Новости раздела

«Многих больше всего поразило фото Патриарха с пингвинами. Они часть прекрасного, Богом созданного мира»

Всеволод Чаплин, экс-глава синодального отдела РПЦ по связям церкви и общества, — о пингвинах, объединении церквей и выселках для пацифистов

Турне Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла по Латинской Америке, посещение Антарктиды и встреча с Папой Римским — этим темам посвятил свою колонку в «Реальном времени» протоиерей Всеволод Чаплин. В частности, он указывает, в каких позициях две мировые конфессии сходятся, а в каких разнятся на современном этапе.

Католики съехали

Визит Святейшего Патриарха Кирилла в Латинскую Америку вызвал ожидаемую дискуссию в СМИ и блогах. Многих больше всего поразило фото Патриарха с пингвинами. Впрочем, пингвины – часть прекрасного, Богом созданного мира. Почему бы на них и не посмотреть? Политики и прочие общественно известные лица в Антарктиде не раз бывали и с пингвинами фотографировались, и в этом, поверьте, греха не было, как и в посещении экзотических птиц предстоятелем русской церкви.

Однако приехал Патриарх в Антарктиду прежде всего к людям – к полярникам, которые его пригласили. Между прочим, лишь одна из православных церквей мира – русская – имеет на ледовом континенте свой храм. Полагаю, что и постоянно служащий там русский пастырь – явление в христианском мире теперь уникальное: в прошлом году католические священники, проводившие на Антарктиде летние месяцы, были вынуждены свернуть свою миссию из-за нехватки средств у приглашавшего их Национального научного фонда США. Наша церковь, пожалуй, единственная, которая постоянно служит на всех без исключения континентах. Служит для людей, не для пингвинов, хотя они и украшают быт православных христиан в Антарктиде – романтиков, готовых работать в отрыве от дома на другом конце планеты.

Лишь одна из православных церквей мира – русская – имеет на ледовом континенте свой храм. Полагаю, что и постоянно служащий там русский пастырь – явление в христианском мире теперь уникальное

«Левые» идеологемы церквей

Более серьезным стало обсуждение встречи Патриарха Кирилла с Папой Римским Франциском и подписанного ими совместного заявления. Практически ни у кого не вызвали возражений «политические» пункты документа. Позиции Русской православной и Римско-Католической церквей по глобальным общественным проблемам близки до степени сходства. Это особенно проявилось в годы понтификата Папы Франциска, делающего упор на критике мировой экономической системы и вообще дистанцирующегося от некоторых западных «аксиом». Предстоятели двух церквей ясно подтвердили, что христиане не должны обходить молчанием общественную проблематику.

«Человеческая цивилизация, — говорится в заявлении, — вступила в период эпохальных перемен. Христианская совесть и пастырская ответственность не позволяют нам оставаться безучастными к вызовам, требующим совместного ответа. <…> Растущее неравенство в распределении земных благ увеличивает чувство несправедливости насаждаемой системы международных отношений».

Католическая, но радикально «левая» Куба стала прекрасной площадкой для выражения подобных мыслей, тем более что традиционные христианские церкви, включая «старые» протестантские – лютеран, реформатов, пресвитериан, — сегодня практически в унисон используют «левые» идеологемы.

Риторика ненасилия, к которой все больше склоняется католическая церковь, на самом деле имеет мало общего с традиционным христианством. Пацифизм безжизнен и не учитывает реалий нашего испорченного грехом мира

Пацифизм безжизнен

Папа и Патриарх осудили террор на Ближнем Востоке, однако в совместном документе обходится стороной вопрос о силовом противостоянии «чуме XXI века». Патриарху пришлось оговаривать свою позицию в интервью сразу после встречи: «Совершенно очевидно, что с терроризмом невозможно разговаривать только на уровне диалога и словесных увещеваний — нужно употреблять силу. <…> И поскольку они действуют насильственно, то ответ на эти действия всех тех, кто заинтересован в сохранении не только христианского присутствия, а вообще мира в этих местах, должен быть тоже с использованием силы».

Риторика ненасилия, к которой все больше склоняется католическая церковь, на самом деле имеет мало общего с традиционным христианством. Пацифизм безжизнен и не учитывает реалий нашего испорченного грехом мира. Я, кстати, давно предлагаю выделить пацифистам прекрасный кусок земли где-нибудь в курортной зоне Африки или Ближнего Востока – и дать им, наконец, возможность построить там государство (или не-государство) без армии и полиции…

Претензия на истину

Гораздо более сложной оказалась дискуссия вокруг чисто религиозных элементов совместного заявления и самой встречи. Есть священники, которые высказываются, например, так: «Еще одно препятствие по окатоличиванию Православной Церкви устранено. Но не будем унывать, дорогие братья и сестры! У нас есть обетование о Грядущем Царе. Он наведет порядок в Русской Земле и очистит Церковь от еретиков».

Некоторые спрашивают: означают ли объятия и выражение «две церкви» то, что православные должны признать католическую церковь истинной?

«Если смотреть на вещи прагматично, легко увидеть, что в информационный век востребовано короткое, ясное, недвусмысленное послание. Вопреки разговорам о торжестве толерантности и релятивизма, популярностью все больше пользуется четко выраженная претензия на истину». Фото rbc.ru

И тут с особой остротой возникает один из центральных для современной религиозной мысли вопрос: могут ли быть одновременно истинными две церкви или целая куча религиозных общин? Одинаково ли правильны два учения о Боге, если они расходятся – пусть даже в малом? Оставим для внутрицерковного обсуждения вопрос о расхождениях православных и католиков – а такие расхождения есть не только в сфере давних споров об исхождении Святого Духа, но и в сфере духовной и молитвенной практики.

Если смотреть на вещи прагматично, легко увидеть, что в информационный век востребовано короткое, ясное, недвусмысленное послание. Вопреки разговорам о торжестве толерантности и релятивизма, популярностью все больше пользуется четко выраженная претензия на истину. Политкорректные слова, основанные на боязни кого-либо обидеть, «не цепляют». Вот почему будущее – все-таки за документами не компромиссными, но предельно прямыми и миссионерскими. Безо всякой оглядки на «параллельные реальности». Именно с таким посланием стоит ехать к людям – не только в Антарктиду, но и в Киев, в Донбасс, на Ближний Восток, в Западную Европу.

Протоиерей Всеволод Чаплин, фото patriarchia.ru
Справка

Всеволод Анатольевич Чаплин – священник Русской православной церкви, протоиерей; настоятель московского храма святителя Николая на Трех Горах. Кандидат богословия.

  • Родился в 1968 году в Москве в семье профессора Анатолия Чаплина.
  • После окончания школы в 1985 году начал работу в Издательском отделе Московского Патриархата в отделе экспедиции; поступил в Московскую духовную семинарию, которую окончил в 1990 году.
  • С октября 1990 года по март 2009 года работал в отделе внешних церковных связей Московского Патриархата.
  • В 1999 году возведен в сан протоиерея.
  • С 2009 по 2015 год – председатель Синодального отдела по взаимодействию церкви и общества.
  • Ведет на «Радио Комсомольская правда» передачу «Время доверия». Постоянно публикуется в газете «Русь Державная».
  • Является автором нескольких фантастических произведений, опубликованных под псевдонимом Арон Шемайер.

Новости партнеров