Тимур Шагивалеев: «Сегодня мы начали работу по подготовке людей, которые будут управлять заводами через 10 лет»
Стенограмма онлайн-конференции «Реального времени» с гендиректором особой экономической зоны «Алабуга». Часть 2
Во второй части онлайн-конференции «Реального времени», которая прошла 8 октября, генеральный директор ОЭЗ «Алабуга» Тимур Шагивалеев рассказал, что фактически вся инфраструктура зоны создана. Основные вызовы сейчас стоят со стороны социальной сферы. Для подготовки кадров «Алабуга» уже сотрудничает с ведущими техникумами и вузами и даже создает собственный корпоративный университет. При этом на территории зоны фактически не ведется профсоюзная работа. По мнению Шагивалеева, решена и проблема с жильем. Как считает глава «Алабуги», создание такого диверсифицированного камского кластера позволяет снимать социальную напряженность даже в условиях кризиса.
Участники онлайн-конференции:
- Тимур Шагивалеев — генеральный директор особой экономической зоны «Алабуга».
- Альсина Газизова — модератор, редактор корпоративного блока интернет-газеты «Реальное время».
«Даже если они удачно импортозамещаются, на первом этапе им приходится работать в 2 раза лучше»
— Обозначьте, пожалуйста, проблемы в целом, с которыми сталкиваются ваши нынешние резиденты, учитывая кризис, скачки курса валют?
— Все логично. Я думаю, что для специализированной публики «Реального времени» я не открою каких-то секретов. Многие компании финансировались в евро, продают в рублях. Даже если они удачно импортозамещаются, на первом этапе им приходится работать в 2 раза лучше, чтобы выйти на те же деньги, которые они закладывали по бизнес-плану. Недавно мы встречались с директорами резидентов (мы регулярно общаемся), и я спросил их, как они оценивают по 10-балльной шкале рыночную ситуацию, их рынки сбыта. Оценка в среднем — 6 баллов, что, в общем-то, неплохо. Были компании, которые по 10-балльной шкале оценили в минус 10 баллов. Были компании, которые оценили в 10 баллов. Это реалии текущей рыночной ситуации в России.
Все, кто занимается импортозамещающими производствами, в любом случае чувствуют себя неплохо
— По отраслям можно проследить, кто в минус сразу оценивает ситуацию, а кто на 6 баллов?
— Понятно, что автопром сейчас в непростой ситуации. Некоторые производители строительных материалов в более хорошей ситуации, некоторые уже не в такой хорошей ситуации. Но все, кто занимается импортозамещающими производствами, которые замещают импортное сырье, в любом случае чувствуют себя неплохо. Может не на 10 или на 15, но они чувствуют себя нормально.
«У нас вообще нет проблем с энергоснабжением»
— На территории особой экономической зоны есть энергоемкие предприятия. Расскажите, как решаются вопросы энергоснабжения?
— У нас вообще нет проблем с энергоснабжением. У нас есть 250 мегаватт с подстанции «Щелоков-500», которая недавно была торжественно открыта, и 100 мегаватт с подстанций «Тойма-2». Вместе это можно считать как 350 мегаватт второй категории либо как 100 мегаватт по первой категории и 150 мегаватт по второй. Кроме того, на территории особой экономической зоны уже сейчас двумя нашими резидентами для собственных нужд генерируется порядка 25 мегаватт. У нас есть задача от руководства поддерживать подобные проекты, и мы их поддерживаем. Проблем с электричеством вообще нет.
— Учитывая ваши планы, что к 2020 году вы хотите привлечь 120 компаний резидентов, нынешнюю генерацию нужно будет усовершенствовать. Вы это закладываете в свои планы?
— Здесь уже вопрос надежности. С точки зрения глобальных цифр мы считаем, что в текущие техусловия мы уложимся. Но с точки зрения надежности есть возможности когенерации. Надеемся, что наши партнеры из генерирующих компаний будут развивать елабужскую площадку и будут поставлять нам еще более надежную, качественную, недорогую электроэнергию.
«Хотим создать еще 70 тысяч квадратных метров, которые будут предназначены для быстрого старта производств»
— На «деловом завтраке» вы говорили о некоем новом индустриальном парке площадью 70 тысяч квадратных метров. Расскажите, пожалуйста, что это за парк и когда он откроется?
— Сегодня мы уже говорили о том, что в текущей ситуации нужно быстро организовывать импортозамещающее производство. Ниша есть. Надо быстро это делать по экономическим причинам, иногда по политическим причинам. Есть целый комплекс причин, почему компании сейчас хотели бы арендовать готовые производственные площади, а не строить сами. Это могут быть экономические причины, когда у них — ограничение по доступу к капиталу. Это могут быть политические причины, когда компании не хотели бы капитального строительства в России, а хотели бы заниматься своим ключевым бизнесом. Третий вариант — это временные, когда проект надо делать срочно, уже вчера нужно было запустить. Для таких кейсов нужны готовые производственные площади.
Есть целый комплекс причин, почему компании сейчас хотели бы арендовать готовые производственные площади, а не строить сами. Хотим совместно реализовать 70 тысяч квадратных метров, которые будут предназначены для быстрого старта производств в текущей экономической ситуации
Мы планируем реализовать этот проект совместно с компанией «А Плюс Девелопмент» на условиях частно-государственного партнерства. «А Плюс Девелопмент» — это лидирующая российская девелоперская структура, которая имеет порядка 450 тысяч квадратных метров готовых к производству площадей в России. Ими был успешно реализован первый пусковой комплекс — 16 тысяч квадратных метров на территории особой экономической зоны «Алабуга». Планируем дальнейшее развитие и хотим совместно реализовать 70 тысяч квадратных метров, которые будут предназначены для быстрого старта производств в текущей экономической ситуации.
«Колледжи, техникумы и вузы формируют программу, исходя из стратегического понимания, кто же востребован в особой экономической зоне»
— Учитывая амбициозные планы, хотелось бы узнать, как решается в целом проблема кадрового обеспечения новых производств. Есть ли какие-то совместные программы особой экономической зоны с РТ или у компаний-резидентов?
— Мы очень серьезно подходим к этому вопросу. Одними из первых начали заниматься вопросами кадрового насыщения резидентов. Руководство республики дало четкую установку, что нужно готовить рабочие специальности, и нам удалось выстроить неплохую совместную работу между нашими резидентами и нашими техникумами и колледжами. Резиденты уже на входе дают по российской классификации все профессии, которые им необходимы, когда они необходимы и сколько таких человек нужно. Мы передаем эту информацию нашим колледжам, техникумам и вузам, и они готовят заранее этих специалистов и формируют программу, исходя из стратегического понимания, кто же востребован в особой экономической зоне. Это одна часть. Эта часть достаточно неплохо выполняется. В Татарстане хорошая подготовка технических специальностей. Наши резиденты сейчас не жалуются на отсутствие, скажем так, «голубых воротничков». Они могут их найти.
Наша ключевая задача — это обучение нашей молодежи, чтобы она получила гарантированную работу на наших заводах. Я всегда говорю, что это не конец карьеры. Это отличный первый шаг
— То есть, уже есть результаты этого сотрудничества?
— Да, без сомнения, есть результаты сотрудничества. Во-вторых, есть определенное сжатие рынка труда по всей России, и меньше становится новых проектов, что позволяет нашим резидентам выбирать. Но повторяю: наша ключевая задача — это обучение нашей молодежи, чтобы она получила гарантированную работу на наших заводах. Я всегда говорю, что это не конец карьеры. Это отличный первый шаг, потому что можно получить образование за два-три года в техническом колледже, начать работу в международной компании на заводе в особой экономической зоне и, параллельно поработав, получив реальный опыт, который сейчас ценится больше всего, начать заниматься высшим образованием. Получишь высшее образование — и компания будет продвигать на главные должности тех, кто прошел низовые ступени, уже имеет опыт работы в этой компании. Возможно, стартовая зарплата после окончания колледжа не будет слишком высокой, но они получат уникальный опыт, и если они будут правильно работать и получат дополнительное образование, у них — великолепные шансы для того, чтобы дальше продвинуться и уже начать зарабатывать серьезные деньги.
«Это корпоративный университет особой экономической зоны «Алабуга»
— Что сегодня интересует самих резидентов действительно — это «штучный товар», это вопрос людей, которые могут обладать квалификациями производственного менеджмента. Это целая наука. Это люди, которые должны быть очень мотивированы, у которых есть лидерские качества, которые могут выделять главное, которые могут разделять сложные задачи на несколько простых, которые рады впитывать новую информацию и готовы делиться ей со своими подчиненными. Таких людей за 2 года не вырастить. Объективно их нужно растить 5-10 лет.
Сегодня мы начали работу по этому направлению, чтобы подготовить людей, которые будут управлять заводами через 10 лет. Это значит, что сегодня их нужно выявить. Первый этап — нужно найти, кого мы будем учить. Второй вопрос — кто будет учителями. Наша система образования пока не готова к производственному менеджменту. Есть большой разрыв между академическими знаниями, которые дают преподаватели в вузах, и реальными потребностями производства.
Каждый завод — это отдельный бизнес-кейс. Это прекрасная возможность понять из уст генерального директора, почему этот завод был создан, что он делает, зачем, какие у него издержки, сырье, как он подходит к реализации готовой продукции, к планированию. Каждый такой кейс — это золотой фонд, это подарок для будущего производственного менеджера
Нам повезло, и это скрытый бонус особой экономической зоны, о котором не думали, когда ее создавали. Мы получили новые технологии, рабочие места, налоги, новые производства, но мы также получили на этих заводах (20 уже работает) профессионалов мирового уровня, сконцентрированных в одном месте. Компании за огромные деньги купили профессионалов по всему миру, привезли их в «Алабугу», где они сейчас работают. Как правило, люди такой философии способны делиться и учить других. Здесь уже вопрос к нам самим, к менеджменту, к республике в целом. Хотим ли мы, чтобы они обучили и уехали, а мы просто посмотрели, как это происходит? Или мы хотим максимально взять те знания, которые есть у этих профессионалов мирового уровня? На наш взгляд, это нужно делать. Нужно использовать их в качестве профессоров. Тем более, что все они располагаются в одном месте, и обучать будущих производственных менеджеров можно непосредственно на площадке особой экономической зоны.
Каждый завод — это отдельный бизнес-кейс. Это прекрасная возможность понять из уст генерального директора крупного завода, почему этот завод был создан, что он делает, зачем он это делает, какие у него издержки, какое у него сырье, как он подходит к реализации готовой продукции, как он подходит к планированию. Каждый такой кейс — это золотой фонд, это подарок для будущего производственного менеджера. Это будет объединено с такими вещами, как обучение лин-технологиям, бюджетированию, планированию, и даст, на наш взгляд, максимальный эффект. Мы хотим провести федеральный конкурс, отобрать людей со всей страны, обучить их, часть из них взять на работу в нашу управляющую компанию. Потому что мы очень серьезная компания. Часть, безусловно, найдут работу у резидентов, которые их и обучили. И хотим сделать это программу постоянной. Это корпоративный университет особой экономической зоны «Алабуга».
— Когда планируется этот конкурс?
— Мы планируем провести этот конкурс уже в ноябре текущего года с началом обучения в феврале следующего года. Это очень амбициозная задача. Мы считаем, что она очень важна для конкурентоспособности особой экономической зоны.
«Очень важно здесь соблюсти баланс интересов инвестиционной площадки и сотрудников»
— Продолжая тему сотрудников, у нас есть вопросы читателей: «Есть ли профсоюзы на предприятиях, в частности, в автомобильных компаниях, например на «Форде», и как защищаются интересы рабочих? Заключаются ли коллективные договоры, и есть ли в «Алабуге» представители Федерации независимых профсоюзов?»
— Все международные компании демонстрируют фантастическую лояльность к своему персоналу. Они совершенно по-другому подходят к технике безопасности, культуре производства и к оплате работы. Это производства, это заводы, которые не могут просто взять, закрыться и уехать. Эти заводы здесь навсегда. Компании очень заинтересованы в совместной работе с коллективами, в том, чтобы дальше развивать кадровый потенциал. В соответствии с законодательством РФ мы взаимодействуем с любыми здоровыми силами.
Все международные компании демонстрируют фантастическую лояльность к своему персоналу. Они совершенно по-другому подходят к технике безопасности, культуре производства и к оплате работы
— Профсоюзы не требуются?
— Эта работа еще предстоит. Очень важно здесь соблюсти баланс интересов инвестиционной площадки и сотрудников.
— Может, вообще профсоюзы — это вчерашний день и нужно выстраивать другую модель взаимоотношения с сотрудниками?
— Мы считаем, что в республике выстроена очень эффективная модель. Наше население поддерживает существующий политический и экономический курс, направленный на развитие, на реальные результаты. Это лучшая оценка. Вопрос, нужны ли в этой ситуации посредники или помощники? Помощники нужны, посредники — не знаю.
«Происходит интереснейший процесс переориентации самих елабужан, самих челнинцев на работу дома, в камском кластере»
— Как продвигается программа строительства жилья для работников особой экономической зоны?
— Этот вопрос находится в ведении муниципалитетов Елабуги и отчасти Набережных Челнов. На мой взгляд, продвигается очень хорошо.
— Какими темпами? Сколько квадратных метров построено, введено?
— Если в 2009 году, например, были реальные проблемы с поиском жилья в аренду, приобретением квартир, то сейчас, благодаря развитию особой экономической зоны, ведущие татарстанские девелоперы обратили внимание на эту нишу и активно строят дома и в Елабуге, и в Челнах. Я не готов сейчас ответить по метрам. Здесь важно отметить, что меняется структура занятости. Очень много людей из Елабуги вынуждены были вахтовым методом работать и в Челнах, и на Севере, и в других местах. Получив сейчас прекрасную возможность работать около своего собственного дома, они делают ровно это. Происходит интереснейший процесс переориентации самих елабужан, самих челнинцев на работу дома, в камском кластере. Это отличная новость для всех. Она говорит о том, что часть жилья не нужно строить, потому что у людей уже было жилье, но они были вынуждены работать в другом месте. Это интересный сегмент. Я считаю, что сейчас относительно сбалансировано предложение и спрос по жилью.
Меняется структура занятости. Очень много людей из Елабуги вынуждены были вахтовым методом работать и в Челнах, и на Севере, и в других местах. Получив сейчас прекрасную возможность работать около своего собственного дома, они делают ровно это
При этом надо отметить, что в России этот вопрос надо улучшать. Себестоимость жилья в целом получается очень высокой. Это целый пласт причин, начиная от менеджмента и заканчивая инфраструктурой. Федеральному руководству прежде всего нужно подумать об улучшении климата для строительства нового жилья, чтобы люди смелее брали квартиры в ипотеку, улучшали свои жилищные условия, чтобы это было доступнее. А заводы резидентов будут платить достойную зарплату.
«С точки зрения возможных ядерных бомбардировок лучше располагаться маленькими хуторами, но надеюсь, этого никогда не потребуется»
— Особая экономическая зона «Алабуга» — это, конечно, крупнейший элемент так называемого камского территориального производственного кластера. Хотелось бы узнать, по вашему мнению, для чего нужно это образование, как оно помогает вам или же наоборот? Это такая концентрация производства на одной территории, хоть и огромной, но все-таки ограниченной. Она все равно будет вызывать социальные, экологические вопросы и проблемы.
— Есть несколько экономических моделей, которые конкурируют, и правильного ответа на этот вопрос нет. Нужно ли развиваться кластерами, или нужно развиваться более разрозненно? С точки зрения возможных ядерных бомбардировок лучше располагаться маленькими хуторами ровным слоем по всей стране. Надеюсь, этого никогда не потребуется.
С точки зрения развития социальной инфраструктуры, а в 21 веке нужно быть реалистами, на первое место выходит социальная инфраструктура, качество жизни — это ключевой вопрос. Вы должны понять, что для формирования социальной инфраструктуры нужен спрос. Невозможно открыть хороший ресторан, если в городе живет 1000 человек. Это финансово невозможно. А если в камском кластере живет свыше миллиона человек, это уже другое дело. Тут может быть уже японский ресторан, русский ресторан, татарский ресторан, китайский, американский. Каждый будет иметь своего клиента. Люди будут приезжать в этот кластер работать, зная, что есть все виды, что нет только одной столовой, в которую они должны ходить каждый день. Это отлично.
Я полностью поддерживаю концепцию кластера. Эта концентрация позволит решить очень многие вопросы. Когда «КАМАЗ» оптимизирует часть сотрудников, другие предприятия кластера принимают сотрудников. Это же здорово! Это внутренний баланс, и кластер получился очень диверсифицированным. «Алабуга» — это один из факторов, диверсифицирующих моногород Набережные Челны. Это позволяет обеспечить социальную стабильность. Я уверен, что все современные производства отвечают современным экологическим требованиям. Старые производства потихоньку реконструируются.
«Алабуга» — это один из факторов, диверсифицирующих моногород Набережные Челны. Это позволяет обеспечить социальную стабильность
Сточки зрения чисто экономической концентрация различных производств позволяет делать интересные вещи. С точки зрения экономики вы должны купить производственную линию и делать условно 100 сидений для Ford Sollers. Эти 100 сидений у вас будут окупаться 12 лет. Если вы будете 100 сидений продавать на Ford Sollers с той же линии, а мощность этой линии 200 сидений, и еще 100 сидений будете отправлять на «КАМАЗ», ваша линия окупится за 6 лет. Это уже совершенно другая жизнь. То же самое — по сырьевым потокам. Предприятия кластера дополняют друг друга. Например, Ford Sollers покупают шины. Настолько предприятия кластера будут объединены в общую идею, общую работу, что это даст дополнительный эффект, кластерный эффект. Поэтому мы поддерживаем работу кластеров. Поддерживаем полностью идею республики, что это нужно развивать. В целом в мире это оправданно.
«В России нужно много точек роста»
— Что вы думаете об озвученной Рустамом Миннихановым идеи в его послании о создании единого кластера управления особыми экономическими зонами Татарстана? Известны ли вам подробности того, как эта идея будет реализовываться?
— Послание озвучено. Я думаю, руководство здесь примет правильное решение. В целом наша площадка является обучающим центром для площадок не только в Татарстане, но и по России. Каждую неделю к нам приезжают делегации из российских регионов, из регионов стран СНГ, изучают наш опыт. Мы делимся всеми нашими знаниями. Я верю, что в России нужно много точек роста. Такая большая страна заслуживает большое количество точек роста. Надо вдумчиво подойти к их расположению. Может быть, не все должны быть сконцентрированы в одном месте, но в целом я считаю, что России нужно продолжать развивать этот проект особых экономических зон. Сейчас он трансформируется в территории опережающего развития. Это все звенья одной цепи, точек роста, развития нашей страны.
— Подробностей, каким будет этот кластер управления, пока еще нет и говорить об этом рано?
— Я думаю, да.
— Спасибо вам за участие в нашей онлайн-конференции!
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.