Новости раздела

Владимир Мау: «Иннополис, Иннокамск… В Татарстане опираются на мечты, а не на фантазии»

Известный российский экономист дал оценку совместной работы с властями Татарстана и предсказал выход из текущего кризиса

В день закрытия четвертого летнего образовательного форума «Летний кампус Президентской академии» известный российский экономист Владимир Мау дал интервью интернет-изданию «Реальное время», где не только подвел итоги образовательной сессии, но и дал оценку многолетнему сотрудничеству с властями республики, предсказал завершение кризиса и немного рассказал о новом проекте Татарстана — Иннокамске.

«Черта работы Минниханова — способность отбросить фантазии, чтобы реализовать мечты в течение нескольких лет»

— Владимир Александрович, завершился четвертый образовательный форум «Летний кампус Президентской академии». Как вы оцениваете итоги кампуса? Вырос ли уровень его участников?

— Пока у нас налицо восходящий тренд — мы очень довольны всеми прошедшими кампусами РАНХиГС, причем по качеству каждый последующий форум только превосходит предыдущий. Нам удалось собрать интернациональный коллектив, действительно владеющий двумя языками (русским и английским), а среди участников в том числе более 20 студентов из дальнего зарубежья. В современной геополитической обстановке это особенно важно, поскольку наш «Кампус» способствует формированию привлекательного образа России, отличного от того, что им подчас приходится слышать в своих странах.

Вот уже четвертый год нам удается объединять студентов с очень высоким уровнем знаний, интеллектуальной и социальной активности. Они находятся в поиске своей роли в обществе, в поиске самих себя и предлагают новые социально-экономические проекты, которые собираются реализовывать в ближайшее время. Участники «Летнего кампуса» презентуют подготовленные проекты, а мы в свою очередь даем авторам наиболее интересных работ поощрительные призы.

— У нас завершается избирательный цикл, и 13 сентября состоятся выборы президента Республики Татарстан. Как вам работалось с врио президента республики Рустамом Миннихановым? Как вы оцениваете его работу за время совместного сотрудничества?

— Мне трудно отвечать на этот вопрос: если я буду говорить правду, вы скажете, что я участвую в предвыборной кампании Минниханова. Мы действительно очень плотно работаем с Рустамом Нургалиевичем последние 16 лет. Он часто бывает в президентской академии, а мы часто бываем в Татарстане. Мы очень хорошо понимаем друг друга. У меня и моих коллег всегда большой интерес к работе Татарстана. И это обусловлено не только личностью Минниханова, но и еще одной особенностью: здесь все обсужденные и принятые решения выполняются.

Этого кампуса не было бы, если бы не поддержка президента Татарстана и всего руководства республики.

Татарстан — один из лидеров среди регионов по качеству инвестиционного климата. Но важнее то, что здесь сложилась обстановка интеллектуального поиска и постоянного стремления выйти за рамки обыденности

Кроме того, мы активно вовлечены в разработку разные проектов, нацеленных на развитие республики. Часто бывает, что к консультациям экспертов не прислушиваются. И этому есть объяснение — мера ответственности и логика принятия решений эксперта и политика различны. Но в Татарстане наши совместные дискуссии по стратегиям и социально-экономическим вопросам всегда проходят результативно — мы вырабатываем предложения, которые реализуются. Татарстан — один из лидеров среди регионов по качеству инвестиционного климата. Но важнее то, что здесь сложилась обстановка интеллектуального поиска и постоянного стремления выйти за рамки обыденности.

Мы сегодня утром провели совещание с Рустамом Нургалиевичем по проблемам развития Камского индустриального кластера, где дискуссия быстро вышла за рамки сугубо технических проблем. Подводя итоги, мы пришли к выводу, что в данном случае основная идея программы — опираться на мечты, а не на фантазии. Важнейшая черта работы Минниханова — способность отбросить фантазии, чтобы реализовать мечты в течение нескольких лет. Личность Минниханова очень важна, но важно и то, что он пришел на очень серьезную базу — и материальную, и общественно-политическую, созданную Минтимером Шаймиевым.

«Сложился ли Университет, можно говорить только через поколение»

— Кстати, о мечтах-фантазиях. Рядом с местом проведения «Кампуса», через дорогу вырос город будущего Иннополис, хотя несколько лет назад этот проект казался какой-то фантазией. А сейчас Иннополис известен на всю Россию, и о нем знают в мире. Вы верите в будущее этого проекта?

— Я хочу напомнить, что Иннополис закладывался в период проведения первого «Кампуса» — все это было буквально на наших глазах. Я не готов отвечать в терминах и понятиях веры и отвечу несколько иначе: нельзя успокаиваться! Ведь Иннополис — это все-таки не стены или лаборатории, а люди. И не только люди, а интеллектуальные традиции, которые не могут возникнуть сразу на пустом месте, просто потому что собрались звезды. Говорить реально, что здесь сложился Университет, можно только через поколение. Университет — это место, куда будут приезжать не только для того, чтобы учиться, но и остаться в нем работать. И в этом смысле говорить, что Иннополис состоялся, пока еще рано. Хотя задача ставится именно так.

Университет — это место, куда будут приезжать не только для того, чтобы учиться, но и остаться в нем работать

Одна из главных черт эффективного руководителя — сформулировать и реализовать правильную мечту в правильное время. Если бы власти Татарстана приступили к этому проекту раньше, чем лет 5 назад, то вряд ли что-нибудь бы получилось. Если бы начали сейчас, то с учетом сегодняшней сложной экономической обстановки реализация тоже была бы маловероятна. Тут очень важно точно найти момент запуска проекта. Проект Иннополис был запущен в правильное время. Возьмем другой новый проект — Иннокамск (Камский индустриальный узел): правильно, что он запускается сейчас. Да, он задумывался 5 лет назад, но тогда уже был Иннополис. Проект Иннокамска состоит в том, чтобы из традиционной отрасли сделать инновационную. Там будет новая социальная, экологическая и транспортная инфраструктура.

— Как охарактеризовать текущий экономический кризис?

— Скажу так: кризис — это переход общества из одного состояния в другое. Сегодня мы проходим через целый ряд кризисов. Есть структурный кризис, структурная адаптация — через него проходил и проходит весь развитый мир, и в данный момент мы пересекаем его экватор. Подобный тип кризиса известен нам еще с XX века, и его продолжительность составляет 10-12 лет. Он существенным образом трансформирует геополитический и экономический ландшафты и похож на структурный экономический кризис 1970-х — начала 1980-х гг. Тогда через него прошли развитые страны, а СССР в 1980-х необходимо было разрешить противоречия, характерные для этого кризиса: Запад начал уже выходить из него, а мы вошли гораздо позже и с более тяжелыми последствиями.

Другой тип — типичный инвестиционный циклический кризис. Сейчас мы находимся на дне инвестиционного цикла. У нас последние 7 лет снижаются темпы потенциального роста, то есть темпы роста без негативных и отрицательных шоков конъюнктуры. Темпы роста снижаются, потому что исчерпывается модель, заложенная еще в конце 90-х годов и основанная на стимулировании спроса. Одна из проблем экономической политики в том, что очень часто правительства борются с такими кризисами мерами по стимулированию спроса, которые просто не действуют. Так было в 1929-1930 гг., когда вмешательство усугубляло кризис, так было в 1972-1973 гг. и в 2008-2009 гг. Поэтому важно вовремя сформулировать новую модель и приступить к ее реализации.

Если говорить о долгосрочных темпах роста, то надо не верить в стечение обстоятельств, а проводить структурные реформы

Страна постепенно выйдет на траекторию подъема. А дальше возникает вопрос устойчивости этого выхода: слишком много внешних факторов, которые могут подавлять подобный выход — это и санкции, и цены на нефть, и другие геополитические факторы. Поэтому, если честно, на вопрос, когда мы начнем устойчиво расти, не ответит никто. Ответственный анализ не сводится к вере. Именно поэтому, если говорить о долгосрочных темпах роста, то надо не верить в стечение обстоятельств, а проводить структурные реформы. Если посмотреть на последние действия правительства или на выступление президента на экономическом форуме в Петербурге, то программа структурной трансформации вполне подробно изложена. Набор мер понятен, но они сложны в реализации. Это переход от модели роста, основанной на стимулировании спроса, к модели роста, основанной на стимулировании предложения.

Язык выработали, что будет дальше — посмотрим

— Ваша оценка стратегии «Татарстан-2030». Будут ли положены ее наработки в основу федеральной стратегии до 2030 года?

— Будет ли использоваться опыт Татарстана? Конечно. Большая часть разработчиков стратегии Татарстана будет привлечена к разработке федеральной стратегии. Разработка таких стратегий — это собрание единой команды, выработка общего языка, общего мышления. В этом смысле Российской Федерации эта работа еще предстоит, ведь в законе о стратегическом планировании четко предписано иметь такую стратегию. Стратегия показывает направление развития, и жестко не привязана к каким-то конкретным показателям. Это контуры развития на долгосрочный период, а не какие-то догматические показатели, ведь лучший способ разорить общество — это выполнять показатели, установленные раз и навсегда. Будущее в долгосрочной перспективе очень туманно, и те показатели, которые казались важными вчера, могут оказаться ненужными сегодня. Повторюсь, стратегия — это прежде всего выработка общего языка и общих целей. У Татарстана с этим все в порядке.

Альберт Бикбов, фото Максима Платонова
Мероприятия

Новости партнеров