7 дней: от праздника милосердия и щедрости до ралли «Шелковый путь»
Почему один из главных праздников мусульман лучше всего встречать в небольшой деревушке, какой подарок преподнесла себе на 80-летие республиканская ГИБДД, в чем кроется секрет успеха особой экономической зоны «Алабуга» и какой рекорд поставили участники гастрономического фестиваля «Вкусная еда»? Об этом и не только шла речь в очередном выпуске итоговой программы телеканала ТНВ — «7 дней».
Праздник милосердия, терпимости и щедрости
На прошлой неделе мусульмане во всем мире отметили наступление Ураза-байрам, второго по значимости праздника в исламе. В Татарстане богослужения прошли более чем в 1 500 мечетях. У этого праздника есть свои правила. Перед тем, как собираться в мечети, верующие должны дома совершить полное омовение, надеть лучшие одежды и прийти на богослужение пораньше. До начала намаза нужно раздать милостыню нуждающимся. Стоит отметить, что это один из самых красивых мусульманских праздников, в который принято навещать близких и родных, друзей и знакомых, желать им счастья и здоровья, делать подарки.
В этом году главный праздничный намаз с участием муфтия Татарстана прошел не в Кул Шариф, как в прошлом году, а во вновь отреставрированной Галеевской мечети на улице Тукая. Кстати, в здании рядом с мечетью теперь будет находиться новая резиденция Духовного управления мусульман Татарстана. На праздничном открытии побывал президент республики Рустам Минниханов. Поздравив работников ДУМ с переездом в новое здание и пожелав им плодотворной работы, президент Татарстана принял участие в утреннем намазе по случаю Ураза-байрам. А съемочная группа «7 дней» решила встретить Уразу-байрам по древней традиции — с появлением первых лучей солнца, для чего отправилась в одну из деревень республики.
В небольшой деревушке Мурали, находящейся в 80 километрах от Казани, живы традиции предков: по древнему татарскому обычаю Ураза-байрам здесь начинают встречать до восхода солнца. В два часа утра в домах появился свет и местное население, в основном мужчины, начали подходить к деревенской мечети.
Для правоверных мусульман это время утреннего намаза. До восхода солнца остаются считанные часы, которые в деревне Мурали в этот священный для мусульман день стараются провести с максимальной пользой. До начала нового месяца Шавваль по мусульманскому календарю, первые дни которого как раз и знаменует праздник Ураза-байрам, нужно успеть прочитать утреннюю молитву и выслушать праздничную проповедь — для чистоты души и сердца.
Небольшая деревенская мечеть была построена в 2005 году силами меценатов, выходцев из этой деревни. Старая мечеть сгорела еще в 20-е годы прошлого века, и все это время в Мурали на праздник Уразы мужчины собирались на кладбище. Говорят, что оттуда было даже лучше видно, когда от земли отрывается солнце и Ураза-байрам вступает в свои права.
Это были времена, когда Мурали была большой деревней, состоящей из 140 хозяйств, работал богатый колхоз «Коммунист». Но даже в годы свирепого атеизма здесь смогли сохранить древние обряды и традиции.
Так сложилось, что один из самых авторитетных и почитаемых людей деревни Мурали Расип Набиуллин, некогда бригадир колхоза «Коммунист», стал хазратом новой мечети. По сути, ничего не изменилось. К нему так же по привычке приходят за советом и помощью. И за будущее деревни негласный деревенский вожак болеет больше, чем кто-либо.
Ураза-байрам — время осмысления, покаяния и прощения, время надежд и свершений, время, когда на одном молитвенном коврике все равны. Нет богатых и бедных, больных и здоровых, пожилых и молодых. Такова традиция одного из самых красивых и добрых мусульманских праздников — праздника милосердия, терпимости и щедрости.
Галеевская мечеть Казани впервые после революции принимает прихожан на праздник Ураза-байрам. Это стало настоящим праздничным событием для мусульман Татарстана. Построена она была в конце XVIII века, но в советские годы на ее долю выпало немало испытаний: в духовной обители находились и гостиница, и Дом колхозника, и даже коммунальные службы. Но время все расставило по своим местам, и теперь в Галеевской мечети вновь звучит праздничная молитва.
Расип Набиуллин уверен, что еще настанут такие времена, когда в каждой деревне и в больших городах будут чтить традиции своего рода и своих предков, и Ураза-байрам будут отмечать именно так, как это делали наши деды и прадеды. В этот день по обычаю мужчинам необходимо посетить кладбище, чтобы прочитать молитву за упокоение душ усопших. А потом будут гости, будет праздничный стол, угощение, и неизменные оладьи, по-татарски — гает коймагы, которые готовятся по особому рецепту. Такой вот добрый старый татарский обычай собирать гостей с первыми лучами солнца, когда дети еще спят крепким сном.
Подарки к 80-летнему юбилею
Большой юбилей на прошедшей неделе отметила Республиканская ГИБДД — 80 лет со дня образования. Круглая дата и целая россыпь подарков, причем от самих же автоинспекторов. Во-первых, победа во всероссийском конкурсе сотрудников Госавтоинспекции. За несколько дней до юбилея в упорной борьбе ее добыл инспектор из Набережных Челнов Ильвир Минниханов, однофамилец президента РТ и главы татарстанской ГИБДД. Чуть раньше юные автоинспекторы не оставили никаких шансов своим конкурентам на всероссийском конкурсе во Владивостоке. Причем, надо отметить, что все эти успехи и победы далеко не первые и совсем не случайные.
Для них служба — это их жизнь, говорят про автоинспекторов их жены и матери. Без выходных и праздников, в жару и холод они всегда на посту. За 80 лет, что существует татарстанская госавтоинспекция, инспекторы видели сотни тысяч аварий, обезоруживали преступников, перекрывали поставки наркотиков. И главный результат — печальная статистика погибших на дорогах сокращается.
Как подчеркнул начальник Управления ГИБДД МВД по РТ Рифкат Минниханов, тенденция к снижению есть, но все же сотни погибших на дорогах — свидетельство того, что еще есть над чем работать: «Мы видим свои недостатки и усиливаем здесь работу. Но есть вопросы и по состоянию дорог».
Незаменимые помощники инспекторов — новые технологии и современные приборы, действующие на дорогах в режиме нон-стоп. Ни для кого не секрет, что татарстанская ГИБДД в этом отношении — одна из самых оснащенных и передовых во всей стране. Но какими совершенными ни были приборы, какие бы умные системы ни регулировали трафик на дорогах, какие бы камеры ни стояли — человеческий фактор никто не отменял. Он по-прежнему определяет многое, если не все, в эффективной работе татарстанской автоинспекции.
Ильвир Минниханов, лучший инспектор ДПС России, попадает в крепкие объятия своего однофамильца Рифката Минниханова — главного автоинспектора Татарстана. За заслуженными им наградами пришлось сходить аж несколько раз: все кубки и дипломы разом не уместились в руках чемпиона. Кроме звания лучшего инспектора страны, Ильвир получил еще и спецприз — заветный кубок победителя в триатлоне. Капитан полиции из Набережных Челнов занял первое место по итогам состязаний в скоростном маневрировании, кроссе и стрельбе. Кроме дипломов и кубков победителю конкурса от российского ГИБДД вручили кофемашину, а от президента Татарстана — автомобиль.
Кстати, Ильвир Минниханов далеко не первый победитель из Татарстана на российском уровне. До него еще четверо инспекторов республики поднимались на первую ступень пьедестала всероссийского смотра-конкурса, а призеров соревнований было еще больше.
Еще одни победители конкурса российского масштаба — юные инспекторы дорожного движения. Юидовцы совсем недавно вернулись с блестящей победой из Владивостока, где проходил конкурс «Безопасное колесо». Причем, помимо победы в абсолютном командном зачете по итогам всех конкурсов, татарстанские юидовцы заняли первые места в трех из пяти этапов, предусмотренных программой соревнований, а также стали победителями в абсолютном личном зачете.
Впереди у ребят чемпионат Европы по правилам дорожного движения, который пройдет в Чехии в сентябре этого года. Подготовка к ответственным стартам уже началась. Татарстанские юидовцы едут туда только побеждать, хотя конкуренция и обещает быть жесткой. У команды очень сильные соперники из той же Чехии, Сербии, Швейцарии и стран Прибалтики. Однако у юных республиканских инспекторов уже есть опыт побед на европейском уровне, в том числе на последнем европейском первенстве, который проходил в Австрии.
Этот год стал для татарстанского ГИБДД сверхуспешным в плане различных конкурсов. Помимо побед юидовцев и Ильвира Минниханова, в Смоленске на всероссийском конкурсе по автомногоборью среди юношеских команд спортсмены РТ были вне конкуренции. Причем победили за явным преимуществом и в командном зачете, и в личном первенстве, заняв весь пьедестал почета. Кроме того, по итогам X Всероссийского конкурса телерадиопрограмм о безопасности дорожного движения татарстанское управление было вновь на высоте, став обладателем главного приза — Гран-при конкурса в номинации «Правила дорожного движения — правила жизни».
ОЭЗ «Алабуга» «как большая победа и подвиг людей»
На прошлой неделе первый юбилей — 10 лет со дня основания — отметила особая экономическая зона (ОЭЗ) «Алабуга». За две пятилетки она стала не просто самой крупной, но и эффективной зоной промышленно-производственного типа в России. По сути, это целый промышленный город, в котором зарегистрировано 48 компаний-резидентов и работают уже 22 завода.
Объем произведенной здесь продукции за 10 лет составил почти 180 млрд руб., компаниями за этот период в бюджеты всех уровней уплачено почти 14 млрд руб. налогов и создано более 5 000 рабочих мест. В чем секрет успеха «Алабуги» на фоне, мягко говоря, неуспеха в целом института особых экономических зон России, каковы ее перспективы в будущем, изучала съемочная бригада программы «7 дней».
Марат Хуснуллин, сегодня вице-мэр Москвы, а 10 лет назад — министр строительства Татарстана, проливает свет на историю возникновения «Алабуги». Как он вспоминает, «Рустам Минниханов, пилотируя вертолет из Набережных Челнов в Казань, решил залететь и посмотреть, что происходит в Елабуге. И увидел, как разбирают корпус ЕлАЗа. Рустам Нургалиевич принял молниеносное решение, что есть какой-то новый федеральный закон по ОЭЗ, надо его изучить и применить к этой территории. После чего мы «поехали» по миру. Были в Китае, Сингапуре, Швеции, где развивали такие зоны. Вернулись. И Минниханов сказал мне: «Пока федеральных денег нет, вот вам миллиард, а там разберемся!»
Процесс становления особой зоны, со слов Марата Хуснуллина, был в чем-то сродни ударным стройкам времен социализма, когда энтузиазм, трудовой порыв били через край. Поставили задачу Адилю Ширинову построить за год и ввести в строй первый автомобильный завод.
Игорь Носов в 2008—2010 годах работал руководителем особой экономической зоны «Алабуга». Историю особой экономической зоны он знает, как никто. Говорит, в формуле успеха «Алабуги» смесь разных компонентов, среди которых, важнейший — внимание к проекту руководства Татарстана и лично Рустама Минниханова, поддержка федеральных властей.
Огромную помощь оказал в свое время и президент Владимир Путин, и мало что получилось бы без участия Михаила Мишустина. На этапе зарождения и становления «Алабуги» именно он был куратором особых экономических зон в России. Безусловно, большую роль сыграл профессионализм команды управленцев самой «Алабуги», энтузиазм инвесторов и трудовой подвиг строителей.
Руководитель Федеральной налоговой службы РФ Михаил Мишустин, который 10 лет назад курировал организацию ОЭЗв стране, подчеркивает, что «проект удался, и если говорить в цифрах, то в «Алабугу» на сегодняшний день вложили порядка 100 млрд руб., 25 млрд руб. инвестиций, в том числе и из республиканского бюджета».
А мэр Москвы Сергей Собянин назвал «Алабугу» «большой победой и подвигом людей, которые за достаточно короткое время создали промышленный город».
Что такое «Алабуга» сегодня? Это не просто инфраструктура мирового класса, солидные налоговые льготы и другие преференции, выгодное географическое расположение, развитый рынок труда. Генеральный директор ООО «Кастамону Интегрейтед Вуд Индастри» (Турция) Али Кылыч уверен, что проект иностранной компании ждет продолжение, хотя недавно «Кастамону» уже завершил строительство второй очереди производств.
Впрочем, несмотря на торжественность момента, говорили в юбилейный день не только об успехах, но и новых вызовах, которые стоят перед «Алабугой» сейчас. Задачи на будущее, которые озвучил генеральный директор особой экономической зоны «Алабуга» Тимур Шагивалеев, — дальнейшее совершенствование качества корпоративного управления, рост числа компаний-резидентов, предполагается, что к 2020 году их будет не менее 120, ну и соответственно, рост доходов самой особой зоны. Из ближайших планов — создание совместного российского-китайского предприятия, а также открытие новых производственных площадок, в том числе и нефтехимических.
Новые рекорды «Вкусной Казани»
В Старо-Татарской слободе на неделе для жителей города и туристов провели гастрономический фестиваль «Вкусная Казань». В прошлом году его посетили 25 тыс. человек, в этом гурманов было значительно больше. Национальные и самые необычные блюда готовили повара 30 ресторанов города. В этом году организаторы замахнулись и на новый рекорд — заявили о приготовлении самого длинного в мире хвороста. Продегустировать блюда фестиваля отправилась и съемочная группа программы.
Площадка, где проходили мастер-классы, стала самой популярной на фестивале. Мастер Лилия Байкеева, делясь секретами приготовления татарской национальной сладости с туристами и с жителями Казани, подчеркивает, что талкыш калеве — очень сложный кулинарный продукт и готовить его непросто. Деликатес должен таять во рту, не оставив ни грамма карамели.
В отличие от первого фестиваля второй стал масштабнее. И по площади, заняв две улицы, и по количеству участников, которых стало в два раза больше. Помимо национальных блюд на фестивале можно было попробовать и кухню народов мира. Каждый ресторан представил на вкус гурманов как минимум три блюда.
На фестивале не обошлось и без рекордов. В Казани испекли самый длинный в мире хворост, который четыре кондитера готовили пять часов. Чтобы приготовить гору лакомства, мастерам понадобилось 150 яиц, 20 кг муки и 2 кг сахарного песка.
По оценке журналиста Сергея Темлякова, прошедший фестиваль провели на славу. Хотя есть одно «но». Это нехватка презентаций местных производителей. Съемочная группа отправилась к одному из них — владельцу индюшачьей фермы в Большеключинском сельском поселении.
Как говорит руководитель фермы Ильнур Мадьяров, если пригласят на фестиваль, он с удовольствием примет в нем участие. Он уверен, что и другие татарстанские производители не откажутся. Сейчас его агрофирма выпускает тонну продукции в сутки. Это предприятие полного цикла: здесь индейку выращивают, откармливают, а затем перерабатывают в сосиски, ветчину и колбасу нескольких видов, котлеты и рулеты.
Следующая точка — Большие Яки, где клубничный бизнес развивает Динар Сабитов. Свой бизнес он начинал с 8 тысяч кустов клубники. Благодаря республиканским программам выиграл два гранта. Плантация сегодня — уже 2 га. В следующем году он планирует не только засадить уже 5 га, но и готов принимать туристические группы от 20 человек: Динар ждет в гости тех, кто хочет сам посадить или собрать сладкую ягоду. Весьма кстати: на прошлой неделе президент РТ поставил задачу развивать в Татарстане агротуризм. Скоро здесь начнут выращивать и новые культуры — малину и ежевику.
Марафонская выдержка для «Шелкового пути»
Международное ралли Москва—Пекин, став шестым по счету, стартовало с Красной Площади 8 июля. Старт ему дал президент страны Владимир Путин. «Шелковый путь» пролег и через Татарстан. 9 июля спортсменов уже встречали в тысячелетней Казани. А в воскресенье колонна спортивных грузовиков и джипов отправилась в Набережные Челны — на родину многократных чемпионов международных гонок команды «КАМАЗ-мастер».
В этом году в ралли-рейде «Шелковый путь» будут участвовать шесть экипажей «КАМАЗ-мастера». Они проедут по самым интересным и непростым трассам России, Казахстана и Китая — рекордные 10 735 километров, и финишируют через две недели в Пекине.
Шелковый путь, по которому сотни лет назад неспешно и величественно двигались караваны с товарами, свое коммерческое назначение сегодня сменил на спортивно-объединяющее. Больше сотни экипажей снова пройдут путь из Европы в Азию.
Накануне старта железных коней в белокаменной выстроили прямо у стен московского Кремля. Их можно было посмотреть, потрогать, сфотографироваться. Затем судьи проверили каждую машину на соответствие техническому регламенту и нормам безопасности, и с этого момента все автомобили остались в закрытом парке. До самого старта ралли подходить к ним было нельзя.
О «КАМАЗ-мастере» в Москве говорят «российская команда», в Татарстане — «свои», для челнинцев они «наши», потому и провожали команду на старт усиленным составом болельщиков.
Как подчеркнул участвовавший в церемонии старта ралли президент Рустам Минниханов, «КАМАЗ» — это наш базовый автомобиль, армии, народного хозяйства и, конечно, нам важно, чтобы он достойно выступил. Если взять другие ралли-рейды, они или короткие, или обычно охватывают какую-то песчаную трассу, горную трассу. А вот такую богатую трассу: Россия—Казахстан—Китай — такого в мире нет. Это будет самая сложная и самая интересная гонка!»
С 8 по 24 июля спортивные машины пройдут через 15 городов. Протяженность в 10 735 км — это рекорд и новшество этих гонок. В маршруте тоже есть изменения: впервые ралли «Шелковый путь» пройдет и по территории Башкортостана. В Уфе экипажи только ждут, а в Казани уже встретили.В тысячелетней Казани спортсменов ждал холодный дождь и горячий прием.
Казань — вторая точка маршрута и первый спецучасток, прохождение которого пойдет в зачет. Это два километра трассы, которую специально создали вдоль реки Казанка. На месте большой «песочницы» за месяц выросли пять трамплинов и десять поворотов-виражей, чтобы зритель мог оценить всю мощь и величие участников гонки.
Как говорит директор ралли «Шелковый путь» Владимир Чагин, маршрут довольно разнообразный и включает все виды бездорожья: и пески, и горы, и степи. И участникам ралли, как считает опытный их участник, нужно будет проявить марафонскую выдержку.
Команда «КАМАЗ-мастер» на эту гонку выставила шесть экипажей, один из которых отправится в путь на новом капотном «КАМАЗе». Это будет еще одно серьезное испытание новинки. Управлять ею с непривычки непросто, говорят сами члены команды, капот выдается вперед, отчего обзор чуть хуже, зато обтекаемость, аэродинамика лучше, а значит, скорость выше. И главное — исключительная устойчивость на извилистых участках трассы.
«Шелковый путь», по сути, станет последней тренировкой челнинской команды перед Дакаром. Нынешняя гонка по времени почти как Дакар, по пройденному расстоянию — даже больше. А по количеству и квалификации соперников — точно не позволяющая расслабиться.
В ралли «Шелковый путь» в этом году в категории внедорожников и грузовиков принимают участие больше сотни экипажей из стран Европы, Северной, Южной Америки, Китая, Казахстана.
Казань, Уфа, а между ними — Набережные Челны. На карте гонок организаторы отдельно их не выделили, но на родину татарстанской команды участники ралли заехали. Чтобы услышать, как любят «КАМАЗ-мастер» дома и как ждут от спортсменов еще одной победы.
Впереди две недели гонок — захватывающих и стремительных. Главный трофей ралли — кубок «Белый тигр». У кого больше всех шансов его получить, станет ясно 16 июля, когда экипажи въедут на территорию Китая. Там, на последнем участке, и начнется гонка лидеров. А финишируют участники ралли «Шелковый путь» в Пекине 24 июля.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.