Новости раздела

Почему бизнес-тренеры хотят объединяться, а MBA потерял свой лоск

Эксперты рынка бизнес-образования на бранче «Реального времени» отметили главные тренды предстоящего года

Почему бизнес-тренеры хотят объединяться, а MBA потерял свой лоск
Фото: Роман Хасаев/realnoevremya.ru

В последнее время снижается востребованность MBA как в целом из-за снижения интереса к долгосрочным программам, так и из-за падения уровня доходов. Все чаще и работодатели, и сами работники выбирают среднесрочные программы профподготовки и переподготовки. В отношении бизнес-тренингов также изменился запрос клиентов. Все чаще программы стали заказывать производственники, а не продавцы, с требованием конкретного результата. При этом на рынке, с одной стороны, наблюдается специализация компаний, с другой, их кооперация. Особенности развития экономики республики накладывают отпечаток и на бизнес-образование. Из-за развития производственных кластеров и со стороны государства, и со стороны предприятий появился заказ на переподготовку и повышение своих сотрудников. Кроме того, востребованным оказалось бизнес-образование в IT и изучение языков.

«Если два-три года назад больше учились банки, то на данный момент больше производственных компаний»

На бранче «Реального времени», посвященном бизнес-образованию, за одним столом собрались руководители тренинговых компаний, вузов, школ иностранных языков и компаний, занимающихся обучением за рубежом. Коучеры и бизнес-тренеры в один голос заявили, что, вопреки кризису, падения в сегменте тренинговых услуг нет, скорее, речь идет о том, что изменились задачи от клиентов и скорректировался спрос.

— Если говорить о тенденциях рынка, то мы не чувствуем падение спроса. При этом запрашиваемый ассортимент услуг немного изменился. Сейчас спрос больше на регулярное системное обучение, а не разовое краткосрочное, как обычно воспринимают тренинговую компанию, что она развивает только конкретные навыки. Больше спрос на постановку регулярного менеджмента как системного явления. Кроме того, сейчас обучать больше всего хотят реакции на изменения. Заказчик также хочет получить очень конкретные результаты — задачу сейчас ставят прямо в измеримых критериях. Они предъявляют определенные требования к качеству оказываемых нами услуг, и мы здесь думаем, как можно их постоянно улучшать, — говорит Маргарита Хафизова, генеральный директор «Бизнес-Инсайт».

Изменился и портрет потребителя тренинговых услуг. «Если два-три года назад больше учились банки, розница и продажи, то на данный момент больше производственных компаний», — дополнила коллегу Гульнара Сафина, заместитель директора по консалтинговому направлению «Бизнес-Инсайт».

Все большую популярность также набирает онлайн-обучение, которое, как отмечают собравшиеся, не только дешевле реального, но и позволяют проходить тренинги на месте, без командировок и поездок.

— Тенденцию от очного обучения к онлайн я тоже заметила. Это очень часто я вижу в компаниях, где команды распределены — когда корпоративные тренеры сосредоточены не на том, чтобы ездить и очно обучать людей, а чтобы развивать онлайн-форматы. От очного люди стараются уходить для того, чтобы сэкономить бюджеты на командировках, — считает частный фасилитатор Юлия Бойцова.

«Задач так много, что в одиночку мы не справимся»

Галина Маштакова, директор GMC Consulting первый заместитель директора Высшей школы государственного и муниципального управления и руководитель ресурсного центра «Алабуга» рассказала, что в 2015 году в GMC Consulting действительно наблюдался рост числа клиентов. В 2015 объемы компании выросли на 50% при запланированном росте в 20% за счет увеличения работы с крупными негосударственными компаниями — производственного и добывающего секторов в том числе.

— В апреле была принята стратегия республики, в которой было обозначено, что Татарстан должен стать магнитом для лучших. К 2023 году у нас должно быть 16 тысяч работников на территории ОЭЗ «Алабуга». Сейчас мы имеем 5 тысяч человек. В Елабуге мы их не возьмем, в Челнах мы их тоже не найдем, так как переток уже произошел. Поэтому мы вместе с вами и рекрутинговыми компаниями будем перетягивать специалистов и встраивать их в наш менталитет, в нашу корпоративную культуру организаций и в те компетенции, которые необходимы.

Галина Маштакова предложила участникам бизнес-бранча объединить усилия, чтобы качественно оказывать те или иные необходимые услуги. Собравшиеся инициативу поддержали.

— Задач так много, что в одиночку мы не справимся. На Гайдаровском форуме выступал один из представителей совета безопасности Евросоюза, она отметила, что на сегодняшний день у нас в мире нет ни одной страны, способной развиваться абсолютно самостоятельно. То же самое я могу сказать и о тренинговых компаниях, и о муниципальных образованиях республики, — говорит Маштакова.

Вообще, своеобразная кооперация тренинговых компаний оказалась одним из средств борьбы с кризисом. Как считают сами участники рынка, у каждой компании появилась своя «специализация» — сильная сторона. Бизнес-тренеры стали рекомендовать клиентам друг друга в случае возникновения у того потребности в услугах, в которых более сильна другая компания.

«MBA потерял свой лоск»

Существенные изменения претерпевают и программы MBA. Во-первых, на долгосрочных программах, в том числе MBA, сказалось падение доходов населения. Во-вторых, работодателя стали интересовать не регалии работника, а его реальные компетенции.

Роман Хасаев/realnoevremya.ru
Илья Антонов: «MBA как бренд лоск свой потерял. Ценности сама квалификация не дает. Есть привязка к конкретным школам, работодатель в крупных компаниях требует наличия MBA, но это не является приоритетом»

— MBA как бренд лоск свой потерял. Ценности сама квалификация не дает. Есть привязка к конкретным школам, работодатель в крупных компаниях требует наличия MBA, но это не является приоритетом, — рассказал Илья Антонов, директор Международного центра образования «ЛИНК».

Среди работодателей, наоборот, начинают пользоваться спросом среднесрочные программы.

— MBA, как есть, так и останется, но программы будут сокращаться по времени, как и во всем мире. До года его сократят, а, возможно, и меньше. А большинство людей будут платить за качественный бренд. Чаще будут выбирать профподготовку просто потому, что она дешевле, — считает Антонов.

ЧМ-2015 повысил популярность языкового образования

Языковые школы в 2015 году от кризиса во многом спас чемпионат мира 2015, благодаря которому не только краткосрочно вырос спрос на изучение языков. Как отметил Роман Хабаров, директор English First, в целом казанцы как жители туристического города стали осознавать необходимость изучения языков. При этом, если раньше целью изучения было саморазвитие, то теперь языки учат для того, чтобы быть наиболее конкурентоспособными на рынке труда.

Елена Галиева, директор языковой школы ISpeak, отмечает, что если раньше популярностью пользовался так называемый бизнес-английский, то сейчас востребованы различные языки: начиная от арабского и корейского и заканчивая чешским. Заказчиками выступают как частные лица, так и корпорации. Больше внимания стали уделять также личному образованию. Характерная особенность — также, как и в ситуации с бизнес-тренингами, клиенты стали требовать конкретный результат.

Спрос на юристов не упал, но все чаще на второе высшее идут ради «производственных» специальностей

Мансур Галиханов, первый заместитель директора Института дополнительного профессионального образования ФГБОУ ВПО КНИТУ рассказал о трех тенденциях в отрасли. Первая — повышение квалификации и профессиональную переподготовку стали заказывать все больше и больше крупных предприятий. Малый и средний бизнес старается заказывать программы за счет привлечения дополнительных средств — государственные программы финансирования, республиканские программы или программы помощи малому и среднему предпринимательству. Третья тенденция — стало обращаться все больше частных лиц.

Айрат Хасьянов, директор Высшей школы ИТИС КФУ считает, что в период кризиса, когда обесцениваются материальные активы, люди больше будут вкладывать в нематериальные. При этом, по его словам, кризис не сказался на самом федеральном университете, с чем была не согласна его коллега Оксана Юрьева, заведующая центром бакалавриата, доцент юридического факультета КФУ. По ее словам, в этом году в РТ на три тысячи меньше выпускников, а университет испытывает трудности в наборе студентов, которые также связаны с высокой стоимостью обучения. Как сообщила Оксана Юрьева, открывается направление прикладного бакалавриата, кроме того, университет начинает выстраивать свою деятельность по сокращенным программам — в планах открытие трехлетнего бакалавриата.

Айрат Хасьянов считает, что в период кризиса, когда обесцениваются материальные активы, люди больше будут вкладывать в нематериальные Роман Хасаев/realnoevremya.ru

Заметен также рост интереса ко второму высшему образованию. Во многом это связано с тем, что в Госдуме РФ сейчас находится законопроект, согласно которому работники должны работать по специальности. При этом, если раньше применительно ко второму высшему наиболее популярными были экономические и юридические направления, то теперь в связи с возможными новыми требованиями сотрудники предприятий, имеющие, например, высшее гуманитарное образование, стараются получить высшее образование, связанное с направлением производства, например, технологическое или техническое.

«Видна позиция государства переходить на отечественный софт, и мы должны участвовать в подготовке людей к этому»

С учетом бурного развития IT-сферы в Татарстане на бранче неоднократно поднимался вопрос бизнес-образования в этой сфере. Алеш Живкович, декан программы магистратуры MSIT SE университета Иннополиса рассказал, что учит татарстанских разработчиков управлять разработками. Обучение также тесно связано с управлением финансами, так как внедрение грамотных IT-решений позволит очень сильно оптимизировать бюджет компании. По его словам, программа магистратуры рассчитана не только на теоретическую, но и на практическую часть. Среди сложностей при внедрении программы — отсутствие знания английского языка в российском бизнес-сообществе. Кроме того, в IT-сфере в России ощущается острая нехватка квалифицированных кадров.

— Поэтому одна из задач, которую ставим перед собой мы и федеральное министерство связи и массовых коммуникаций ставит перед нашим университетом — это как можно быстрее готовить высококвалифицированные кадры. С другой стороны, в условиях политической ситуации, в которой сейчас находится страна, видна очень четкая позиция государства переходить на отечественный софт и на отечественное оборудование. Поэтому мы в том числе должны участвовать в разработке этого софта и подготовке людей, которые могут это сделать.

По словам Алеша Живковича, нужно очень быстро двигаться в этом направлении, но в системе образования это не всегда возможно. Важность развития IT-сферы признали и другие участники бранча.

Официальная площадка мероприятия:

Мария Горожанинова, фото Романа Хасаева, видео Арчи Стасевича
МероприятияБизнес-бранчи

Новости партнеров