Кризис HR не помеха
16 апреля в Казани прошел Поволжский HR-форум, организованный газетой «Ведомости». Форум собрал более 100 представителей разных сфер бизнеса.
Тема изменений звучала во всех выступлениях спикеров, ведь хоть слово «кризис» все стараются обходить стороной, но почти каждый HR-специалист отмечает, что работать ему сейчас приходится в режиме ограниченных ресурсов. А значит, меняется множество векторов его работы. Например, компании существенно сократили бюджеты на обучение и корпоративные мероприятия, и задачи по удержанию сотрудников приходится решать новыми способами. Один из них предлагала Александра Бабкина, руководитель проекта «Добро. Mail.ru», которая рассказала о кейсах внедрения благотворительных программ в работе с персоналом, что является недорогим, но действенным способом повысить корпоративную культуру в организации.
Гузель Хисматуллина, директор компании TeamSoft стала одним из спикеров и говорила о важности умения замечать изменения в компаниях, реагировать на них как на возможность, а не проблему. Выстраивать отношения с сотрудниками так, чтобы они становились компаньонами в том, что касается инициирования изменений и улучшений, а что самое важное — внедрения — своевременного и безотлагательного.
Фото: realnoevremya.ru
Арсен Рябухавыступил c мастер-классом «Управление изменениями». Он говорил о вовлечении сотрудников как о ресурсе, который может выводит на новый уровень не только компанию, в которой сотрудник трудится, но и его самого. Речь шла о том, что чтобы вдохновить коллектив на эффективную работу в непростые времена для компании, в период кризиса, в момент внешних факторов, на которые мы не имеем влияния, нужно работать с вовлеченностью каждого отдельного сотрудника.
Но как говорится, есть ложь, есть наглая ложь, а есть статистика. По данным Натальи Парфеновой (HeadHunter), число вакансий в 2015 году в марте на 16% снизилось по сравнению с аналогичным месяцем 2014 года. В то же время число резюме ожидаемо выросло — аж на 34%.Алена Владимирская, глава рекрутингового агентства Pruffi, подтверждала, что, безусловно, кризис есть! Хотя течение его несколько странное, поскольку пока он протекает мягче, чем предыдущие кризисы. Более того, пока регионы, и Татарстан в частности, — оазисы и ситуация в них гораздо лучше, чем в Москве. Но это всего лишь повод подготовиться к наступлению второй и третьей волны кризиса и сокращений, которые, по мнению Алены Владимирской, будут осенью и в феврале следующего года.
Фото: realnoevremya.ru
Кризис — это не только сокращения, а еще и активная охота на лучших специалистов. Их в критической ситуации компании будут готовы перекупать за большие деньги. Будут перекупать продавцов, высококлассных инженеров, пиарщиков, айтишников, перечисляла Владимирская и советовала очень беречь хорошие кадры. Их готовы рекрутировать из совершенно разных регионов. За «продажниками» с огромными деньгами сегодня охотятся коллекторские агентства, которые, по понятным причинам, сегодня вновь активизировались, привела пример Алена Владимирская.
При этом всего лишь чуть менее половины работников рассматривают возможность переезда в другой регион, сообщила Ольга Трифонова, директор компании «Бигл» по ПФО, опираясь на свежее исследование, проведенное в марте-апреле. 43% соискателей рассматривают возможность переезда, рассказала она, 31% соискателей стали рассматривать такую возможность — это изменение отношения за последние полгода.
Первая волна сокращений уже состоялась, констатировала Алена Владимирская. И ее можно назвать волной паники, поскольку, не представляя себе, насколько глубоким будет кризис, руководители «на всякий случай» оптимизировали затраты.
Большое оживление вызвал доклад Татьяны Речкуновой, начальника отдела по работе с персоналом Сбербанка, которая раскрывала довольно подробно и инструментально тему взаимодействия HR-директора и генерального директора. Ее практику взаимодействия можно считать одной из лучших, потому что, утверждает Татьяна Речкунова, она находится в одном пространстве, которое включает единое видение, стандарты, задачи, роли, позиции, интересы, эмоции и мотивации. Она довольно подробно говорила о роли HR-директора и откровенно — о своей роли в банке.
И другие HR-директора довольно откровенно рассказывали о том, какова ситуация в их компаниях и с какими вызовами встречаются они. Так Мария Ануфриева, глава представительства в России компании Finnair, делилась, как сложно набирать профессионалов в своей отрасли. В ее компании эту задачу решают, используя метод ассессмент-центр, довольно дорогостоящий, но наиболее эффективный способ оценить соискателей и отобрать лучших из лучших. При этом он применяется для оценки не только для подбора персонала по топовым позициям, но и в массовом наборе.
Алина Шарипова из «БАРС Груп» рассказывала, каким образом они работают удаленно с командами разработчиков в регионах. Это удачный кейс, рассказывала она, несмотря на очевидные трудности работы с командами-фрилансерами. Еще более обширный опыт работы с фрилансерами у компании ABBY, о котором рассказал Артур Хасиятуллин, директор в регионе Татарстан ABBY Language Services.
Ознакомиться с материалами Форума можно на сайте.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.