Новости раздела

«Даже когда в Грузии шла война, в Татарстане в нашу сторону не было выпадов»

Казань захлестнула мода на самую поющую страну Закавказья

В седьмую годовщину грузино-осетинского вооруженного конфликта в Южной Осетии корреспондент «Реального времени» побеседовала с председателем грузинской общины в Татарстане Маей Хухунашвили. Также в поле зрения корреспондентов издания попали последние тенденции моды на самую поющую страну Закавказья. О том, сколько грузин живет в республике, за что они любят татар, и почему грузинская молодежь не едет учиться в Россию, «Реальному времени» рассказала председатель грузинской общины в Татарстане, заместитель председателя Совета дружбы народов РТ Майя Хухунашвили.

Грузин больше уезжает, чем приезжает

— Майя Маниуловна, сколько людей на сегодняшний день состоят в грузинской общине Татарстана?

— По данным переписи населения, которая прошла в 2010 году, в Татарстане проживает 1 736 представителей грузинской национальности. Более 800 человек живут в Казани, остальные в районах республики.

— Что поставляется в Россию из Грузии?

— Уже несколько лет на российском рынке присутствует грузинское вино. Также вода «Боржоми» много лет на российском рынке.

— Кого больше — грузин, которые уезжают из России, или наоборот, переезжают в Россию?

— Сейчас представители грузинской национальности чаще уезжают, чем приезжают. Уезжают преимущественно те, кто так и не получил российского гражданства.

Очень мало мигрантов из Грузии. Это связано с тем, что сейчас из Грузии в Россию можно приехать только по частной и ученой визе. Частную визу дают только тем, у кого есть прямые родственники-граждане России. К прямым родственникам относятся родители, брат, муж, жена, дети. Однако двоюродная сестра уже не является прямым родственником.

При этом при оформлении приглашения гражданин России должен предоставить в УФМС, а потом в консульство документ, удостоверяющий прямое родство, — свидетельство о рождении, свидетельство о браке родителей, — где видно, что гражданина Грузии приглашает в Россию прямой родственник.

— Много ли тех, кто приезжает в Россию по учебной визе?

— Сами посудите: кто сейчас будет приезжать в Россию по учебной визе? Это очень дорого. И тот, кто имеет такие деньги, не приедет в Россию, а будет получать образование у себя на родине. По учебной визе учатся грузины, которые живут в России, но не имеют российского гражданства. При этом они имеют временное гражданство, вид на жительство, поэтому учатся как иностранцы.

— Если вернуться к событиям 2008 года, когда случился вооруженный конфликт между Грузией с одной стороны и Южной Осетией и Абхазией, а также Россией, с другой, есть ли напряженность в отношениях россиян с грузинами?

— Я думаю, что сейчас уже все выпрямилось, наоборот. Есть некая натянутость, когда дело касается политики, но люди сейчас очень редко говорят о политике. Когда мы ездим в Грузию, то видим там очень много туристов из России. Видно, что Грузия делает большой упор на туризм. И когда страна делает упор на привлечение туристов, то ее представители никогда не станут отпугивать гостей или выражать агрессивное отношение к приезжим.

Где самые именитые грузины работают

— Как чувствуют себя здесь те, кто живет в России давно, несколько десятилетий, а то и с рождения?

— Я считаю, что это связующее звено между Грузией и Россией. Потому что то поколение, которое сейчас растет в Грузии, видело войну и конфронтацию. А мы смогли, любя свою родину, ни в коем случае не отворачиваясь от нее и не предавая, сохранить теплые отношения между двумя странами.

Что касается Татарстана, то люди здесь очень доброжелательные и очень тактичные. И даже когда шла война не было каких-то выпадов в сторону грузин, проживающих на территории России. Будущее за нами, теми грузинами, которые живут в России, и дети, которые выросли здесь, — носители российской культуры.

В Татарстане очень хороший межнациональный климат. Все грузины нашли себя, работают, живут полноценной жизнью — и профессиональной, и личной.

— Каких известных представителей грузинской национальности в Татарстане вы могли бы выделить?

— Их очень много. Это представители медицины — Роин Джорджикия, главный кардиохирург Республики Татарстан, его супруга — известный врач-офтальмолог Этери Берия-Джорджикия, Тариел Басиашвили — известный врач-уролог Казани, экс-генеральный директор АО «Казанская кондитерская фабрика «Заря» Зураб Хубулава, проректор Института социальных и гуманитарных знаний Нона Димитриева, игрок ФК «Рубин» Соломон Кверквелия, известный в республике хореограф-постановщик кавказских танцев Теа Пертая. Под ее руководством ансамбль грузинского народного танца «Оцнеба» получил в этом году звание народного. Также хотелось бы отметить в числе известных представителей Грузии татарстанского бизнесмена, мецената Гоча Кварацхелия и др. Нам есть кем гордиться!

«Если не знаешь, какое вино купить, покупай грузинское»

Именно таким принципом руководствовалось большинство граждан Советского Союза, да и постсоветской России. Но еще до «войны 08.08.08» эта традиция была прервана. До 2006 года Россия являлась основным рынком сбыта грузинских вин. Так, в 2005 году из Грузии в Россию было ввезено 60 млн бутылок вина (около 70% грузинского экспорта вин за тот год). В марте 2006 года российские контрольные органы после ряда проверок установили, что большой объем ввозимой в РФ алкогольной продукции из Грузии не отвечал нормам санитарной безопасности. «Хванчкара», «Киндзмараули», «Алазанская долина» и др. оказались под запретом.

Запрет был отменен только в 2013 году, и уже в первом полугодии 2014 года Национальное агентство вина Грузии зафиксировало бум винного экспорта, обусловленного «пиковым показателем экспорта вин на российский рынок». По данным агентства, за весь прошлый год Грузия экспортировала около 38 миллионов бутылок вина в Россию (60% всего грузинского экспорта вина). Правда, в первом полугодии 2015 года агентство отметило спад экспорта в РФ на 46% по сравнению с прошлым годом, что связало с «политико-экономической ситуацией в России».

Руководитель Госалкогольинспекции Татарстана Игорь Марченко рассказал корреспонденту «Реального времени», что сейчас в РТ практически нет контрафактного грузинского вина. По его словам, акциз и налоги на вино составляют не более 10 рублей на бутылку, и поэтому производители не заинтересованы в том, чтобы везти его незаконно. Из-за высокого риска быть привлеченным к административной или даже уголовной ответственности ввоз вина из-за границы оказывается невыгодным. Зато он вспомнил случай, когда сотрудник ГИБДД остановил «Газель», в которой была обнаружена 50-литровая бочка с вином.

Отдых в Грузии вместо Турции и Египта

В августе 2008 года было прекращено прямое авиасообщение между Россией и Грузией. Чартерные рейсы были возобновлены в 2010 году, а регулярные рейсы — лишь с сентября 2014 года. Но еще до появления постоянного авиасообщения на фоне кризиса туриндустрии стал развиваться стихийный туризм.

— Мы ездили в Грузию на рубеже 2013-2014 года на машинах, — рассказывает жительница Казани Динара Шайхутдинова. — А в 2014 году мы из Москвы полетели в Армению, а оттуда — на машине в Грузию.

К 2015 году Грузия вошла в число популярных мест для отдыха казанцев.

— Сейчас популярные направления туристов — Крым, Сочи, курорты Краснодарского края, Питер, Москва, но при этом также хорошо летают в Тбилиси и Грузию в целом. Туда летает S7 и «Аэрофлот» через Москву, — рассказал «Реальному времени» Азамат Сабиров, директор компании AVT.

Низкие цены, интереснейшая архитектура и отменная кухня привлекают туристов.

Хинкали вместо мантов

Кстати, о грузинской кухне после грузино-осетинского конфликта также пришлось забыть. Из ресторанов, специализирующихся на ней, казанцы могли назвать, пожалуй, лишь «Пиросмани», да и тот в начале 2010-х переживал не лучшие времена.

Однако с восстановлением контактов вернулся и интерес к грузинской кухне. В 2013 году по Москве стала распространятся мода на хинкали — грузинские «пельмени». В Казань эту моду принесла московская сеть ресторанов «Хинкальная № 1», открывшая в 2014 году в столице РТ свое первое заведение. Оно удивило казанцев не только новым блюдом, но и грузинами-официантами, дорогими винами со сложнопроизносимыми названиями и грузинскими песнями.

Сейчас на карте Казани можно найти сразу 5 грузинских ресторанов («Пиросмани», «Тифлис», «Генацвале», две «Хинкальных № 1»), а хинкали стали включать в свои меню и совсем негрузинские кафе.

«Сулико» сменила мода на Нино Катамадзе

К слову о грузинской музыке, она снова вошла в нашу жизнь. Не то чтобы «Сулико» и «Тая-тая» неслись из каждого казанского окна. Однако мотивы самой поющей страны Закавказья вернулись к нам по крайней мере с помощью Нино Катамадзе. Каждый концерт грузинской дивы в Казани пользуется успехом.

Фото Майи Хухунашвили на постере kazanfirst.ru

Гузель Шамилова, Дмитрий Семягин

Новости партнеров