозирует увеличение количества газомоторных автомобилей в России в ближайшее время до 500 тыс. штук. Сегодня, по словам Дениса Мантурова, на газомоторном топливе в России передвигаются около 100 тыс. автомобилей из 45-миллионного парка в целом.

В предыдущие годы субсидии выделялись исключительно на закупку автобусов, технику для ЖКХ, бортовые автомобили и самосвалы до 11 тонн, от чего выигрывали преимущественно КАМАЗ и ГАЗ. realnoevremya.ru/Сергея Афанасьева

Формула РАРИТЭК: отсчитывать субсидию экономнее

С вступлением производителей легковых автомобилей госпрограмма будет испытывать дефицит — не все заявки потребителей будут обеспечены 30% бюджетной скидкой. «3 млрд рублей на всю страну — это мало, — считает гендиректор РАРИТЭК Рафаэль Батыршин (официальный дилер ПАО «КАМАЗ»). — Денег не хватает, потому что вся сумма [госсубсидий] уходит на покрытие всего тела [автомобиля], а надо только на его газомоторную часть. Сейчас в субсидируемую стоимость входят колеса, кабина, рама — а какое отношение они имеют к «газомоторке»?». По его словам, это предложение татарстанского автопроизводителя не раз рассматривалось на заседании рабочей группы Минпромторга РТ, и к этому варианту склоняется федеральное ведомство. «И сам глава Минпромторга РФ Денис Мантуров об этом говорил», — добавил он.

«Если мы хотим программу поднять (то есть сделать массовой, — прим. ред.), то нужно субсидировать не сам автомобиль, а только его газомоторную часть», — подчеркнул он. Рафаэль Батыршин уверен, что оптимизация бюджетных расходов на компенсацию расходов покупателя автомобиля с газовым двигателем приведет к тому, что покупателей станет больше, хотя фактическая сумма бюджетной компенсации станет меньше. «Сейчас цена грузового автомобиля доходит до 5 млн рублей, а его газомоторной части — 0,8—1,2 млн рублей», — привел он исходные цифры. То есть покупателю предлагается компенсировать 30% от 1,2 млн рублей — всего 400 тыс. рублей вместо прежних 1 млн рублей.

«Что это даст? Увеличится количество автомобилей. Раз суммы мало «надо оптимизировать», — ответил он. На самом деле, речь идет о попытке размазать субсидии среди всех производителей, чтобы предотвратить переток денег из грузового в легковой сегмент техники.

В самом КАМАЗе отказались от комментариев на эту тему. По словам пресс-секретаря Камского автозавода Олега Афанасьева, в этом году заявки покупателей газомоторной техники были обеспечены бюджетными субсидиями. Правда, он не стал раскрывать их размеры, ссылаясь на коммерческую тайну.

В прошлом году объем продаж газомоторной техники в объемах выпуска ПАО «КАМАЗа» достиг уже 5%, то есть каждый двадцатый «КАМАЗ» выходил с конвейера с газовым двигателем. Во многом спрос спровоцирован стоимостной разницей между метаном и традиционным топливом в 70%. Стратегия развития автозавода предусматривает удвоение выпуска газовой техники до 10% к 2021 году.

Минпромторг оставил субсидии производителям

Между тем глава Минпромторга анонсировал другие изменения в правила распределения субсидий. «Субсидии предлагается выделять не субъектам федерации, а напрямую производителям транспорта на газовом топливе», — сказал он (цитата по сообщению агентства ТАСС).

«В действительности регионы напрямую получали субсидии только до 2015 года, а в последние два года субсидии получают сами автопроизводители», — уточнил представитель «Газпром газомоторное топливо Казань» Артур Ахметзянов. Источники в отрасли говорят, что некоторые регионы пытались отыграть прежнюю схему назад, когда местные власти играли «первую скрипку» при формировании заказов на покупку техники для их нужд, но напрасно. Рафаэль Батыршин считает нынешнюю схему приемлемой: передача ресурсов автопроизводителям 2 года назад привела к росту покупателей. «Раньше субъект делал заявки в Минпромторг РФ, но автопроизводитель не мог их регулировать, — рассказал он. — В результате программа не полностью осваивала средства, выделенные субсидии оставались неиспользованными. А когда автопроизводителям вернули (право на заключение договора продажи, — прим. ред.), то денег стало не хватать. Автопроизводители включились. Это их тема». В итоге автопроизводители поняли так, что все остается без изменений.

Луиза Игнатьева

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

ПромышленностьМашиностроение

Новости партнеров