«У нас нет ни одной достаточно сильной тренинговой компании...»
Бизнес-бранч «Реального времени» с представителями сегмента бизнес-образования. Часть 1
В кризис компании, занимающиеся бизнес-образованием, призывают работать вместе и консолидировать усилия. Причем с этим согласны как бизнес-тренеры, так и вузы. В условиях экономического спада меняются запросы на бизнес-образование: оно должно становиться короче, конкретнее, ближе к практике и переходить в онлайн. Все более востребованными становятся языки. Тем не менее часто приходится сталкиваться с нежеланием обучаться со стороны владельцев бизнеса и неумением учиться со стороны персонала.
Участники бизнес-бранча:
- Гульнара Айбедуллова — помощник проректора Института экономики, управления и права (г. Казань), директор Института бизнес-образования
- Илья Антонов — директор МЦДО-Линк
- Юлия Бойцова — частный фасилитатор
- Юлия Волкова — генеральный директор «Фактор-П»
- Ринат Габбасов — директор Российского центра исламской экономики и финансов, исламской школы бизнеса
- Ильдус Галимов — директор компании ITEC (обучение за рубежом)
- Мансур Галиханов — первый заместитель директора КНИТУ, ведущий аналитик Центра переподготовки и повышения квалификации преподавателей вузов ИДПО ФГБОУ ВПО «КНИТУ»
- Елена Галиева — директор компании ISpeak
- Максим Гашков — ведущий специалист по работе с индустриальными партнерами университета «Иннополис»
- Мария Егорова — директор компании «Человеческий капитал»
- Алеш Живкович — декан программы магистратуры MSIT SE университета «Иннополис»
- Альбина Калимуллина — заместитель директора Practicum Group
- Галина Маштакова — директор «GMС-консалтинг»
- Ильсур Салихов — руководитель направления по развитию карьеры выпускников юридического факультета КФУ
- Гульнара Сафина — заместитель директора по консалтинговому направлению компании «Бизнес-Инсайт»
- Роман Хабаров — директор компании English First
- Айрат Хасьянов — директор Высшей школы ИТИС при КФУ
- Маргарита Хафизова — генеральный директор компании «Бизнес-Инсайт»
- Гузель Хисматуллина — директор компании «Тимсофт»
- Ольга Чеканина — директор компании Golden Standard
- Ольга Чепарина — заместитель декана по учебной работе КФУ (юридический факультет)
- Оксана Юрьева — заведующий центром бакалавриата КФУ (Институт управления, экономики и финансов)
- Дмитрий Семягин — модератор, заместитель редактора службы новостей интернет-газеты «Реальное время»
Языковая проблема в IT
Дмитрий Семягин: Сегодня наша встреча посвящена бизнес-образованию. Обычно мы даем побольше времени высказаться каждому участнику, но так как сегодня нас много, я предлагаю немного подкорректировать формат: по 5 минут каждому на то, чтобы представиться, рассказать немного о своей компании и высказаться на первую общую тему нашего круглого стола. После этого мы перейдем к отдельным темам бизнес-образования и постараемся обсудить проблемные вопросы и их решения. Первая тема и главный вопрос: «Тенденции рынка: будет ли деловая аудитория больше инвестировать в образование?»
Максим Гашков: Добрый день, коллеги. Мы сегодня вдвоем, но основной докладчик — это Алеш Живкович. Он является руководителем магистратуры по направлению «управление разработкой программного обеспечения» университета «Иннополис», я работаю в управлении развития университета, и я помогу Алешу с переводом.
Алеш Живкович: Простите, что по-английски. Я руковожу одной из магистерских программ университета «Иннополис», которая называется «управление разработкой программного обеспечения». Задача этой программы — помочь всей российской IT-отрасли работать более эффективно. Мы занимаемся тем, что обучаем ребят, которые были разработчиками, управлять разработками. Здесь в том числе мы будем поднимать вопросы финансов: как с помощью образования повысить доход компании — внедрение более грамотных IT-решений помогает оптимизировать бюджет компании.
Целевая аудитория нашей магистерской программы — это не те ребята, которые только что закончили бакалавриат, это люди, уже имеющие опыт работы в IT-компаниях до трех лет, имеющие четкое представление, как выглядит реальная работа и зачем им следующее образование. Длительность магистратуры также сильно отличается от той, которая принята в России, — это не два года, а 12 месяцев, три семестра. Все обучение очень практико-ориентированное, весь процесс образования направлен на то, чтобы дать очень конкретные практические инструменты, которые они сразу же смогут применить, вернувшись в свою компанию или найдя новую работу. Первый семестр — это теоретическое обучение, а во второй и третий параллельно с учебой проходит работа над реальным заказом реальной компании. Ребята работают командами от четырех до шести человек над созданием IT-решения, которое потом будет интегрировано в продукт IT-компании.
Большая часть преподавателей магистерской программы — иностранцы. Собственно, две трети всех преподавателей университета «Иннополис» тоже иностранцы — профессора из топ-100 мировых вузов. Все обучение проходит на английском языке, и с одной стороны, это преимущество для наших студентов. С другой стороны, это большой вызов для нас, потому что, помимо работы со студентами, мы также предлагаем краткосрочные программы обучения как дополнительное образование для бизнеса, а бизнес, как правило, не очень хорошо говорит на английском языке. Программы, которые мы предлагаем, — для топ-менеджмента и менеджмента среднего звена, то есть тим-лидеров, архитекторов, менеджеров IT-проектов. То есть, помимо того, что мы должны адаптировать их к условиям российского IT-рынка, мы еще решаем и языковую проблему.
Алеш Живкович: «Все обучение проходит на английском языке, и с одной стороны, это преимущество для наших студентов. С другой стороны, это большой вызов для нас, потому что, помимо работы со студентами, мы также предлагаем краткосрочные программы обучения как дополнительное образование для бизнеса, а бизнес, как правило, не очень хорошо говорит на английском языке»
Семягин: Я попрошу вас все-таки сказать два слова о тенденциях, и дадим слово другому участнику. В 2016 году в условиях кризиса наверняка произошли какие-либо изменения.
Живкович: В IT-сфере в России ощущается острая нехватка квалифицированных кадров, и поэтому одной из задач, которую мы ставим перед собой, а федеральное Министерство связи и массовых коммуникаций ставит перед нашим университетом, — это как можно быстрее готовить высококвалифицированные кадры. С другой стороны, в условиях санкций и политической ситуации, в которой сейчас находится страна, заметно очень четкое решение государства переходить на отечественный софт, отечественное оборудование. Мы в том числе должны участвовать в разработке этого софта и подготовке людей, которые могут это сделать. При этом мы должны двигаться очень быстро, но, как вы прекрасно понимаете, образовательные процессы не всегда можно решить за год.
«Чем быстрее мы поймем, что происходит в малом и среднем бизнесе, тем лучше этот год будет для нас»
Гузель Хисматуллина: Доброе утро. Меня зовут Гузель, я являюсь директором компании «Тимсофт». Если коротко, компания уже 10 лет занимается тренингами, мы работаем со средним и малым бизнесом. Мы проводим тренинги краткосрочного обучения, менее чем за 72 часа. С другой стороны, у нас есть детский департамент, который занимается детскими программами, я об этом тоже немного скажу. И у нас есть департамент командообразования, где мы занимаемся формированием команд.
В том году мы собрались 11 января и говорили о том, что год будет непростым, но мы хотим, чтобы год был для нас успешным. Подводя итоги, работали мы очень интенсивно, не было сезонности, не было спадов. Но с другой стороны, я не думаю, что будут больше инвестировать в краткосрочное образование — дай Бог, чтобы держалось на том уровне, который есть сейчас. Это было бы замечательно. Если мы говорим о среднем и малом бизнесе, надо сказать, что все программы, ориентированные на получение конкретного результата конкретным предпринимателем, будут востребованы. Потому что как бы то ни было, проблемы у них есть, будут, и их надо решать. Ключевая тема — вопрос удержания и привлечения клиентов. Все, что будет на это работать, с моей точки зрения, будет востребовано.
Я математик-аналитик по первому образованию, и сейчас понимаю, чему меня учили в университете 40 лет назад, — прикладной математике. Бизнес-образование, с моей точки зрения, станет в этом году прикладным. Чем более прикладным оно будет — под задачи конкретного бизнеса, тем устойчивее будет компания и отрасль. Например, когда мы работаем с детьми — а детское направление у нас очень хорошо идет, — это для нас большая перспектива, мы учим тому, чему не учат в школе. Их не учат сдавать ЕГЭ — научите. И так далее. Поэтому если бизнес-образование будет создавать программы, которые направлены на решение конкретных задач, и чем лучше она будет ориентирована на решение, тем устойчивее у тебя будет год.
Однозначно, важно онлайн-образование. А те, кто занимаются IT-сферой, — рулят. К сожалению, это проблема не только российская, но и общемировая. У нас в компании такого направления нет, хотя надо бы задуматься об этом.
В общем, мое мнение такое: чем быстрее мы поймем, что происходит в малом и среднем бизнесе, чем быстрее начнем предлагать конкретные, ограниченные по времени решения, тем лучше этот год будет для нас, и мы сохраним доверие бизнес-сообщества.
«Хотелось, чтобы тренинг ставил конкретные опыты, которые дают в бизнесе результаты, и позволял открывать нестандартные решения»
Ольга Чеканина: Добрый день, коллеги, меня зовут Ольга Чеканина, я директор тренинговой компании «Голден Стандарт». Очень приятно видеть коллег, которые уже не первый десяток лет на рынке, знакомые лица. Наверное, ситуация с бизнес-образованием, может быть, еще связана с тем, что за 12-15 лет тренинговые компании тоже испытывают изменения, связанные с тем, что бизнес так или иначе меняется. Я бы хотела пожелать всем нам, чтобы это было источником новых идей, нового роста.
Мы также занимаемся управлением компании, управлением бизнеса, управленческими тренингами для руководителей среднего звена, продажами — классический набор.
По поводу тенденций рынка и новых продуктов. Здесь, на мой взгляд, очень интересная ситуация, связанная с тем, что тренинги, заточенные на результат, дают эффект. С этим трудно не согласиться. Но, к сожалению, эффект краткосрочный. Есть какая-то острая проблема — ее решили, но она не решает проблему как систему — то, с чем обращается клиент. Поэтому наряду с тренингами, заточенными на результат, в будущем будут востребованы тренинги именно на системное видение. Потому что аналитика и сбор информации о компании в режиме подведения итогов месяца не отвечает тенденциям сегодняшнего дня. Важно иметь такие данные о компании, которые бы позволяли строить прогноз, что будет дальше. Обучение руководства и топ-менеджмент тому, как построить систему, по каким показателями отслеживать — аналитике, которая помогала бы быстро принимать решения, действительно рулить компанией, а не просто быть статистами. Поэтому второе направление — это как раз управление бизнесом для топ-менеджеров, построение систем. Все, что связано с увеличением прибыли, как на это повлиять, мне тоже кажется, будет актуально, и топ-менеджмент с удовольствием вкладывает в это деньги — и в личное обучение даже с большим удовольствием, нежели в персонал.
Ольга Чеканина: «Направление, которое мы видим и чему мы радуемся, — очень много руководителей малого и среднего бизнеса начинают задумываться не только о стимул-реакции, но и о миссии, видении и управлении на основе ценностей»
Третье направление, которое мы видим и чему мы радуемся, — очень много руководителей малого и среднего бизнеса начинают задумываться не только о стимул-реакции, но и о миссии, видении и управлении на основе ценностей. Конечно, хочется вспомнить классика, который говорил, что кадры решают все, и действительно, человеческий ресурс, воспитание на осознанности, а не на страхе — это мечта любого руководителя. И здорово, что те, кто с низов дорос до управляющего бизнесом, все больше и больше к этому обращаются: как сделать мотивированную команду, которая движет компанию вперед. И хотелось бы, чтобы коуч все больше прививался руководителям нами, тренинговыми компаниями, как инструмент развития себя, развития бизнеса в целом.
Мне очень понравилась идея тренинг-лаборатории в Москве — это какие-то опыты, замеры, открытия. Вот, очень хотелось, чтобы тренинг ставил конкретные опыты, которые дают в бизнесе результаты, и в то же время позволял исследовать и открывать новые нестандартные решения. Спасибо.
«Очень хотят обучать быстро»
Маргарита Хафизова: Добрый день, мы представляем «Бизнес-Инсайт», я директор тренинговой компании. На рынке мы 15-й год, основные наши направления — это предоставление консалтинговых услуг собственникам бизнеса, топ-менеджерам. Профиль нашей деятельности такой, что мы в первую очередь обучаем руководителей. Как правило, мы делаем это на основе оценки компетенций. Если говорить о тенденциях рынка, мы не чувствуем падения спроса, скорее ассортимент запрашиваемых услуг немного изменился. Больше спрос на системное обучение, а не на разовое. Больше спрос на постановку регулярного менеджмента как системного явления.
Если говорить о том, чему больше хотят обучать — то как раз реакции на изменения. Вы видите, что мир меняется очень динамично. Заказчик хочет получить конкретные результаты и ставит теперь задачи в измеримых величинах, он предъявляет определенные требования к качеству нашего обучения. Еще одна тенденция, о которой стоит говорить — здесь я поддержу коллегу из Иннополиса, — очень хотят обучать быстро. В этом смысле краткосрочное образование позволяет решать конкретные задачи организации.
Что касается спроса, то сейчас возрастает спрос на подготовку кадрового резерва. Большинство коммерческих организаций стараются снизить риски и иметь запас управленческого потенциала, чтобы быстро среагировать на происходящие изменения.
Гульнара Сафина: Меня зовут Сафина Гульнара, я заместитель директора по консалтинговому направлению «Бизнес-Инсайт». Нужно сказать, что здесь коллеги из разных сегментов бизнес-образования, мы представляем сегмент рынка с точным образованием. Я более 10 лет работала в качестве директора по персоналу в крупных компаниях, и работа в нашей компании позволяет мне четко понимать, что требуется директорам компаний, собственникам с точки зрения развития бизнеса. Работа с клиентами — это всегда тандем. Невозможно привести кого-то, он обучил, и все вдруг наконец-то заработало. Это возможно только при совместной работе, четком распределении обязанностей, ответственности. Чуть-чуть дополню коллегу. Действительно, спрос, по нашему впечатлению, изменился. Если буквально 2-3 года назад больше учились банки, розница…
Хафизова: И в основном продажники. Сейчас профиль совершенно другой.
Сафина: Сейчас учится достаточно много IT-компаний, очень актуальным стал сегмент услуг. Среди тенденций — в силу того, что кризис, нужно экономить, клиенты запрашивают не только обучение, но и оценку. Потому что она позволяет оценить рамки компетенций, более точно выстроить программу обучения, позволяющую получить больший результат. Если кратко, то это все.
«Появилась требовательность заказчиков к качеству результата работы с тренинговыми компаниями»
Юлия Бойцова: Меня зовут Юлия Бойцова, я представляю московскую консалтинговую компанию «Имидж Персонал». На первый вопрос про то, как повлиял кризис, ничего не могу сказать, поскольку я новичок на этом рынке и, соответственно, много что начинается. На вопрос о том, почему вообще я вышла на рынок и что мы хотим, наше управление консультации очень известно в Москве, слабая информированность в регионах России, в том числе в Татарстане. Поэтому мы видим, что у нас, несмотря на кризис, рынок существует.
Существует такая тенденция, что московские тренеры и компании смотрят теперь на регионы и чаще в них выезжают. Это для рынка Татарстана говорит о том, что мы можем конкурировать не только друг с другом, но и с Москвой — с теми, кто работает по всей стране, скажем так.
Хафизова: А может быть, сотрудничать?
Бойцова: А можно сотрудничать. Я вот сотрудничаю. Что я еще вижу — на рынке начинается некое разделение на устойчивые крупные тренинговые компании и фрилансеров. Фрилансеры, соответственно, специализируются на каком-то отдельном направлении и могут сотрудничать по каким-то проектам. Крупные компании имеют материальные, человеческие возможности и опыт, чтобы оказывать клиенту полный комплекс услуг. Потому что, например, я вижу, когда клиенты приходят, они спрашивают: «А что еще, а что еще?» Начинаешь с одного, а реально заканчиваешь другим. На самом деле люди ищут, чем тренер может реально помочь их бизнесу.
Юлия Бойцова (в центре): «Появилась некая требовательность заказчиков к качеству результата работы с тренинговыми компаниями. Люди хотят за более короткий срок получить лучший результат. Им нужно четко понимать, что они получат в конце»
Соглашусь с тем, кто выступал раньше, что появилась некая требовательность заказчиков к качеству результата работы с тренинговыми компаниями. Люди хотят за более короткий срок получить лучший результат. Им нужно четко понимать, что они получат в конце. Также я заметила тенденцию, что компании стараются рекомендовать обучение за счет самих сотрудников, и он уже сам решает, платить ему за обучение или нет. У нас появилась необходимость убеждать и сотрудника, и организацию, что нужно с нами работать. Тенденцию от очного обучения к онлайн я тоже заметила — часто вижу это в компаниях, где распределены команды, и корпоративные тренеры сосредоточены не на том, чтобы ездить и очно обучать, перед ними стоит задача развития онлайн-форматов. От очного люди стараются уходить, чтобы сэкономить бюджеты на этих командировках. На этом, наверное, все.
«Перетягивание специалистов для «Алабуги»
Галина Маштакова: Добрый день, я по-прежнему являюсь директором компании «GMС-консалтинг», также занимаю должность первого заместителя директора Высшей школы государственного муниципального управления. Мы одна из немногих компаний, которая сочетает работу с госсектором и с крупным бизнесом. И если говорить про 2015 год, он для нас был успешным. Объемы выросли на 50%, хотя планировали всего на 20%: увеличилось присутствие крупных компаний, а не доля госсекторов. Как раз о чем уже говорили коллеги — это большей частью производственные компании, добывающие — то, что относится к реальному сектору экономики.
Несколько слов о том, что мы делали в 2015 году и что планируем в 2016-м. Мы компания, которая предоставляет услуги по софт-скиллзу — это тренинги навыков, в основном управленческих, в продажах мы работаем все меньше и меньше. На самом деле, формат самих тренингов стал намного короче. В чем мы действительно приросли, и, наверное, буду призывать к этому своих коллег — мы сейчас не просто оттачиваем навыки, что полезно для конкретного сотрудника конкретного отдела, мы способны на сегодняшний день, работая на стыке, видеть ситуацию в целом. Мы видим ситуацию за пределами отдела, за пределами самой организации, за пределами отрасли и за пределами Республики Татарстан. Участвуя в проектах вне Татарстана, мы можем давать некую экспертную позицию, что направляет самих сотрудников и руководство компании. Конечно, мы выходим с системными решениями и с системным видением того, как можно развиваться самой компании или организации.
Основной акцент, на который мы сейчас обращаем внимание, — это привлечение, удержание и развитие человеческого капитала. Мы сейчас говорим не о персонале, а о глобальных решениях для Республики Татарстан. В апреле была принята стратегия республики, в которой значится, что Татарстан должен стать магнитом для лучших.
Помимо тех двух позиций, которые я занимаю, есть еще третья — это руководитель ресурсного центра «Алабуга». Если говорить про особую экономическую зону, к 2016 году у нас должно быть 16 тыс. работников. Сейчас мы имеем 5 тыс. человек. В Елабуге мы их с вами не возьмем, в Челнах тоже, потому что переток уже произошел. Поэтому мы вместе с вами и рекрутинговыми компаниями будем перетягивать специалистов и встраивать их в наш менталитет, в нашу корпоративную культуру организаций, в те компетенции, которые необходимы.
На мой взгляд, если говорить о тенденциях 2016 года, стало важно не только системное видение для самих организаций и системное видение для нас, но и краткосрочность обучения. На самом деле, я вижу решение в объединении усилий. Я, как руководитель тренинговой компании, на сегодняшний день не готова вкладываться в приращение дополнительных компетенций для тренеров. Они просто через какое-то время «разорвутся»: коучингу обучили, тренингам обучили, фасилитации сейчас будем обучать. Но стать хорошим специалистом во всем невозможно. Эти 10-15 лет нашего совместного сосуществования на рынке нам позволили занять свою нишу, но у каждого из нас есть клиенты, которым необходимы компетенции других тренинговых компаний. В позапрошлом году нам удалось объединить ресурсы рекрутинговой компании и на территории особой экономической зоны работать «в одно окно».
На самом деле, у нас сейчас нет цели конкурировать, потому что задач так много, что в одиночку мы с вами не справимся. На Гайдаровском форуме выступал один из представителей Совета безопасности Евросоюза, она отметила, что у нас нет ни одной сильной страны, которая способна развиваться и продвигаться абсолютно самостоятельно. То же самое я могу на сегодняшний день сказать о тренинговых компаниях и муниципальных образованиях республики. У нас нет ни одной достаточно сильной тренинговой компании, которая могла бы в одиночку развиваться и продвигать собственные услуги. На моя взгляд, тенденция 2016 года — это объединение усилий. Мы уже обсуждали это со многими присутствующими — где каждый из нас мог бы быть хорош и полностью проявил все свои компетенции и наработки.
Нам нужны IT-решения и обучение топ-менеджеров в этой сфере, потому что мы сейчас совместно с министерством информатизации и связи обсуждаем, как это должно быть в госсекторе. Когда мы говорим про систему эффективности, нам не обойтись без нормальных IT-платформ даже при наличии электронного документооборота. Это можно сказать и о тимбилдинге, который необходим для всех команд, то же самое можно сказать о тренингах софт-скиллз как для рядовых сотрудников, так и для руководителей, о проведении стратегических сетей — у нас есть специалисты, у нас есть повышение квалификации, и этого тоже никто не отменял. Здесь мы также будем прирастать компетенциями, но делать это вместе. Мое пожелание в 2016 году — объединять усилия, потому что возможностей и задач для нас будет достаточно.
«Программы дистанционного обучения оказываются весьма своевременными»
Мансур Галиханов: Добрый день, я представляю Казанский национальный исследовательский университет, институт дополнительного профессионального образования. Наш вуз ведет обучение по следующим направлениям: химия, нефтехимия, машиностроение, технологическое оборудование, автоматизация, метрология, легкая пищевая промышленность, ну и экономика, управление, социальное, технология. Если брать основное образование, наш университет — один из вузов, который прирастает бюджетным образованием.
Если брать то, чему посвящена наша сегодняшняя встреча, — это второе высшее образование, профессиональная переподготовка, повышение квалификации, тренинги, мастер-классы. Тут мы тоже постоянно растем. Львиная доля наших программ касается технологического направления для промышленных предприятий и госкорпораций: «Газпром», «Сибур», «Нижнекамскнефтехим», Камский кластер и так далее.
Если брать тенденции 2015 года, то здесь стоит отметить следующее. Первое: все больше повышение квалификации и профессиональную переподготовку заказывают крупные корпорации. Это, может, связано со все большим количеством профстандартов. Вторая тенденция: средние и малые предприятия стараются заказывать программы по повышению квалификации за счет привлеченных средств, через государственные программы финансирования, программы помощи малому и среднему предпринимательству. Третья тенденция: стало все больше обращаться частных лиц. Сами люди чувствуют потребность смены профиля деятельности, смены организации, предприятия. В основном, повторюсь, это касается технологических программ.
15-20% всех наших программ касаются повышения квалификации в области экономики, бизнес-планирования, менеджмента. Здесь многие докладчики об этом говорили и, думаю, еще будут говорить — сетевое взаимодействие. Мы со многими общаемся, привлекаем к нашим программам.
Хотелось бы немного упомянуть о дистанционном образовании. Известно, что компании, с одной стороны, хотят лучше обучить своих работников, с другой стороны — отпускать их на два дня, неделю или две недели никуда не хотят. Получается так, что обучают тех, кто сейчас не нужен. Поэтому программы дистанционного обучения оказываются весьма своевременными. При этом у нас технологические дисциплины, поэтому, чтобы получить квалификацию, нужно что-то сделать руками. Поэтому онлайн-связи — не совсем то, что нужно. С другой стороны, сейчас есть множество программ, в том числе и у нас в стране, которые позволяют моделировать те или иные технологические процессы. Развитие дистанционных образовательных технологий очень важно и перспективно, поэтому крупные корпорации типа «Газпрома» вкладывают свои средства в развитие таких технологий в нашем вузе.
Ильдус Галимов: «В нашей сфере есть зависимость от курса валюты, поскольку все наши программы в долларах и евро. Если смотреть на тенденции — клиентов убавилось, это однозначно. Сейчас те, кто смотрят, выбирают страны подешевле»
«Сейчас выбирают страны подешевле»
Ильдус Галимов:Добрый день, я являюсь директором казанского офиса ITEC. ITEC– это одна из ведущих компаний по образованию за рубежом, в этом году ей исполняется 20 лет. Мы представляем ведущие вузы мира в России, среднее образование, языковые курсы, каникулярные программы, зачисляем студентов на бакалавриат, магистратуру, MBA в престижные зарубежные университеты. Также очень тесно сотрудничаем с министерством образования в рамках реализации гранта «Алгарыш». Являемся также аккредитованным агентством гранта «Глобальное образование», которое сейчас реализует «Сколково», а также занимаемся научными стажировками для университетов и всевозможными организациями. В частности, сейчас тесно сотрудничаем с КНИТУ. В том году реализовали совместный проект по полимернефтехимии, в этом году тоже уже есть заявки, с которыми мы работаем.
В нашей сфере есть зависимость от курса валюты, поскольку все наши программы в долларах и евро. Если смотреть на тенденции — клиентов убавилось, это однозначно. Сейчас те, кто смотрят, выбирают страны подешевле. Если раньше смело останавливались на Швейцарии, США, Англии, то сейчас также рассматривают Малайзию, Сингапур, Китай — те страны, которые дают образование по более приемлемым ценам. Мы в принципе готовы к сотрудничеству со всеми, также с тренинговыми агентствами — может быть, создать совместный проект за рубежом.
«Языки стали востребованнее»
Елена Галиева: Я представляю федеральную сеть языковых школ ISpeak. Какие изменения на рынке заметили мы. 2015-й, кризисный год показал нам, что языки стали намного востребованнее. Есть как частные лица в заказчиках, так и корпорации. Больше внимания собственники бизнесов и руководители стали уделять личному образованию и в какой-то степени меньше персоналу. Если раньше нужен был бизнес-английский, то в 2015 году популярностью пользуются различные языки: начиная от арабского и корейского, заканчивая чешским. Очень много люди вкладываются в свое обучение.
Елена Галиева: «Если раньше нужен был бизнес-английский, то в 2015 году популярностью пользуются различные языки»
По поводу конкретных запросов заказчиков: как уже говорили коллеги, заказчикам нужен конкретный прописанный результат. Я не могу сказать, что в 2015 году мы уменьшились, наоборот, расширились, открылись в Казани. Довольны всеми изменениями на рынке.
«Университет может быть прекрасной площадкой для бизнес-тренеров»
Айрат Хасьянов: Здравствуйте, меня зовут Хасьянов Айрат, я представляю Казанский федеральный университет. Нам 211 лет, и за это время кризисы на нас сказались не сильно, слава Богу. В КФУ я являюсь директором высшей школы информационных технологий и информационных систем. Наш факультет обучает программам на уровне бакалавриата, магистратуры, аспирантуры и докторантуры. Для бизнеса, наверное, наиболее актуальны наши краткосрочные программы: в области управления проектами, в области IT, в области предоставления сервиса, в области разработки IT-стратегии организации и другие. Ну и, наверное, наши магистерские программы: в области разработки архитектуры программного обеспечения и вторая программа — госуправление проектами.
Несмотря на то что вы знаете о КФУ, я все-таки скажу несколько слов об университете. В этом году КФУ вошел в 300 лучших университетов в рейтинге Times — это большое достижение для России, потому что туда входят всего пять отечественных университетов. Наш там оказался в числе первых. Так что мы в общем-то можем говорить о том, что в России есть образование мирового уровня.
Что я думаю о тенденциях: мне кажется, что нам, коллегам, кризис дает определенные возможности. В китайском языке слово кризис состоит из двух иероглифов — это «проблема» и «возможности». Как образование — это то, что позволяет решать старые проблемы новыми возможностями. Я думаю, что именно в период такого рода финансового кризиса, когда материальные активы обесцениваются, люди будут больше вкладывать в нематериальные активы: повышение собственного профессионального уровня, личное развитие и развитие кадрового потенциала, потому что все кризисы так или иначе заканчиваются. Когда закончится этот кризис, победителем станет тот, у кого будет наибольший потенциал, а как коллеги правильно сказали, кадры решают все — эта фраза вообще принадлежит Сталину. Поэтому я считаю, что будут вкладываться, и вкладываться, скорее всего, будут люди думающие, анализирующие.
Айрат Хасьянов: «Именно в период такого рода финансового кризиса, когда материальные активы обесцениваются, люди будут больше вкладывать в нематериальные активы: повышение собственного профессионального уровня, личное развитие и развитие кадрового потенциала»
Как заметили коллеги, профиль тренингов изменился. Это действительно так, потому что сейчас в образование будут вкладываться целенаправленно, потому что это в будущем людям даст некое конкурентное преимущество. Профиль тренингов будет меняться и становиться менее тривиальным, направленным на достижение каких-либо долгосрочных перспектив. Было упомянуто, что тренинги будут включать некую исследовательскую составляющую, и это действительно так, потому что любой тренинг рассчитан на некую точку в будущем, которая на данный момент непонятна.
Здесь университет может быть прекрасной площадкой для вас, коллеги, для экспериментов, для поиска совместных новых программ. Там, где у вас собственных ресурсов не хватает, мы их найдем точно: у нас 9 тыс. сотрудников и 50 тыс. студентов. И еще: мы в этом году открыли образовательную лабораторию Rub90 совместно с компанией Level90 Айнура Абдулнасырова. Конкретно в высшей школе ИТИС мы занимаемся исследованием применения информационных технологий в области образования. Когда вы просто показываете презентацию в Power Point, это не использование информационных технологий, на самом деле возможностей гораздо больше. И качественный скачок, который может дать применение информационных технологий, на самом деле значительно больше, чем мы пока с вами часто наблюдаем. Поэтому здесь я тоже вижу некую перспективу, где вы можете стать постановщиками задач, а мы можем придумать для вас новые инструменты, которые помогут решить эти задачи. Так что я думаю, что кризис для нас с вами открывает новые перспективы.
Оксана Юрьева: Я, как и мой коллега, представляю Казанский федеральный университет, институт управления, экономики и финансов. В нашем институте обучается порядка 8 тыс. студентов — это 6 тыс. бакалавров и 2 тыс. магистров. Если говорить о кризисе, то я не очень согласна с коллегой, потому что сложная экономическая обстановка все-таки сказывается на деятельности университета. В частности, на нашем направлении. В этом году в Татарстане на 3 тыс. меньше выпускников, и мы испытываем трудности при наборе абитуриентов. Затем, у университета достаточно высокая стоимость обучения, если сравнивать нас с другими вузами в Татарстане. Это также является определенным барьером при наборе студентов. Если говорить о том, как мы видим свою дальнейшую деятельность, я представляю и руковожу центром бакалавриата, и хотя университет является альма-матер фундаментальных знаний, сегодня мы вынуждены с учетом изменений ориентироваться на прикладной бакалавриат. Сегодня мы открываем это направление, начинаем очень плотно сотрудничать с работодателем, мы его очень долго ждали в университете, не дождались и решили все-таки сами к нему пойти. Сейчас мы начинаем выстраивать свою деятельность по сокращенным программам, хотим открыть трехлетний бакалавриат для того, чтобы занять в Татарстане эту нишу.
Оксана Юрьева: «Сейчас мы начинаем выстраивать свою деятельность по сокращенным программам, хотим открыть трехлетний бакалавриат для того, чтобы занять в Татарстане эту нишу»
Говоря о магистратуре, замечу, что она тоже развивается, но существуют и определенные сложности с приемом. Как раз этому направлению отводится особое место: магистратура и заочное образование сейчас получают намного больше бюджетных мест. Как следствие, мы предлагаем различные виды образования второго уровня, также у нас есть международные программы, которые преподаются на английском языке. Но, к сожалению, наши студенты очень слабо владеют английским языком, и мы сейчас привлекаем ваши компании для взаимодействия на этом поле. Наши студенты ориентированы на то, чтобы получить не только основное образование, но и дополнительное. Если вы предложите конкурентные по стоимости программы, то они были бы заинтересованы в получении этого образования. Конечно, у нас есть дополнительное образование, но это не основное наше направление. Так как мы готовим экономистов, то, как правило, мы преподаем бухучет, финансовые направления.
«Когда в Татарстане проводился ЧМ, у нас был поток людей и мы перевыполняли свои показатели на 200%»
Роман Хабаров: Добрый день, меня зовут Роман Хабаров, я являюсь директором English First. На рынке мы находимся больше 50 лет, это международная компания, мы из Швеции. В Казани мы находимся уже четыре года. Открывались к Универсиаде. Совместно с правительством Татарстана мы развивали и продолжаем развивать онлайн-программы по изучению татарского языка. Мы были главным поставщиком услуг на чемпионате мира по водным видам спорта, поэтому 2015 год для нашей компании прошел очень успешно. Когда в июле-августе в Татарстане было очень много туристов и проводился ЧМ, у нас был поток людей и мы перевыполняли свои показатели на 200%, потому что люди хотели учить язык и приходили к нам.
Что касается кризиса. Я не очень люблю это слово. Для нас это также момент возможностей, когда нужно немного перестроить свою работу. Но люди все равно продолжают учить английский язык. В момент кризиса произошли изменения в составе групп, которые к нам приходят. Стало больше руководителей бизнеса и студентов. Студенты из представленных здесь университетов учатся у нас в большом количестве. Будем рады предложить что-то еще, чтобы еще больше людей обучалось английскому языку. Также хотел порадоваться тому, что коллегами было очень много сказано про онлайн-обучение. 50% обучения в нашей компании происходит на онлайн-платформе, что позволяет человеку учиться в любой точке мира. Это же позволяет общаться с преподавателями и студентами со всего мира. Будем рады сотрудничеству, всех приглашаем в гости.
«Некоторые виды юридических профессий в будущем окажутся не нужны за счет информатизации и автоматизации»
Ильсур Салихов: Я также представляю Казанский федеральный университет, работаю на юридическом факультете, руковожу программой профессионального мониторинга и развития юридической карьеры. Хотелось бы сказать слова благодарности организаторам мероприятия, потому что особенно для нас, для юристов, присутствие на подобных встречах является несколько нетрадиционным. Я поясню, что имею в виду.
В двух словах о юридическом факультете. Айрат Фаритович очень хорошо представил университет, о юридическом факультете, думаю, вы также наслышаны. Нам сейчас легко, потому что мы лучший факультет в университете, без лишней скромности, нам быть лучшими легко, потому что мы единственный факультет в университете, остальные все — институты. Я не буду много говорить о факультете, здесь дополнительные слова могут быть лишними.
Для меня оказалась некоторой неожиданностью задача оценить тенденции. Я сейчас попробовал сделать некий экспромт, без какой-то серьезной исследовательской части, с учетом того, что мне на факультете доверили занятие такой интересной функцией, предполагающей мониторинг рынка, оценку его тенденций. Какие проблемы мы имеем в сфере юридического бизнеса, какие плюсы, минусы?
Начнем с минусов. Мы сегодня имеем перенасыщение рынка лицами с юридическим образованием. Причем сегодня говорят о том, что реальных специалистов мало, а с юридическим образованием — много. Причина очевидна: кто-то говорит о смене парадигмы «бакалавр-магистр», кто-то говорит о том, что сегодня присутствует диссонанс образовательных стандартов, неких юридических традиций, сложившихся особенно в высшей юридической сфере. С другой стороны — потребность быстроразвивающейся экономики, бизнеса, смена экономической концепции. Также мы видим, что зачастую работодатель неспособен дать адекватную оценку качеству юридического образования и потенциала соответственно. Иногда он просто не может сформулировать, что ему, собственно, от юристов нужно.
С другой стороны, мы видим интересную тенденцию. В целом ее можно оценить положительно: это автоматизация и информатизация бизнеса и госуправления. Сегодня говорят о том, что некоторые виды юридических профессий в будущем окажутся не нужны за счет информатизации и автоматизации. Мы также видим сокращение юридических штатов в финансовой секторе — в банковской сфере, в страховых компаниях. Нарастает и формируется кризис доверия к государственным институтам, что тоже сказывается на позиции юристов в обществе и на качестве их подготовки.
Ильсур Салихов: «Все чаще на наших академических и методических совещаниях звучат идеи о том, что пора отходить от концепции «лектор — говорящий учебник» и внедрять концепцию лидерства, где лектор — это наставник, лидер, вдохновитель»
О плюсах. Во-первых, юридическое образование в условиях кризиса начинает переосмысливаться. Все чаще на наших академических и методических совещаниях звучат идеи о том, что пора отходить от концепции «лектор — говорящий учебник» и внедрять концепцию лидерства, где лектор — это наставник, лидер, вдохновитель. Не знаю, как в других профессиях, но по отношению к нашей это крайне важно, потому что юристы занимаются управлением на высоком нормативном уровне. С другой стороны, в юридической сфере все-таки стабильность присутствует, и во время кризиса мы наблюдаем некое перетекание. Если раньше мы видели потребность в юристах, сопровождающих финансовые процессы, то сегодня у нас повышенный конкурс на следователей, прокуроров, на юристов, которые специализируются на арбитражном управлении. То есть у нас происходит такое перетекание, но в целом конкурс высокий, так что в этом смысле мы не жалуемся, как бы не сглазить.
На сегодня IT-сфера взрослеет. До сегодняшнего дня можно было позволить такие громкие фразы, как правовой нигилизм, а постепенно, по мере взросления бизнеса, возрастает и цена вопроса. Участники рынка становятся заинтересованными в цивилизованном регулировании рынка, в правовых институтах, потребители становятся более грамотны, и, соответственно, возникает повышенный интерес в этой сфере. Мы готовы сделать в этом направлении адекватное предложение, и это для нас очень позитивный тренд. Также мы отмечаем положительную динамику на юридическое образование, она сохраняема, и стабильность, безусловно, является плюсом.
«Мы активно взаимодействуем с тренинговыми компаниями, чтобы понять, что представляет из себя портрет качественного юриста»
О чем в этих ситуациях думает юридический факультет и почему мы так рады были оказаться сегодня здесь. На факультете относительно недавно, буквально полгода назад, была инициирована программа профессионального мониторинга развития юридической карьеры. Перед этой программой стоит задача переосмыслить с точки зрения профессиональных характеристик, что такое юрист. Мы придумали категорию «эффективный юрист» и хотим наполнить ее реальным содержанием, чтобы она была понятна, в частности, и для всех участников рынка. Поэтому мы сегодня активно взаимодействуем и с тренинговыми компаниями, с ассоциацией кадрового менеджмента, чтобы, в частности, просто на методологическом уровне для себя понять, что представляет из себя портрет качественного юриста в целом и в преломлении конкретных специальностей. Мы сегодня работаем в системе мониторинга, который позволит нам отслеживать подготовку специалистов таким образом, чтобы в конечном счете помимо традиционного диплома, который, к сожалению, на сегодняшний день утрачивает свое значение, мы могли представить более комплексную характеристику, в частности, и для работодателей.
Мы сейчас работаем над тем, чтобы не только нашим студентам, но и юристам, которые закончили юридический факультет, предлагали такие программы совместно с тренинговыми центрами, которые позволили бы восполнить этот большой недостаток в образовании. В течение 6 лет мы готовим юристов по учебному стандарту и не ставим перед будущими работниками таких вопросов, когда они сами понимают, что от них, оказывается, требуют базового представления о тайм-менеджменте, о той же самой концепции лидерства. То есть нужны специалисты, которые, как ячейка, встраивались бы в общую систему бизнеса.
Ильсур Салихов: «Мы очень хотим, чтобы наши юристы были высокоэффективными сотрудниками, но понимаем, что в Татарстане мало кто профессионально занимается построением юридических служб на предприятиях — это такая terra incognita»
Поэтому мы видим большой потенциал в сотрудничестве с тренинговыми компаниями. У нас сформирован серьезный задел с компанией GMS, я надеюсь, мы будем его развивать. Остальных участников рынка также приглашаю к этим начинаниям. Мы очень хотим, чтобы наши юристы были высокоэффективными сотрудниками, но понимаем, что в Татарстане мало кто профессионально занимается построением юридических служб на предприятиях — это такая terra incognita. Чаще всего юротдел стоит особняком, и его не трогают, потому что считают, что он сам должен у себя разбираться. И кто, как не юридический факультет, должен взять на себя эту часть. Но нам нужен ваш потенциал, ваши знания и умения, поэтому мы приглашаем вас к сотрудничеству. Я просто в диком восторге от нашего общения, большое спасибо вам всем, мы готовы к сотрудничеству, давайте обменяемся контактами и будем работать. Спасибо.
«Мы системно работаем по предоставлению высшего образования — бакалавриата, разрабатываем магистратуру по исламской экономике»
Ринат Габбасов: Я являюсь директором Российского центра исламской экономики и финансов при российско-исламском институте, а также руководителем образовательного департамента ассоциации предпринимателей-мусульман. Российско-исламский институт — это учреждение высшего образования, которое выдает дипломы государственного образца. У нас есть кафедра исламской экономики и управления. Мы выпускаем экономистов с теми же компетенциями, что и федеральный университет, и часто тесно с ним сотрудничаем. Кроме того, у нас есть такая «фишка», как познание в исламской экономике. Мы считаем, что в ближайшем будущем такая новая экономическая парадигма, как исламская экономика, будет очень востребована в результате кризиса. Причин кризиса несколько, но самая важная — расточительный характер экономики. Мы предлагаем альтернативу этому расточительству — экономика участия, которая на сегодняшний день набирает обороты не только в мусульманских странах, но и в Великобритании, где на сегодняшний день уже 26 исламских банков. Среди других стран — Германия, Австрия. Все происходит настолько быстро, что мы не успеваем публиковать об этом новости.
Сейчас Республика Татарстан является пилотным регионом по реализации исламского банкинга, стратегическую платформу «Россия — исламский мир» возглавляет Рустам Минниханов. И это не просто вопрос времени — уже сейчас необходимы кадры. Мы системно работаем по предоставлению высшего образования — бакалавриата, разрабатываем магистратуру по исламской экономике. Также проводим краткосрочные курсы обучения по исламскому банкингу, страхованию. Также мы выезжаем в регионы и проводим тренинги для предпринимателей, задачи амбициозные — вся Россия. Кроме того, в самом российско-исламском институте есть все возможные формы обучения: очное, заочное, дистанционное.
Ринат Габбасов: «Мы считаем, что в ближайшем будущем такая новая экономическая парадигма, как исламская экономика, будет очень востребована в результате кризиса»
Что касается кризиса, я соглашусь с оптимистичными прогнозами. Возможности на самом деле колоссальные. Во время кризиса происходят большие преобразования. Как вы знаете, Коран был ниспослан в кризисное время, в застой. И первый аят, который был ниспослан, — это «читай, обучайся», это было повторено три раза нашим Пророком. Мы, следуя его пути, считаем, что развитие, образование является главным с идеологической точки зрения нашей религии. А бизнес является двигателем процессов. Без экономики невозможна трансформация общества, и сейчас эта трансформация как раз и происходит.
Я считаю, что мы должны быть в авангарде, и предлагаю вам сотрудничать с нами. Мы сейчас говорим предпринимателям, что в одиночку им не выжить. Во время серьезных перемен мы не можем не учитывать все изменения. Как говорит Брайан Трейси, к 2020 году экономические модели будут изменяться каждые два часа, и к этому нужно приспосабливаться. Потом, различные потребительские кооперации между различными сегментами рынка, холдинговые решения. Сейчас на вершине те, кто смог объединить как денежный капитал, так и производственный, образовательный. Малые формы нежизнеспособны и неконкурентоспособны. Поэтому призываю вас объединяться в благом.
Хафизова: У меня назрел вопрос. Тренинги на татарском кто-нибудь ведет? Я 25 лет мечтаю, когда появятся бизнес-тренеры, говорящие на татарском.
Габбасов: Знаете, мы, например, ездим в Актаныш, в Муслюмовский район, и там приходится автоматически переходить на татарский язык и вести те же тренинги на татарском.
Хафизова: Вы первый тренер, работающий на татарском.
Габбасов: Скажем так, к этому тоже нужно приспосабливаться, потому что там своя терминология.
Хафизова: Да, нужен грамотный татарский язык.
«Поколение, которое сейчас выходит из институтов, не умеет учиться»
Илья Антонов: Добрый день, уважаемые коллеги, я директор международного центра делового образования «Линк». Мы работаем в этой сфере уже 21 год, прожили два кризиса. В 1998 году был коллапс, когда доллар вырос с 6 до 30, а курс вырос с 6 тыс. рублей до 30 тыс. рублей. Пережили, все нормально.
Несколько слов о том, что происходит сейчас. Мы работаем в двух сегментах, и аудитория достаточно разная: на разных рынках мы говорим о разных вещах. Мы работаем по долгосрочным и среднесрочным программам, в том числе MBA. И эти программы сейчас претерпевают существенную трансформацию — люди стали несколько бедней. Поэтому учиться задорого и долго они не хотят. Основной тренд — это онлайн-обучение. Это мы видим и чувствуем. Учиться онлайн стали больше — там есть возможность тот же MBA купить за 20 тыс. рублей, проблем с зарубежным документом нет. Это определенный вызов, тренд, который на протяжении многих лет будет действовать на рынок извне.
Илья Антонов: «Сейчас многие компании хотят, чтобы им помогли произвести изменения, чтобы они были результативными. За это они готовы платить деньги»
Второе направление, по которому мы работаем, — это корпоративный рынок. И там мы видим следующие изменения: соглашусь с коллегами, компаниям не нужно провести обучение, добиться вау-эффекта и через несколько месяцев забыть об этом. Сейчас многие компании хотят, чтобы им помогли произвести изменения, чтобы они были результативными. За это они готовы платить деньги. Если ты не способен эти изменения сопроводить и реализовать, то, наверное, в ближайшем будущем твоя доля рынка будет сужаться. При этом, на мой взгляд, существует ряд проблем. Во-первых, это уровень квалификации наших руководителей — многие не готовы изменяться, но готовы заплатить деньги со словами: «Сделай так, чтобы все было хорошо, и меня, главное, не трогай». К сожалению, так не получается, поэтому вопрос повышения квалификации руководителей будет в ближайшее время важен. В первую очередь меняться должны руководители и собственники.
Второй тренд — это поколение, которое выходит из институтов, по крайней мере на наших среднесрочных тренингах не умеет учиться. То есть если люди, которые в 98-м закончили институты, могли спокойно днем работать и ночью учиться, нынешне поколение не может учиться, и пока я не знаю тех позитивных шагов, которые бы позволили через какое-то время сказать: да, эти люди смогут учиться. Они не могут менять себя, трансформироваться, и это такая очень важная, на мой взгляд, тенденция, с которой надо бороться. Может быть, я немного усугубил, но это моя эмоция, которой я хотел с вами поделиться.
«Мы успешно вошли в республику Крым»
Гульнара Айбедуллова: Добрый день, коллеги, я представляю Институт экономики, управления и права, а именно Институт бизнес-образования. Мы являемся структурным подразделением института и как раз занимаемся курсами повышения квалификации и переподготовкой специалистов. Институт бизнес-образования является одной из динамично развивающихся бизнес-структур, мы известны в Республике Татарстан, в России и за рубежом. Кроме курсов повышения квалификации и переподготовки мы также проводим международный форум. Он зарекомендовал себя как мероприятие действительно международного уровня, которое проводится в Казани при содействии фактически всех наших министерств и при участии международных партнеров. Хотела бы пригласить вас на это мероприятие, которое пройдет в феврале и которое также посетят наши партнеры из Чехии, Австрии, Швеции и Германии, из ближнего зарубежья. Форум мы проводим для того, чтобы найти новые направления деятельности для себя и своих коллег, обсудить волнующие проблемы и темы, с которыми сталкиваются не только в Татарстане, но и за рубежом, а также обменяться теоретическим и практическим опытом. Так что будем рады вас всех видеть.
Гульнара Айбедуллова: «Образовалось много маленьких центров, которые на 50%, а то и на 70-80% снижают стоимость обучения. Многие наши клиенты действительно идут туда, чтобы получить только документ. Но мы стараемся не снижать свою планку»
Что касается тенденций, 2015 год, с одной стороны, был для нас трудным, а с другой — очень успешным. Несмотря на то что мы столкнулись с проблемой финансовых скачков, образовалось много маленьких центров, которые на 50%, а то и на 70-80% снижают стоимость обучения. Многие наши клиенты действительно идут туда, чтобы получить только документ. Но мы стараемся не снижать свою планку, потому что привлекаем специалистов-практиков. Также мы стараемся охватывать другие регионы. Так, мы успешно вошли в республику Крым и нас там действительно знают, мы там ведем множество программ. Надеюсь, 2016 год будет для нас не менее успешен и мы продолжим искать новые направления, другие регионы.
«Давайте все вместе работать на результат — только так бизнес-сообщество сможет нам доверять»
Юлия Вилкова: Здравствуйте, коллеги. Я представляю тренинговый центр «Фактор-П», он развивается в области бизнес-коммуникаций — это управленческие программы и тренинги переговоров и продаж. Наши клиенты в основном — это малый и средний бизнес, люди, которые включены в жесткую конкурентную борьбу. Им нужен результат, и они правильно делают, что требуют его. С другой стороны, всегда есть и будут крупные компании, которые, развивая профессиональные компетенции, обращаются в специализированные центры. Если нужно развить компетенцию программиста, то нужно обратиться к программистам, а для развития компетенции переговоров — в соответствующий центр. Но я прекрасно понимаю, что на этом все не останавливается. Для того чтобы хорошо продавать, проблему нужно решать в целом, то есть должен быть системный подход к образованию. Поэтому я за интеграцию — это правильно, и мы уже делаем в этом направлении шаги, сотрудничаем, и я всегда с удовольствием рекомендую другие тренинговые центры, которые имеют большую специализацию в других областях. Как правильно сказали коллеги, специалистом во всем быть нельзя.
Что касается изменений, на нас они сказались географически. Те компании, которые раньше обращались в московские и питерские центры, стали обращаться к нам — то есть у нас появилось больше клиентов с регионов.
По поводу самих программ соглашусь с коллегами. Кризис — это в первую очередь изменения. Все понимают, что нужно меняться: проанализировать ситуацию на рынке, на своем предприятии, принять решение, а затем продать его своим сотрудникам. Это называется внедрение изменения. От специалистов требуется помочь произвести в компании эти изменения. Если брать непосредственно программы, упор делается на специальные тренинги, развивающие конкретные навыки. Давайте объединяться, все вместе работать на результат — только так бизнес-сообщество сможет нам доверять.
Официальная площадка мероприятия:
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.