Новости раздела

До 1200 кВт·ч в месяц: ФАС настроена «подрезать» cоцнорму электропотребления

Регулятор настаивает на введении дифференцированных тарифов по всей стране

С будущего года регионы могут обязать перейти на дифференцированные тарифы на электроэнергию — это новация, от которой Татарстан «открещивался» с первого дня ее появления на федеральном уровне. Федеральная антимонопольная служба представила детальный механизм дифференциации тарифов в зависимости от объемов потребления. Льготный тариф, который оказался камнем преткновения в переговорах с регионами, предлагается применять при бытовом потреблении электроэнергии не более 3 900 кВт·ч в месяц, сообщил заместитель руководителя ФАС Геннадий Магазинов на Всероссийской тарифной конференции в Сочи. До этого регионы установили соцнорму в 10—12 тысяч кВт·ч, но регулятор предупредил о возможной корректировке нормы до 1 200 кВт·ч в месяц. Почему Татарстан не торопится переходить на дифференцированные тарифы — в материале «Реального времени».

Прощай, «безлимит»?

Реформа тарифов на электроэнергию, которую горячо обсуждали с регионами России весь год, может быть запущена с января, и субъектам с нейтральным статусом (к ним сейчас относятся 13 регионов, в том числе Татарстан) вряд ли удаться ее избежать. ФАС России разработала новый механизм дифференциации тарифов, который лег в основу постановления правительства РФ и может быть принят до 1 ноября этого года, сообщил глава ведомства Максим Шаскольский на Всероссийской конференции по тарифам в Сочи.


В нем предлагается установить три диапазона дифтарифов. Первый — льготный тариф, но для оплаты лишь бытового потребления в пределах 3 900 кВт·ч в месяц. Второй — экономически обоснованный тариф, но для оплаты потребления в пределах до 6 000 кВт·ч в месяц. Третий самый дорогой «тарифный план» — безлимитное потребление электричества на низком уровне напряжения. Руководство ФАС РФ полагает, что «инструментарий поможет регионам эффективно бороться с перекрестным субсидированием, серым майнингом». По оценке экспертов, это поможет снять нагрузку для промышленности от «перекрестки» на 100 млрд рублей.

Новый механизм меняет систему оплаты электроэнергии подобно прогрессивному налогу: чем больше потребляешь, тем больше платишь. Но с оговоркой — бытовое потребление оплачивается по пониженным льготным тарифам.

Как раз в этой точке и обнаружились расхождения с регионами: какой должна быть норма социального потребления? Большинство установили ее в пределах 10—12 тысяч кВт·ч в месяц, а некоторые задрали планку до 45 тысяч кВт·ч, чем в корне перечеркнули идею дифференциации тарифов. Глава ФАС РФ Максим Шаскольский дал понять, что с подобной профанацией со стороны регионов не смирится.

— 73 субъекта РФ перешли на дифференцированные тарифы. Казалось бы, хороший результат. Но радость была недолгой. Вы, наверное, знаете про [норму] в 25 000 кВт·ч в Иркутской области, «виновника торжества» (регион согласился перейти на дифференцированные тарифы с 1 июля 2024 года, хотя еще в январе грозился их не вводить и установил самые низкие тарифы для населения, — прим. ред.). [Норму] в 46000 кВт·ч установили в Мурманской и Псковской областях. Это, конечно, абсурд, — усмехнулся Шаскольский, намекая, что выгоду от этого извлекают «серые» предприниматели, майнеры, получающие электроэнергию по льготным тарифам.

Он считает, что унификация подходов к определению планки дифтарифов выравняет тарифную политику по отношению к бизнесу. «Недавно было принято постановление, которое вывело из-под действия предельных индексов платежи второго дивизиона, предельные лимиты второго уровня будут определяться на федеральном уровне, — сообщил он. По его мнению, подходы по унификации границ потребления в этих трех диапазонах учитывают региональную специфику и правила расчета тарифов в границах каждого диапазона. Компромисс достигнут в том, что регионам оставляют право применять корректирующие коэффициенты. По мнению Максима Шаскольского, в таком варианте постановление правительства РФ может быть принято до конца этого года. «Надеемся, что тенденция роста «перекрестки» прекратится», — заключил он.

Сколько кВт•ч положено по социальной норме?

Детальный механизм дифференциации тарифов представил заместитель руководителя антимонопольной службы Геннадий Магазинов. Но перед этим он акцентировал внимание на большой разбег в значениях «социальной нормы» в регионах.

«Дифтарифы ввели в 73 регионах, не так давно к ним присоединилась Волгоградская область. Но в результате мы получили сильно большую дисперсию [разницу] в объемах [установления социальных норм], — посетовал Геннадий Магазинов. — В некоторых регионах месячные объемы потребления можно спутать с годовыми. Например, 46 тысяч киловатт час в месяц?! (столько может израсходовать не семья, а завод), — попенял он.

У регионов была возможность настроить механизм дифтарифов эффективно, но они этим не воспользовались. Теперь им предложат воспользоваться разработкой ФАС РФ, заметил он.

Регулятор предложил донастроить механизм, установив три тарифных диапазона. В первом потребители смогут оплачивать электричество по льготному тарифу, он будет ежегодно индексироваться в рамках прогноза социально-экономического развития, а его рост будет ограничиваться предельным индексом платы, рассказал Геннадий Магазинов. Тут лимит потребления составит 3 900 кВт·ч в месяц, но в будущем может быть сокращен до 1 200 кВт·ч в месяц, уточнил он.

Во втором диапазоне потребители будут оплачивать электричество по экономически обоснованному тарифу (т. е. коммерческому тарифу), который будет выведен из-под действия индекса платы граждан и не будет оказывать влияние на перекрестное субсидирование. Тут предлагается ввести лимит в 6 000 кВт·ч в месяц. Третий — безлимитный, и значит будет наиболее дорогим с точки зрения тарифа, рассказал Геннадий Магазинов. Этот диапазон будет снижать уровень перекрестки.

Почему Татарстан не перешел на дифтарифы

Напомним, с инициативой введения дифференцированных тарифов в регионах ФАС выступила год назад. Этот инструмент призван сдержать рост перекрестного субсидирования, когда крупный бизнес дотирует пониженные тарифы для льготных потребителей. С этой целью правительство РФ установило предельно-допустимый уровень субсидирования для каждого региона, а самим субъектам дали право самостоятельно определять тарифные диапазоны. По оценкам ВШЭ, в этом году крупному бизнесу придется заплатить почти 300 млрд рублей за предоставление льготных тарифов, но не всегда ими пользуется население, а чаще всего недобросовестные предприниматели и серые «майнеры», считают эксперты.

В настоящее время на дифтарифы перешли 74 из 89 регионов, где уровень субсидирования оказался выше допустимого. «Татарстан не переходит на дифтарифы, так как уровень субсидирования ниже предельного значения», — поясняли ранее «Реальному времени» в ГК по тарифам. Замминистра энергетики РФ Павел Сниккарс заявлял, что изменение стоимости при внедрении дифференцированных тарифов коснется только тех потребителей, которые используют электроэнергию для майнинга и в коммерческих целях и энергопотребление которых существенно выше среднего значения по региону.

Внедрение дифтарифов связано с изменением правил формирования предельных уровней тарифов на услуги по передаче электроэнергии, пояснил на конференции Геннадий Магазинов. При установлении предельных уровней будет учитываться наличие регуляторных соглашений (сейчас около 20 соглашений).

«Вряд ли новый механизм снизит объем «перекрестка» в Татарстане, но заставит навести порядок с льготными тарифами на электроэнергию для бизнеса», — считает председатель межотраслевого совета потребителей Тимур Халиков. По его словам, сейчас идет подготовка регуляторного соглашения с ФАС РФ, а регулятору придется наводить порядок с льготными тарифами, которые получают резиденты промпарков, и другие потребители.

Луиза Игнатьева

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

ПромышленностьЭнергетика Татарстан

Новости партнеров