Надир Альмеев: «Нас травили, обвиняя в абстракционизме»
Сегодня в Галерее современного искусства РТ открывается действительно уникальная выставка — художник Надир Альмеев представляет коллекцию своих работ, среди которых 100 листов посвящены иллюстрациям «Божественной комедии» Данте. Пожалуй, таким трудом не может похвалиться ни один из графиков. Сложнейший литературный материал получил адекватное художественное воплощение. Накануне открытия выставки корреспондент «Реального времени» встретилась с художником.
«Это был послевоенный город»
— Надир Усманович, имя у вас не совсем обычное. Когда вы родились, ваш отец, известный тенор Усман Альмеев, случайно не готовил партию Надира в «Искателях жемчуга»?
— Нет, в это время «Искатели жемчуга» не шли в казанской опере, но, очевидно, отец помнил эту партию из оперы Бизе еще по учебе в оперной студии. Бизе ведь композитор популярный во все времена.
— В последнее время вы часто выкладываете посты в «Фейсбуке», где рассказываете о Казани вашей юности и становления. Давайте поговорим об этом городе, который мы не застали.
— Это была послевоенная среда. Я родился в 1946 году, следы войны были еще явственны и ощутимы. Для страны были годы трудные, разруха, слава богу, в Казани ее не было. Но эвакуированные, госпитали, даже военнопленные — это все было. Пленные немцы строили и здание оперного театра, и жилье. Вышки стояли с колючей проволокой, собаки лаяли.
— А культурная жизнь?
— Отец работал в «Гастрольбюро», потом оно было преобразовано в Госконцерт, там работали Утесов, Шульженко, и отца туда приняли. Он объездил весь Советский Союз с концертами, принимали его на ура. Мне было тогда три-четыре года, оставлять меня было не с кем, и я тоже ездил на гастроли с родителями. Однажды испугался грохота аплодисментов и пустился в крик.
— Казанские театры с какого времени вы помните?
— Оперный в то время работал в здании нынешнего Театра драмы и комедии им. К. Тинчурина, естественно, туда меня тоже брали с собой родители. Было очень много хороших спектаклей, часто на постановки приезжали режиссеры из Москвы. Рядом с театром жил композитор Салих Сайдашев, с которым дружил отец, и бывало, что отец после репетиции заходил к нему и, естественно, брал меня с собой. Тогда, помимо спектаклей, часто бывали концерты, и была такая практика, что они иногда шли в Качаловском.
Баки Идрисович появлялся у нас в доме, наверное, через день, он ходил на концерты моего отца. Урманче был очень музыкальным человеком. Фото kitaphane.tatarstan.ru
«На выбор профессии повлиял Баки Урманче»
— Вы выросли в музыкальной среде, не было желания заниматься музыкой?
— Было, я даже поступил в знаменитую первую музыкальную школу к Рувиму Полякову, поступил в класс скрипки, проучился год, заболел, и занятия музыкой пришлось оставить. К сожалению. Потом была первая художественная школа, я ее тоже из-за какой-то очередной болезни оставил. Художественная школа тогда была в здании художественного училища. Я в это время еще не мог определиться, что мне интереснее. И это длилось до приезда в Казань Баки Идрисовича Урманче. Он вернулся в 1958 году. В этот период в Ливадии находилась правительственная дача, сейчас там санаторий, и там, в правительственном коттедже, министерство культуры республики поселило Урманче. И он перевозил из Средней Азии материалы.
— Урмаче каким-то образом повлиял на ваш выбор профессии?
— Конечно! Баки Идрисович появлялся у нас в доме, наверное, через день, он ходил на концерты моего отца. Урманче был очень музыкальным человеком. К сожалению, в Казани не смогла прижиться его жена, коренная москвичка. Через некоторое время Урманче получил трехкомнатную квартиру и в одной из комнат устроил мастерскую. Вот там я уже начал ему помогать.
Урманче делал много работ, посвященных Габдулле Тукаю, я даже как-то ему позировал. Сейчас эта работа в мраморе находится в Союзе писателей РТ
«В КГБ не вызывали, но шум был»
— То есть вы поначалу занялись скульптурой?
— В принципе, да. Глиной. Урманче научил меня по-настоящему замешивать глину, и я начал работать. В какое-то время мы занялись малой пластикой, керамикой, у него была небольшая муфельная печь, мы обжигали в ней скульптурки. Позже Урманче получил под мастерскую коттедж, в это время у него был цикл ленинских работ.
— Время было такое.
— Работ было много, я даже не понимал, куда они пойдут потом, но куда-то ушли. Потребность в них в то время была. Урманче делал много работ, посвященных Габдулле Тукаю, я даже как-то ему позировал. Сейчас эта работа в мраморе находится в Союзе писателей РТ.
— Вы легко поступили в художественное училище?
— Поначалу с подачи Урманче я был вольнослушателем, преподавал у нас Виктор Куделькин.
— Во время учебы у вас был эпизод, когда вы с друзьями оформили Черное озеро…
— Да, травля была. Мы сделали новогоднее оформление, немного не традиционное, и какая-то бабушка, учительница, обвинила нас в абстракционизме!
— Это правда был крутой авангард?
— Мы там просто классно шутили! Например, вокруг елочного барабана у нас сидел джаз-оркестр. Это кого-то раздражало. Люди же привыкли к мультяшным персонажам. Началась травля. В КГБ не вызывали, но партийные газеты «Советская Татария» и «Социалистик Татарстан» устроили травлю. Вменили нам абстракционизм, хотя то, что мы сделали, к абстракционизму никакого отношения не имело.
— Кто помог?
— Заступилась «Комсомольская правда», в газете появилась статья в нашу защиту, в Казани испугались, вдруг что-то не так выйдет, и замолчали.
«Очень хотел учиться режиссуре у Михаила Ромма»
— Какие-то отголоски посещения Хрущевым выставки в «Манеже» были слышны в Казани?
— Власти это, конечно, насторожило, но у нас были свои похожие истории. В Казани жил художник постарше нас, фронтовик, Алексей Аникиенок. Его выставки все время закрывали, например, у него была выставка в Доме ученых, ее открыли и тут же закрыли. Прессовали как хотели. Время было такое.
С Роммом у меня не сладилось, он умер через полтора месяца от третьего инфаркта… Фото msk.kprf.ru
— У вас была возможность учиться и жить в Москве, почему вы ей не воспользовались?
— Я хотел конкретно учиться режиссуре у Михаила Ромма. В это время во ВГИКе открылась экспериментальная мастерская мультипликации, где преподавала Лидия Григорьева, я там учился. Григорьева увидела меня в коридоре, я стоял с папкой, и она попросила показать мои рисунки. Так я пошел учиться на мультипликатора. А к Ромму я внаглую пришел домой, я с детства любил его как режиссера, много раз смотрел его фильмы. Ромм был одним из выдающихся режиссеров. И вот я пришел в этот дом рядом с памятником Юрию Долгорукому, где на первом этаже сидела консьержка, пришел вечером, когда Ромм был дома. Дверь открыл его внук, крикнувший: «Дедушка, к тебе!». Вышел Ромм, он в это время раскладывал пасьянс и курил сигареты «Дымок». Я сказал, что я первокурсник, вгиковец, но очень хочу у него учиться. На удивление, мы с ним долго проговорили — более двух часов. Ему все было интересно. Но с Роммом у меня не сладилось, он умер через полтора месяца от третьего инфаркта. Я прожил в Москве еще три года, но все было уже не то. Мультипликация меня не привлекала, даже экспериментальная.
— Что, по-вашему, сейчас представляет художественная жизнь в Казани? У нас, например, совсем нет арт-рынка.
— У нас его и не было, к сожалению. Сейчас жизнь какая-то разрозненная, где-то, наверное, художники общаются, так и должно быть, но эти группы малочисленны. Трудно проследить, какие есть сообщества. Если в тридцатые годы прошлого века в Казани, например, было такое известное объединение как «Всадник», то сейчас такого нет. Мне об этом рассказывал сам Константин Чеботарев, мы с ним познакомились на его выставке в галерее краеведческого музея, так тогда назывался Национальный музей РТ. Это было время, когда в городе еще не было выставочного зала. В прошлом в Казани была мощная художественная жизнь — Чеботарев, Платунова, братья Бурлюки, Родченко… Но мы, даже студентами, не знали об этом.
В прошлом в Казани была мощная художественная жизнь — Чеботарев, Платунова, братья Бурлюки, Родченко… Но мы, даже студентами, не знали об этом
«Про Данте мне подсказал Лаптев»
— Вы сейчас ходите на чужие выставки?
— Стараюсь. Последняя выставка, которая произвела на меня впечатление, была экспозиция Даши Намдакова, он показал очень тонкое ремесло.
— В Казани, на ваш взгляд, есть перспективные молодые художники?
— Трудно сказать. Два года назад я видел работы выпускников нашего училища, они не пришлись мне по душе. Много школярства, если честно.
— Сегодня вы в том самом порядке, как это и должно быть, выставляете 100 листов, посвященных «Божественной комедии». Почему такая любовь к Данте?
— Мне подсказал эту тему наш замечательный ученый Борис Лукич Лаптев. Кстати, одна из моих выставок вообще проходила у него в кабинете, в институте математики и теоретической физики, мои работы там висели два или три месяца. И однажды Лаптев меня спросил: «А как вы относитесь к «Божественной комедии»?». Я ответил, что читал Данте только однажды, и особого впечатления на меня не произвело. Разумеется, читать Данте надо, обладая опытом, у меня его тогда не было. Потом я «Божественную комедию» перечитал и открыл ее для себя заново. И внимательно отнесся к комментариям Михаила Лозинского, лучшего комментатора и переводчика Данте.
— Как долго вы работали над этой серией?
— Более двадцати лет.
— А не было предложения от музеев купить у вас сразу всю серию?
— Нет, не было. У меня была мысль показать мои работы во Флоренции, на родине Данте, для этого надо связываться с итальянцами, пока у меня это не получилось.
Разумеется, читать Данте надо, обладая опытом, у меня его тогда не было. Потом я «Божественную комедию» перечитал и открыл ее для себя заново
— Вам просто нужен хороший агент.
— У меня сейчас такого нет.
— Нет у вас в планах сделать серию работ, посвященных Казани?
— Есть, не совсем Казани, но тем не менее. Я работаю над «Новым Кисек-башем» Тукая. Уже сделал более десяти рисунков. Надо перевести в материал, может быть, немного добавить цвет.
— Вам уютно в новой Казани, все-таки город очень поменялся.
— С моего детства, с юности многое поменялось. Казань стала другой, более половины центральной части исчезло. Деревянной Казани нет. А там были такие замечательные резные элементы! Новый город не очень уютный, а архитектура оставляет желать лучшего. Очень много случайного и ненужного, цельной архитектурной среды не создалось. Старая Казань была цельной. Даже сталинский ампир был цельным.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.
Справка
Надир Альмеев родился в 1946 году. Окончил Казанское художественное училище. Член Союза художников России, один из мэтров изобразительного искусства Татарстана. Лауреат премии минкульта РТ им. Баки Урманче. Автор уникальной серии — 100 работ, посвященных «Божественной комедии» Данте. В девяностые годы возглавлял Союз художников РТ. Работы Надира Альмееева экспонировались во многих странах мира, хранятся в музеях и частных коллекциях.