Война за «черную пятницу» продолжилась в «киберпонедельник»
АКИТ создала площадку для рождественских распродаж, перейдя дорогу Black Friday, а та в ответ нарушила «монополию» ассоциации на массовую интернет-распродажу
«Киберпонедельник-2017» отметится и масштабом (сразу три крупные площадки объединили продавцов), и борьбой за рынок распродаж, которая продолжается с прошлого года. «Блэк Фрайдэй», традиционно занимающаяся «черными пятницами», в этом году разродилась и площадкой под «киберпонедельник» — акцией, которую традиционно курирует Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ). И именно АКИТ в прошлом году перешла дорогу «Блэк Фрайдэй», создав свою площадку для рождественских распродаж в России.
Кто продает в киберпонедельник?
Год 2017-й ознаменовался участием в «Киберпонедельнике» сразу трех крупных площадок. И такое произошло впервые. Первой в ночь на воскресенье распродажу начала Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) на собственной площадке onedaysale.ru.
— У нас, несмотря на то, что мы запустились вчера, пик активности приходится на понедельник. 1,5 млн уникальных пользователей на площадке по состоянию на 14.00 мск, — рассказала Юлия Галеева, PR-директор АКИТ. Она уточнила, что в «Киберпонедельнике» традиционно участвуют все члены АКИТ и крупные игроки рынка.
Онлайн-распродажа на сайте kiberponedelnik.com стартовала в полночь с 29 на 30 января. Как рассказал «Реальному времени» президент Национальной ассоциации дистанционной торговли (НАДТ) Александр Иванов, на площадке kiberponedelnik.com предлагают 130 магазинов-участников более 75 тыс. товаров. «В первые пару часов «Киберпонедельника-2017», я дальше не знаю, 300 тыс. посещений было. То есть с нуля часов и примерно на два часа ночи было больше 300 тыс. уникальных посещений. Дальше эта цифра будет расти, мы рассчитываем на довольно большую аудиторию», — сказал Иванов. Организаторы рассчитывают привлечь около 2 млн посетителей.
«Киберпонедельник» на площадке c-monday в этом году впервые стал международным: онлайн-акция переехала с c-monday.ru на c-monday.com. Акция проводится с 30 января 2017 года компанией «Эксперт Таун» при поддержке Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) и Регионального общественного центра интернет-технологий (РОЦИТ).
По информации пресс-службы РАЭК, на площадке c-monday разместились 200 компаний. «Статистика посещаемости будет представлена по итогам «Киберпонедельника», — сказала руководитель пресс-службы Екатерина Воробьева.
Интересно, что некоторые компании, например ведущие российские ретейлеры техники и электроники — «М.Видео», «Эльдорадо», «Связной» и Ozon, — будут участвовать на нескольких площадках сразу. Но в целом, количество участников все равно возросло. Для сравнения, в прошлом году в акции участвовало порядка 100 компаний.
«Блэк фрайдэй» мстит АКИТ за «черную пятницу»?
Фактически история с распространением акции на несколько площадок повторяет ситуацию вокруг «черной пятницы». Напомним, в прошлом году вокруг этой предновогодней распродажи развернулась настоящая война. Несколько лет подряд «черную пятницу» в России проводила компания ООО «Блэк Фрайдэй», зарегистрированная еще в 2013 году и создавшая свою площадку blackfridaysale.ru. В 2016 году компания пошла дальше и зарегистрировала товарный знак Black Friday на территории РФ.
Однако брендом стали пользоваться и другие компании и общественные организации. Так, АКИТ серьезно подпортила дела «Блэк Фрайдэй», создав в прошлом году свою площадку «черной пятницы». И если изначально blackfridaysale.ru заявляли на распродажу 2016 года 500 компаний-участников, то в ноябрьской распродаже в списке магазинов оказалось лишь 306 брендов. На акитовской площадке тогда же выставили свои товары около 200 магазинов. Кроме того, «Настоящая черная пятница» (площадка АКИТ) выстрелила, как и в случае с «Киберпонедельником-2017», на день раньше, чем на сайте «Блэк Фрайдэй». Интересно, что оператором «акитовской» realblackfriday была все та же компания «Эксперт Таун», которая работает в этом году на третьей крупной площадке «киберпонедельника».
ООО «Блэк фрайдэй» стало судиться за монополию на «черную пятницу». Иск получила в том числе АКИТ. Последняя пожаловалась на действия обозначенной ООО в Федеральную антимонопольную службу. Позиция ассоциации заключается в том, что «черная пятница» не может быть брендом, а принадлежит всем игрокам рынка.
— ФАС завела дело о нарушении антимонопольного законодательства на ООО «Блэк Фрайдэй». Ранее АКИТ в ответ (на судебный иск ООО «Блэк Фрайдэй», — прим. ред.) обратилась в ФАС, которая сочла, что есть признаки нарушения антимонопольного законодательства. Мы следим за ходом событий, так как заинтересованы в справедливом решении. В Арбитражном суде рассмотрение длится, решения нет еще, — рассказала Галеева.
С киберпонедельником ситуация противоположная. Эта акция под эгидой АКИТ проходит с 2013 года. Однако в этом году НАДТ и «Блэк Фрайдэй» (как оператор) разрушили акитовскую «монополию» и запустили свою масштабную площадку, видимо, в отместку за «черную пятницу».
«А мы только рады...»
Впрочем, сами стороны делают вид, что ничего не произошло, и создание конкурента акитовскому «киберпонедельнику» — это не ответный ход на создание конкурента «черной пятнице» от «Блэк Фрайдэй»
«Черная пятница» — зарегистрированный товарный знак. Конкурирующая фирма пыталась этот знак отобрать. «Киберпонедельник» — знак незарегистрированный и не находится в процессе регистрации, поэтому «Киберпонедельник» можно проводить сколько угодно и кому угодно. У нас нет планов по регистрации этого бренда», — пояснил свою позицию глава НАДТ Александр Иванов.
«Мы нормально к этому относимся, хотя АКИТ является родоначальником киберпонедельников в России. Мы ассоциация некоммерческая, мы не зарабатываем на этом денег. Члены АКИТ традиционно участвуют в акции бесплатно. Доход от других компаний уходит на проведение акции, чтобы мы могли гарантировать, что все будет в порядке», — ответила Галеева на вопрос об участии в киберпонедельнике ООО «Блэк Фрайдэй». — Мы только рады, так как наша цель — популяризация торговли онлайн-распродаж киберпонедельника, главное, чтобы все было качественно и грамотно выполнено».
Реальные скидки будут?
Помогут ли все эти действия реальной конкуренции — пока неизвестно. Порядок скидок на всех площадках заявлен примерно одинаковый. Самыми выгодными предложениями в киберпонедельник считаются товары для дома, одежда и обувь. Магазины избавляются от старых коллекций и могут сбросить до 90%, говорят эксперты. На электронику и бытовую технику больших скидок ждать не стоит. Максимальная скидка продавца может составить не более 20%.
Частое для всех распродаж явление — «липовые» скидки — обернутся для продавцов штрафными санкциями, обещают организаторы. Так, по словам Иванова, все компании-участники киберпонедельника обязуются в рамках договора с компанией-оператором соблюдать «честность распродажи и реальность скидок». «Несоблюдение этого пункта договора грозит последствиями. В «Киберпонедельнике» это контролируется также Союзом потребителей РФ», — уточнил он.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.
Справка
«Киберпонедельник» — традиционная интернет-распродажа. В России проводится с января 2013 года под эгидой Ассоциации компаний интернет-торговли. В 2017 году «Киберпонедельник» в России проводят сразу три крупных организатора: «Эксперт Таун» при поддержке Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) и Регионального общественного центра интернет-технологий (РОЦИТ), «Блэк Фрайдэй» при поддержке Национальной ассоциации дистанционной торговли (НАДТ), также свою распродажу проведет АКИТ, ранее заявившая об отказе от отдельных акций в пользу постоянно действующей площадки распродаж. В отличие от «Черной пятницы», перешедшей частично в онлайн из офлайновых рождественских распродаж в США, «Киберпонедельник» — это массовая скидочная кампания в интернет-магазинах.