Новости раздела

Как разгон «дорогой редакции» породил новую волну small media

На смену медиагигантам в России приходят СМИ-малыши

Приглашенные спикеры уверены, что после разгона тимченковской «Ленты.ру» и «Русской планеты» в 2014 году, а также распада других проектов сильно изменилась внутренняя среда российской медийной сферы. Вследствие этого с помощью освободившихся журналистов начали появляться проекты, которые объединили названием small media. Собственно, отличительной чертой подобных проектов стало то, что они создаются на некоммерческой основе, не предполагают больших вложений и, по сути, представляют собой новый формат подачи информации.

Small mediа как альтернатива медийным гигантам

Ведущим лекции, которая состоялась во вторник вечером в центре «Смена», выступил соавтор проекта «Последние 30» (один из примеров small media), свободный фотограф, медиаменеджер Сергей Карпов (фото на постере). Он сразу же отметил, что все эти СМИ работают по принципу маленькой грядочки: у каждого есть своя, за которой он и ухаживает. При этом люди здесь готовы тратить свои ресурсы на более глубокую проработку той тематики, которую они создают.

Карпов также выделил три типа маленьких медиапроектов. Так как выступление, по сути, свелось к обсуждению этих типов и их примеров, остановимся на этом подробнее.

Первый тип — персонифицированные малые медиа. В качестве примера здесь можно назвать проект журналиста Олега Кашина. Покинув издательский дом «Коммерсант», он создал свой собственный сайт kashin.guru, ставший, по сути, ЖЖ нового поколения, который к тому же сейчас достаточно «раскручен».

В формате персонифицированных малых медиа также существует блог Павла Пряникова «Толкователь». Напомним, создатель проекта «Русская планета» Пряников в декабре 2014 года был уволен инвестором без объяснения причины. Повторив судьбу редакции «Ленты.ру», следом за ним ушла большая часть команды. Позже он был назначен на должность шеф-редактора кириллического сегмента «Живого журнала». Все это время продолжает пополняться и вышеупомянутый личный блог. Подробнее об этом рассказал уже сам Пряников в ходе непродолжительной онлайн-конференции.

Второй тип small media — классический. Пример — проект Андрея Уродова «Россия без нас», который, по словам Карпова, без преувеличения является культовым проектом для людей, рожденных в середине 90-х — начале нулевых. Среди самых запомнившихся текстов он привел в пример материал про подростков, которые катались на скейтбордах по крышам советских домов. Заголовок статьи говорящий: «Рампы коммунизма».

Другой пример подобных медиа — журнал русской жизни The Slump. Сайт проекта имеет весьма интересный дизайн и обладает не менее интересным контентом, который обновляется раз в несколько дней.

К третьему типу small media, который Карпов назвал проектным, относится, простите за тавтологию, проект «Прожито», где собраны личные дневники XX века. Каждый желающий может зайти на сайт и посмотреть, что писали в Петрограде в первые дни после смерти Ленина, или прочитать ленту из дневников участников гражданской войны. Пока данные для сайта собираются из открытых источников, в дальнейшем авторы проекта надеются создать открытую площадку для работы текстологов и волонтеров.

Еще один проект — «Последние 30», с презентацией которого сейчас в Казани находятся его основатели. Проект представляет собой портретные галереи, которые сопровождают пояснения журналиста и ученого, подробно рассказывающие о постсоветском образовании, науке, бизнесе и так далее.

Среди других small media, которые никоим образом не относятся к последнему типу, следует отметить Breaking Mad Залины Маршенкуловой, чьи ежедневные посты о самых «черных» новостях всего за год стали довольно популярны у россиян. К слову, все вышеперечисленные проекты Карпов посчитал нужным назвать по причине их популярности. На просторах Интернета можно найти и другие, не менее интересные порталы.

«Заработаем бабла и уедем на Гоа»

В завершение встречи Карпов предложил познакомиться с проектом «Батенька, да вы трансформер», на логотипе которого красуется некий усатый господин по имени Теодор Глаголев, которого издание называет забытым историей путешественником. На самом деле этот мужчина был моделью для рекламы роста усов и бороды в газете «Нива» в конце XIX века.

Если заглянуть на сайт прямо сейчас, то можно увидеть на главной странице статьи с веселыми заголовками «Заработаем бабла и уедем на Гоа» и «Михаил Задорнов спасает солнце».

Подробнее о проекте по скайпу рассказал основатель сайта Егор Мостовщиков. К слову, зарабатывает молодой человек профессией журналиста — за плечами у него работа в российском Esquire, Forbes и других крупнейших изданиях России.

Зачатки проекта появились еще в 2007 году. Сам сайт был запущен через 7 лет силами инициативной группы, а толчком к началу работы послужило путешествие в глубь России в поисках аномальной зоны. Путешествие закончилось тем, что был создан проект, основная идея которого заключается в том, что конец света уже наступил, а люди этого просто не заметили.

Сейчас в создании материалов участвует целая команда по всему миру. В планах — выпуск печатной версии издания, перезапуск сайта на современной платформе и открытие собственного магазина с сувенирной продукцией и специальной атрибутикой для экстремальных путешествий.

Кстати, учитывая шуточный формат издания, интересно, что за время существования сайта к его авторам четыре раза обращались с российского телевидения, но ни разу эта инициатива не увенчалась успехом. Среди этих обращений были и предложения писать шутки для Михаила Жванецкого.

Золотой век журналистики

Пока Карпов завершал лекцию, корреспондент «Реального времени» пообщался с другим соавтором проекта «Последние 30», историком, журналистом и еще одним бывшим сотрудником «Русской планеты» Сергеем Простаковым.

— Как вы думаете, есть ли будущее у small media?

— Современная Россия — это сочетание трех факторов: кризис журналистики в старом смысле, вследствие чего на журналистском рынке существует множество людей со способностями и желанием самовыражаться; второе — это удешевление и упрощение возможности создавать подобные СМИ (small media); третье — сама эпоха диктует, чтобы старые форматы изживали себя. Интернет прошел стадии web 1.0, когда человек мог только получать информацию, web 2.0, когда пользователь мог сам туда выгружать информацию, а у нас, видимо, эпоха web 3.0, когда создаются уже свои платформы для размещения информации.

Конечно же, у подобных СМИ будет будущее. Если смотреть на Запад, то мы видим, что там они постепенно сами себя монетизируют, переходят на платные подписки и так далее. Однако в России такой тенденции пока не наблюдается. Очень мало кто выходит из электронного формата. Большинство все-таки надеются, как сказал в своем выступлении Павел Пряников, что с небес явится добрый ангел и вы будете делать что хотите, только за чьи-то деньги. Я думаю такое вряд ли возможно.

— Small media в конечном итоге тоже станут коммерческими проектами?

— Трансформация приведет к тому, что рано или поздно все будет монетизироваться. При этом СМИ будут ни в коем случае не о политике и даже не о «социальщине», а скорее с культурологической направленностью. Возможно, как положено при политической реакции в России, возникнет золотой век. Раньше возникал в литературе, а сейчас — в СМИ. Он будет мало касаться политики, но повлечет за собой создание каких-либо новых интернет-форматов.

— Вы действительно верите в это?

— Абсолютно. Давайте проследим, когда в России был золотой век русской литературы и искусства? После восстания декабристов и восстановления политической реакции Александра I. А что такое «серебряный век»? Он возникает в России после революции в 1905 году. Потому что многие люди, лишенные прямого политического самовыражения, ищут себя в искусстве. А так как мы все-таки живем в век информации, видимо, на этот раз будет не искусство и литература в чистом виде (весь XX век мы видим, что это упрощается: стоит мусорка в ЦСК «Смена», и я не знаю, инсталляция это или действительно мусорка), так что, скорее всего, изменения коснутся медийной сферы. Я в этом уверен.

— Small media не требует финансовых затрат. А можно ли создать новостной портал без вливания средств?

— Новостное издание нельзя, медиа — можно. Отсюда я считаю, что формат small media произрастает из того, что просто нет денег, а не только потому, что это попытка сделать что-то свое.

— В России малые медиа равняются на Запад?

— Я знаю немного малых медиа, которые равняются на западные СМИ, скорее, здесь речь всегда идет о больших медиа. «Коммерсант» как начинал? Давайте сделаем русский New York Times. Или как «Ленту» Кашин называл до разгона русским New York Times. Среди малых медиа идет полная выдумка формата и адаптация под местный рынок. Это не массово, мы идем своей дорогой. Но у нас развитие этого рынка напрямую зависит от политической ситуации в стране. Думаю, если начнется «оттепель», рост будет более бурным. Не будет «оттепели» — рост замедлится, но будет и меньше мусора.

— Получается, что тяжелые времена положительно влияют на развитие новых проектов?

— Это как болезнь. Клетки вырабатывают антитела и помогают справиться с заболеванием. Но я бы предпочел вообще не болеть. Я бы хотел создать «Последние 30» в рамках спецпроекта «Русской планеты», для которого я работал. Но экономическая ситуация сложилась таким образом, что я вынужден с группой товарищей делать проект без денег и только ради идеи. Это вынужденные задачи, так сказать, опыт преодоления того политического мрака и кризиса СМИ, который сейчас существует.

Мария Горожанинова
Мероприятия

Новости партнеров