Новости раздела

Василий Лихачев: «Возникает вопрос об эффективности работы разведки Бельгии»

Экс-постпред РФ в ЕС о терактах в самом центре Брюсселя, джихадистских столицах и дефиците профессионализма у западных политиков

Сегодня в Брюсселе произошли теракты: взрывы прогремели в аэропорту и метро. Пока выясняются подробности происшествия и виновные, «Реальное время» обратилось к члену ЦИК РФ Василию Лихачеву — известному государственному деятелю, выходцу из Татарстана, который с 1998 по 2003 год работал в Брюсселе постоянным представителем РФ в ЕС. По мнению эксперта, сегодняшний теракт в очередной раз показывает, что давно настало время объединять усилия России и Запада в борьбе с терроризмом.

Вызовы международному сообществу

— В аэропорту и метро Брюсселя сегодня произошли взрывы. Какие сигналы и вызовы поступили международному сообществу со стороны террористов?

— Очень хороший вопрос. Я думаю, что сигналов несколько — и политических, и ориентированных на сотрудничество, и ориентированных на решение вопросов безопасности. Первый сигнал однозначно для меня: принимаемые меры в борьбе с терроризмом еще недостаточно эффективны. Они недостаточны. Уровень сотрудничества, уровень доверия между государствами в рамках этого сотрудничества по антитеррористическому тренду явно не отвечает тем проблемам, которые мы видим на примере Сирии, событий во Франции, а сегодня и Бельгии.

Второй сигнал состоит в том, что ситуация, связанная с дискриминацией, санкционной политикой в отношении России, на фоне таких событий просто становится абсурдной. Сегодня крайне необходимо в рамках законсервированного сотрудничества России с Парламентской ассамблеей Совета Европы, с Европейским парламентом, с НАТО и другими структурами проводить международные мероприятия — круглые столы, конференции — для того, чтобы определить степень угрозы, которая, как мы видим, активно распространяется даже в тех странах, которые являются благополучными и которые открыты с чистым сердцем на принятие лиц со Среднего и Ближнего Востока, мигрантов.

«Первый сигнал однозначно для меня: принимаемые меры в борьбе с терроризмом еще недостаточно эффективны». Фото twitter.com

Третий момент состоит в том, что Российская Федерация, силовые структуры, которые имеют очень серьезный опыт работы по антитеррористическому вектору, готовы оказать содействие их коллегам в Королевстве Бельгия в случае обращения, практически любой европейской стране, которая сталкивается с подобного рода угрозами. Я уверен, что если будет обращение, наши компетентные органы, руководство, Совет Безопасности, президент страны Путин откликнутся на эти просьбы, потому что нельзя рассматривать произошедшее в Бельгии только локализованной ситуацией, локализованным происшествием, эта цепочка может тянуться куда угодно. В этой связи нашим авиакомпаниям — в частности, «Аэрофлот» летает туда — нужно принимать крайне серьезные меры, чтобы пассажиры, летящие этим направлением, а главное, компании, команды были готовы на случай возникновения такой экстраординарной ситуации. Эти сигналы разноплановы, но связаны с одним тезисом: безопасность, в том числе и национальная, безусловно, требует международного сотрудничества и взаимодействия — открытого, доверительного, основанного на принципах международного права.

Дефицит профессионализма у западных политиков

— Василий Николаевич, после этих терактов не изменится ли отношение России и Европы, НАТО, как это произошло между нашей страной и США после 11 сентября?

— Разумный человек всегда делает выводы по поводу того, что происходит вокруг него и с ним. У меня такое ощущение, что сегодня дефицит профессионализма у политиков, управленцев на Западе. Это не в обиду им сказано.

Исходя из своего опыта пяти лет проживания в Брюсселе могу сказать, что всегда вот эти проблемы существовали. Какие-то резервации создавали. Если пойти по Брюсселю, там есть китайский район, есть арабский район, где живут выходцы из Африки, в частности, из Северной Африки. Надо не просто заниматься благотворительностью в отношении этих людей — надо создавать совершенно нормальные условия по их интеграции в европейское сообщество, европейскую жизнь, европейскую культуру. Соответственно, должны быть более эффективные, связанные с интеграцией, нормативные правовые национальные системы.

Европейский джихадистский квадрат

— Сейчас Брюссель называют джихадистской столицей Европы, поскольку в столице Бельгии очень много арабов, мусульманских кварталов. Согласны ли вы с таким утверждением или нет?

— Конечно, согласен. Если посмотреть внимательно на такие основные точки присутствия в Европе выходцев из арабского, мусульманского мира, то это будут Лондон, Париж и Брюссель. Четвертая — это Берлин. Поэтому я полагаю, что в самое ближайшее время будет заседание Европейской комиссии — главного исполнительного органа Европейского Союза, очевидно, будет принята очередная резолюция Европейского парламента.

«Если посмотреть внимательно на такие основные точки присутствия в Европе выходцев из арабского, мусульманского мира, то это будут Лондон, Париж и Брюссель». Фото turbina.ru

Но здесь самое важное, чтобы не распространяли такой негатив, нигилистическое отношение к выходцам из других стран, не европейских, не рассматривали их в качестве людей другого сорта, чтобы не возбуждалось негативное отношение. С европейцами надо тоже говорить, просвещать, что есть культура, есть религия, есть конфессия, которая отличается от христианства, но которая существует и имеет право на существование. И вопрос диалога цивилизаций и конфессий, особенно после сегодняшних событий в Бельгии, приобретает архиважное значение. Я думаю, что Российская Федерация со своим политическим опытом, своим опытом антитеррористической работы, опытом борьбы с криминалом здесь может выступить очень серьезным субъектом. Еще раз скажу: будут обращения — и Россия откликнется на них.

Эффективность спецслужб

— Приходилось ли вам бывать в тех местах, где произошли взрывы?

— Конечно, я очень хорошо знаю аэропорт Завентем. Я удивлен, поскольку там внутренние полицейские службы работают очень жестко, просто предельно жестко. Я знаю метро «Шуман», он примыкает к европейскому кварталу, где находится главный орган Европейского Союза, там очень много посольств. Совсем недалеко там миссия, которую я возглавлял, — представительство Российской Федерации при Европейском Союзе. Это самый-самый центр.

И сегодня возникает вопрос об эффективности работы и контрразведывательных служб, и разведки Бельгии. Потому что я знаю, что эти районы находятся под пристальным вниманием силовых структур Королевства. Совершенно непонятно, почему… информация какая-то предварительная была за два-три дня — почему эту информацию не реализовали? Вопрос компетенции. Силовые структуры не любят, когда гражданские вмешиваются в эти дела, но факт остается фактом.

— Подобные теракты возможны ли в России?

— Знаете, в России властные структуры — и политические, и силовые — за последние годы очень много сделали для обеспечения режима безопасности. Надо не думать о том, что может что-то произойти, а надо на очень высоком уровне поддерживать ориентацию и способность на любые малейшие проявления в рамках антитеррористической работы. Я думаю, что в России сегодня складывается антитеррористическая политика.

«Я очень хорошо знаю аэропорт Завентем. Я удивлен, поскольку там внутренние полицейские службы работают очень жестко, просто предельно жестко». Фото flanderstoday.eu

Есть хорошие подготовленные кадры, есть специальная техника, используется новая методика с учетом ситуации на Ближнем и Среднем Востоке и событий, которые мы сегодня с вами вместе наблюдаем в европейском пространстве. Российские спецслужбы готовы к такого рода вызовам.

Тимур Рахматуллин

Новости партнеров