Улыбка на миллиард: питерцы взяли под контроль казанские магазины «Альпари»
Крупнейший местный ретейлер косметики и бытовой химии объединил бизнес с владельцами сети «Улыбка радуги»
Как стало известно «Реальному времени», крупнейший местный ретейлер косметики и бытовой химии «Альпари» объединил бизнес с петербургской сетью магазинов косметики и бытовой химии «Улыбка радуги». При этом прежний владелец сохранил долю в 49%. Участники рынка считают, что объединение было вызвано финансовыми проблемами казанского ретейлера после покупки сети московских конкурентов — «Ситимаркет» и «Бьюти маркет» и уверены, что такое слияние будет на пользу обеим сетям.
Радуга умеет улыбаться
Как следует из информации на сайте налоговой службы и сведений из системы СПАРК, в августе 2017 года в ООО «Авиа-кос» (оператор сети магазинов «Альпари») произошло изменение участников общества. К казанцу Дмитрию Блохину, который был единственным участником «Авиа-коса», добавился новый владелец. Контрольный пакет в уставном капитале компании получило ООО «Северное», расположенное в Мурманской области. У Блохина при этом осталось 49% в уставном капитале компании.
Совладельцами ООО «Северное» являются Андрей Трубицин (85%) и Торговый дом «Эра» (15%). Это тот самый Андрей Трубицин, который возглавляет Торговый дома «Эра», развивающий дрогери-сеть «Улыбка радуги».
Москва слезам не верит
В «Альпари» неофициально подтвердили объединение с питерскими и сообщили, что ООО «Северное» — одно из юрлиц группы компаний, которой принадлежит сеть «Улыбка радуги». Официальных комментариев не удалось получить ни от казанских, ни от петербургских ретейлеров.
— Есть такая информация на рынке. У «Альпари» возникли трудности в связи с покупкой московских активов, — сообщил на условиях анонимности директор одной из компаний, торгующих бытовой химией. — Чтобы решить возникшие финансовые проблемы, они продали часть бизнеса. Не угадали с инвестициями.
Действительно, по итогам 2016 года московское ООО «Бьюти маркет», директором которого является Дмитрий Блохин, несмотря на выручку в 1,2 млрд рублей, получило убыток в размере 134,7 млн рублей.
Гендиректор консалтинговой компании «А-Девелопмент» Мурат Ахмеров подтверждает эту версию, отмечая, что после покупки московский сетей в «Альпари» заявляли о сильном сокращении своего развития.
А участники союза кто?
История компании «Улыбка радуги» (ООО «Дрогери ритейл») началась в 2001 году, когда торговый дом «Эра» запустил первый магазин сети в Санкт-Петербурге. Через 3 года сеть уже насчитывала семь магазинов, после чего темп развития вырос до нескольких десятков новых торговых точек «Улыбка радуги» ежегодно.
Площадь одной «Улыбки радуги» варьируется в пределах 150 кв. м. Ассортимент в среднем включает порядка 8 000 тыс. наименований парфюмерно-косметической продукции, гигиенических и хозяйственных товаров, бытовой химии и т. п. Большая часть товаров приходится на категорию «Уход за собой». Все локации — в стрит-ретейле.
Что интересно, «Авиа-кос» имеет похожую историю бизнеса, что и у питерцев. Компания была основана в 1994 году как оптовый поставщик бытовой химии, косметики, средств гигиены, хозтоваров по республике. В 2002 году компания занялась розничным направлением и открыла первые собственные магазины «Альпари» в Казани и Альметьевске. В 2008 году в связи с активным развитием собственной розничной сети было принято решение разделить направления оптовых продаж и продаж через сеть розничных магазинов. Сеть магазинов «Альпари» сейчас состоит из более чем 200 магазинов у дома, которые расположены на территории от Поволжья до Урала — в Казани, Перми, Чебоксарах, Уфе, Стерлитамаке, Екатеринбурге, Челябинске. В 2016 году сеть освоила новый формат. Магазины Alpari Beauty специализируются на декоративной и уходовой косметике. Первый такой магазин площадью более 100 кв. м открылся в новом торговом центре «Горки Парк» на улице Зорге.
Выручка компании по итогам 2016 года составила 3,064 млрд рублей, чистая прибыль — 10,83 млн рублей. В прошлом году сеть «Альпари» вышла на московский рынок, когда приобрела сети московских конкурентов — «Ситимаркет» и «Бьюти маркет». Эксперты тогда оценили эту сделку в 120 млн рублей.
В погоне за «Магнитом косметик»
О планах идти в регионы «Улыбка радуги» говорила еще в 2011 году. Гендиректор компании Алексей Баулин тогда сообщал, что сеть будет открывать партнерские магазины в разных регионах России. Причем в сфере интересов были и «Поволжье, и Урал, и вообще вся Россия». Инвестиции в открытие одного магазина для франчайзи оценивались в 2 млн рублей. При этом ТД «Эра» готов был кредитовать своих партнеров в регионах.
Эта сделка будет выгодна для обеих сторон, уверен генеральный директор INFOLine Иван Федяков. Прошлый владелец получит хороший фидбэк от инвестиций, а новые — увеличение объема продаж в регионах, где нет риска каннибализации. Ведь чтобы купить сеть в регионе, в котором «Улыбка радуги» уже представлена, ей придется закрыть часть своих магазинов. В таких условиях компании было бы сложно угнаться за своим основном конкурентом — «Магнит косметик».
«В основном «Улыбка радуги» представлена в северо-западном регионе, поэтому имеет смысл выходить в регионы, где она не представлена, — полагает директор «INFOLine». — Это позволит нарастить объем продаж, улучшить рыночные силы этой компании и более эффективно вести переговоры с крупными поставщиками с позиции силы. Ключевые преимущества этого формата отдельно стоящих магазинов — ценовое предложение, потому что ему трудно конкурировать с форматом FMSG (товары повседневного спроса) по ассортименту».
При совместной деятельности обе сети будут развивать компанию, открывать новые магазины, захватывать новые регионы. «Все технологии, действующие контракты, которые есть у «Улыбки радуги», можно будет распространить на «Альпари». При этом ценовое предложение будет значительно более интересное для потребителей, что позволит наращивать объемы продаж», — прогнозирует эксперт.
«Альпари» «ушло» за 1,5 млрд рублей?
Мурат Ахмеров также считает, что основной целью сделки было закрытие финансовых дыр и продолжение развития сети «Альпари».
— Если бы владельцы «Альпари» просто хотели перепродать актив подороже, они бы избавились от всей доли. Но они продали примерно половину доли. Значит хотят сохранить участие в бизнесе.
Планы по дальнейшему развитию косвенно подтверждает объявление на сайте «Альпари». Компания заявляет, что ищет торговые площади от 100 кв. м.
Впрочем, один из участников рынка предположил, что между казанскими и петербургскими сетями мог произойти обмен акциями, но подтверждения этому получить не удалось.
Иван Федяков, оценивая размер приобретенной доли «Альпари», считает, что сумма может варьироваться от рубля до бесконечности. Если прежний владелец остается, полученные им деньги могут быть влиты в капитал компании, и на эти средства она начнет активно открывать магазины.
Если оценивать этот бизнес, исходя из рентабельности не менее 10%, можно предположить, что, заплатив 50% от оборота компании за год, новый владелец может вернуть эти средства в течение ближайших пяти лет. Это нормальная по нынешним меркам инвестиция, оценивает Федяков.
Если учесть, что выручка «Альпари» по итогам прошлого года превысила 3 млрд рублей, «Улыбка радуги» инвестировала в этот проект 1,5 млрд рублей.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.