Александр Домбровский: «Новые требования к местам размещения камер облегчат контроль за дорожной ситуацией»
Дорожные камеры «Азимут 4» могут появиться на дорогах Татарстана
С сентября в России вступили в силу новые требования к установке комплексов фотовидеофиксации на дорогах. Подробнее о федеральных правилах применения дорожных камер, способностях комплекса нового поколения «Азимут 4» и других цифровых технологиях обеспечения безопасности дорожного движения в интервью «Реальному времени» рассказал заместитель генерального директора ГК «Урбантех» Александр Домбровский.
«Урбанхтех» на Kazan Digital Week 2024
— Александр, на выставке Kazan Digital Week 2024 группа компаний «Урбантех» представила яркий стенд с большим арсеналом передовых цифровых решений, направленных на предупреждение аварийности на дорогах. Среди них — модифицированный комплекс фотовидеофиксации нарушений ПДД «Азимут 4». Большинство посетителей форума наверняка увидели его впервые. Почему вы решили приехать в Казань?
— Наша компания давно занимается разработками в области обеспечения безопасности дорожного движения, являясь технологическим и сервисным партнером Москвы, Московской области, а также занимается внедрением ИТС в других городах страны. Международный форум Kazan Digital Week 2024 — авторитетная площадка для демонстрации современных технических решений в области цифровизации транспорта для повышения безопасности движения. Мы давно сотрудничаем с транспортными властями регионов, с ГАИ в создании программных продуктов, аппаратной базы, которые помогают спасать жизни людей на дорогах. Интеллектуальная платформа, разработанная ГК «Урбантех», помогает анализировать аварийность и подбирать оптимальные инструменты для повышения БДД. На основании аналитических данных определяем места с риском совершения ДТП для размещения комплексов фотовидеофиксации, согласовываем технологии, которые применяем в программных продуктах.
«Азимут 4» — аппаратный комплекс последнего поколения для автоматического контроля соблюдения ПДД. Он распознает 51 состав нарушений ПДД. Среди них — типовые (движение по обочине, выезд на полосу встречного движения), а также сложные. С помощью машинного зрения камера способна «видеть» непристегнутый ремень безопасности, использование телефона за рулем, тип перевозимых грузов, распознает марку и цвет транспортного средства. Обработка данных ведется при помощи нейросетевых технологий. Комплекс может фиксировать одновременно все типы нарушений ПДД на конкретном участке дороги. Преимущество в том, что он полностью локализован и состоит из отечественных компонентов.
На площадке Kazan Digital Week 2024 мы смогли не только представить собственные решения, но и увидеть, в каком направлении движутся наши коллеги, обменяться опытом и, конечно, принять участие в нетворкинге. Два дня на форуме оказались насыщенными встречами, переговорами и поездками.
Зачем «Азимут 4» привезли в Казань
— Насколько знаю, за рамками форума обсуждалась перспектива вашего присутствия в Татарстане.
— Да, представители ГАИ проявляли интерес к нашим технологиям, оборудованию и его тиражированию в регионах. Очень надеюсь, что наше оборудование будет представлено в Татарстане и станет служить укреплению безопасности дорожного движения. В конечном итоге будет способствовать сохранению жизни людей.
— Общественный совет при Минтрансе РФ совместно с Высшей школой экономики и ГК «Урбантех» опубликовали рейтинг регионов по безопасности дорожного движения. Какие вы ставили задачи? Наверное, не просто собрать информацию, но использовать как инструмент для превентивных мероприятий по повышению безопасности?
— Перед нами стояла глобальная задача — выявить основные факторы риска, которые влияют на уровень безопасности в каждом регионе. Поэтому мы применили обширные математические модели с тем, чтобы выявить болевые точки в одних регионах, а в других — выделить ключевые факторы, обеспечивающие снижение аварийности.
Обычно стандартные рейтинги строятся на основе узких критериев. Оцениваются транспортный риск (соотношение погибших к числу автомобилей в регионе), социальный риск (соотношение погибших к численности проживающих в регионе). Отличие этого рейтинга в том, что здесь использовано большее количество социальных параметров. Так, включили несколько социально-экономических параметров. Это — протяженность дорог, численность медицинского персонала, задействованного в спасении людей, попавших в ДТП. Регионы были по четырем группам в зависимости от уровня обеспечения безопасности. В каждой группе предстояло выявить индивидуальные факторы риска, чтобы подсказать, в чем регион отстает. Мы провели комплексную оценку ситуации с безопасностью дорог, а не только определили места для установки камер фотовидеофиксации.
— При просмотре рейтинга складывается впечатление, что результаты основаны на информации, переданной с камер фотовидеофиксации.
— На следующем этапе мы будем собирать мнения экспертов для полноты картины.
Почему растет аварийность на дорогах
— Что влияет на безопасность дорожного движения?
— Ключевой фактор — это состояние дорог, количество денег в ремонт дорожного покрытия. Во-вторых, на уменьшение смертности сильно влияет численность медперсонала, который вовремя приезжает на место ДТП. В-третьих, количество камер фотовидеофиксации на дорогах и их техническая оснащенность (то есть какое количество правонарушений способны администрировать). К сожалению, увидели, что количество ДТП растет в тех местах, где давно установлены камеры.
Кстати, во время исследования выявили, что уровень безопасности не зависит от количества изданных постановлений. Даже искали связь, а есть ли зависимость количества ДТП от потребления алкоголя.
— Интересно, к каким выводам пришли?
— Прямой связи аварийности от количества выпитого алкоголя нет. Видимо, если в регионе много пьют, то люди не в состоянии за руль садиться. Это шутка, но тем не менее факт.
— С 1 сентября в России вступил в силу Федеральный закон №197 и с ним — новые правила установки комплексов фотовидеофиксации. В чем новации? Почему потребовалась коррекция?
— Изменения в федеральном законе касались не только места установки камер фотовидеофиксации. В первую очередь закон регулирует отношения транспортных властей региона, собственников дорог и ГАИ. Они определяют места размещения комплексов фотовидеофиксации и отвечают за их содержание. Из-за пробелов в законодательстве были серьезные проблемы при выборе этих мест. Теперь федеральные власти собрали большое количество подведомственных актов в единый федеральный закон. Отрасль восприняла его принятие как сигнал к предстоящей стандартизации правил установки камер и их работы. Это положительный момент.
— Требования к местам размещения камер ужесточились?
— Нет, скорее стали прозрачнее. В связи с этим с 1 сентября во многих регионах были отключены камеры фотовидеофиксации как не удовлетворяющие этим требованиям. Если раньше не было нормы об отключении камер, если достигнуты показатели по снижению аварийности, ликвидированы причины установки, то на сегодня такие требования есть. Мы считаем, что это стимулирует к более тщательному анализу мест дислокации камер, в том числе и со стороны ГАИ. Во-вторых, чаще будет проводиться ротация в схеме дислокации камер, а значит, будут использоваться более эффективно.
Дорожные камеры — в концессию
— Насколько знаю, более 11% камер фотовидеофиксации в Татарстане требуют либо отключения, либо смены локации. Это соответствует общероссийской тенденции?
— Мы считаем, что сопоставимо с общероссийскими показателями. Но есть и другие примеры. В Московской области, где эксплуатируется более 2 тысяч наших камер, отключено менее 4% как не соответствующих новым правилам.
Но тут нужно отметить, что большинство камер в Москве и Московской области установлены либо в рамках концессионных соглашений, либо на условиях аренды. Оператор получает контракт на весь жизненный цикл эксплуатации комплексов, в рамках которого предусмотрены затраты на передислокацию. Поэтому у этих регионов есть в бюджете деньги на эти работы. Однако во многих регионах придерживаются устаревших подходов, когда закупку комплексов осуществляет госструктура, а потом эксплуатирует своими силами
Комплекс является сложным техническим средством, его работу регулируют множество нормативных документов, поверки, регистрируют в специальных реестрах. Просто так взять и поменять нельзя. Но если в регионе есть контракт жизненного цикла, то в рамках него возможна модернизация.
— Какие составы правонарушений выявляют современные комплексы фотовидеофиксации?
— Более 50 нарушений. Как уже говорил, комплекс «Азимут 4» может администрировать все происходящие правонарушения. Он фиксирует не только превышение скорости, выезд на полосу встречного движения, наличие разметки, светофора, невключенные фары, пристегнуты ли ремни безопасности. Несколько лет назад сильно изменили архитектуру с учетом применения нейросетевых технологий для распознавания лиц и машинного зрения. За последние два года был сделан большой рывок в применении искусственного интеллекта. С помощью машинного зрения можно с высоким качеством выявлять немало невидимых нарушений. Последняя разработка — выявление случаев, когда мотоциклист движется без шлема, что в случае ДТП вызовет тяжелые последствия. В этом году внедрили эту функцию в аппаратах, установленных в Московской области, уже вынесено первое постановление.
Где ставить — решает ГАИ
— Как определяются места для установки камер? Как определить эффективность?
— Последние изменения в законе позволяют устанавливать камеры по решению ГАИ. Примерную схему дислокации дорожных камер генерирует программный комплекс, а транспортные власти вместе с ГАИ согласовывают. Но теперь ГАИ может устанавливать комплексы в местах повышенного риска в рамках надзора, используя предиктивную аналитику. Что это значит? Есть места социального притяжения — пешеходные переходы, школы, соцкультбыт, это места повышенной опасности, и специфика каждого конкретного места не выявлялась. Теперь возможно выбирать отдельное место установки по решению ГАИ на основе анализа не только аварийности, но с учетом других правонарушений.
Наша программа позволяет оперировать данными о неучтенных ДТП, где не было пострадавших, учитывать характеристики дорог, наличие разделительных полос. Она может подсказать вероятность возникновения ДТП.
— Когда ждать появления «Азимута 5»?
— Мыслей на этот счет немало, у нас есть достаточные мощности. Но этот комплекс позволяет оставаться современным и быть в первых рядах по качеству и эффективности.
— Согласен, камеры стоят на дорогах не для того, чтобы оштрафовать водителя. Они следят за тем, чтобы человек за рулем «включил мозг» и не допускал правонарушений.
Официальный партнер онлайн-конференции.
Реклама ООО «ТАИФ-НК АЗС»
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.