Новости раздела

Жаркий июнь разогрел цены на бензин в Казани

Три последние недели июня ознаменовались ростом цен на бензин практически всех марок и во всех городах Поволжья.Аналитики и эксперты «Реального времени» связывают удорожание топлива с традиционными сезонными факторами и остановкой на плановый капремонт ряда поволжских НПЗ.

Горячие цены

Три последние недели июня ознаменовались ростом цен на бензин практически всех марок и во всех городах Поволжья.

Согласно замерам аналитической службы «Реального времени», средняя цена 92-го бензина по девяти городам Поволжья (см. график ниже) на сегодня составляет 31,73 рубля, что на 56 копеек или 1,8% выше, чем в начале июня.

Второй по темпам подорожания вид бензина — 95-й. Он подорожал в среднем на 23 копейки (0,7%) и стал стоить 34,54 рубля. Практически нет изменений в цене 98-го бензина. Дизельное топливо также незначительно подорожало — на 6 копеек или 0,2%. Сейчас его средняя цена — 33,83 рубля. При этом подешевел газ — в среднем на 13 копеек или 0,8% до 15,59 рубля.


Больше всего — на 2,9% — подорожал бензин марки «92» в Альметьевске (его стоимость — 31,17 рубля, она увеличилась на 87 копеек, это почти на рубль за 3 недели). Также рост выше среднего зафиксирован в Набережных Челнах. В автограде стоимость самого распространенного бензина — 31,38 рубля. Рост составил 75 копеек или 2,4%.

В Казани больше всего подорожал 95-й

Самый большой рост цен на 95-й бензин зарегистрирован в Казани (1,2%), Нижнекамске и Альметьевске (1,1%). Для понимания порядка цифр: если в начале июня в столице РТ 95-й стоил 33,98 рубля, то теперь он подскочил до 34,38 рубля.

Лидером роста цен на дизельное топливо оказалась Самара — здесь оно подорожало на 43 копейки или 1,3%. Второй по росту цен на дизель город — Казань. Здесь рост составил 0,3% или 10 копеек.

Среднее снижение цен на газ, на самом деле, обусловлено снижением цен лишь в двух городах — Ульяновске (-4,3% или 65 копеек) и Уфе (-3,2% или 50 копеек). Последняя, как известно, — признанная столица нефтепереработки в Поволжье.

Сколько-нибудь заметного изменения цен на 98-й бензин не зафиксировано ни в одном из городов.

Капремонт самарских и уфимских НПЗ как фактор

Представители Thomson Reuters Kortes в комментарии для «Реального времени» сообщили, что цены на топливо на внутреннем рынке России определяются тремя основными факторами: биржевыми ценами, ценами внебиржевых сделок и экспортным эквивалентом (нетбэк).

По данным Thomson Reuters Kortes, среднемесячная стоимость нефти марки Brent за период с января 2015 г. по июнь 2015 г. выросла на 28,5%, при этом курс рубля снизился на 16,3%. Цены на бензин на рынке Северо-Западной Европы за тот же период выросли на 52,9%.

Рост цен в оптовом сегменте, помимо сезонного фактора, также связан с плановыми ремонтами на НПЗ Приволжского ФО, например, на заводах Самарской и Уфимской групп, которые завершатся в середине июля.

Для сравнения: по данным Thomson Reuters Kortes, максимальная розничная стоимость бензина марки А-92/93 в июне 2015 г. составила 44,57 руб./л (Республика Саха (Якутия), а минимальная — 29,30 руб./л (Кемеровская область). Самый большой рост цен на бензин марки А-92/93 за анализируемый период составил 2,13% (Рязанская область), а минимальный — 3,89% (Алтайский край).

Ожидаемая инфляция за рассматриваемый период составит 8,96%. Таким образом, рост розничных цен ниже инфляции на 9,8%, в то же время рост СПОТ цен на А-92 на всех российских заводах уже превысил уровень инфляции за 6 месяцев.

Рост оптовых цен полностью соответствует ситуации прошлого года с сохранением сезонности. Если говорить о возможном росте средних розничных цен, то с учетом сезонности розничного сектора минимальный рост в среднем по РФ составит 6,1%. Но высокая прогнозируемая инфляция может привести к более существенному росту цен на бензин — до уровня годовой инфляции в 12-14%, который считается максимальным для контролирующих органов.

«2015 год должен быть стабильным для внутрироссийского рынка топлива»

«Реальное время» обратилось к экспертам и аналитикам с просьбой прокомментировать ситуацию.

Дмитрий Баранов — ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент»:

— Наиболее очевидное объяснение роста цены бензина и дизтоплива — это сезонный фактор, то есть рост спроса на топливо в связи с наступлением лета, а в это время года обычно активизируются крупные потребители: сельское хозяйство, строительство, транспорт, а граждане едут в отпуска. Значительных фискальных изменений не было в отрасли в последние месяцы, что могло бы объяснить увеличение цены. Не закрывались на долгое время на сложный ремонт и НПЗ в стране. Ситуация в экономике в последнее время складывалась таким образом, что вряд ли могла стать причиной роста стоимости топлива.

Повышательная динамика стоимости топлива наблюдается уже на протяжении многих лет. Так, согласно данным Росстата, в январе 2014 года средняя потребительская цена литра бензина в России составила 30,64 рубля за литр, а уже в декабре — 33,41 рубля за литр. Литр дизельного топлива в январе 2014 года стоил 33,47 рубля, а в декабре 2014 года — 34,44 рубля. В пользу версии о факторе сезонности как основной причины повышения стоимости топлива свидетельствуют следующие статданные. Так, в 2014 году в мае средняя потребительская стоимость литра автомобильного бензина составила 31,66 рубля, в июне — 31,83 рубля; в июле — 32,31 рубля. Дизельное топливо менялось в цене следующим образом: в мае 2014 года литр его стоил 33,24 рубля, в июне — 33,24 рубля, в июле — 33,38 рубля.

Что касается возможных изменений стоимости топлива в ближайшие месяцы, то ждать его снижения не стоит, оно и дальше продолжит расти в цене. Во-первых, в силу увеличения спроса на него. Во-вторых, из-за стабильно высоких, в контексте сложной ситуации на валютном рынке, инфляционных ожиданий. В-третьих, из-за сложной геополитической обстановки и введенных против России экономических санкций. Кроме того, рост цен возможен из-за изменения налоговой политики государства, роста стоимости товаров и услуг, потребляемых российскими НПЗ. Естественно, это отразится на потребителях, которые будут вынуждены платить больше не только за сами ГСМ, но и за многие товары, ведь в основном их доставка осуществляется автотранспортом, одним из основных потребителей бензина и дизельного топлива. Маловероятно, что государство директивными методами сможет затормозить рост цен, потому что это, во-первых, нарушает законодательство. Во-вторых, вряд ли осуществимо технически. В-третьих, может привести к резкому снижению поступлений в бюджеты всех уровней от нефтяной отрасли. И, наконец, это может привести к дефициту топлива в стране, в чем вряд ли заинтересованы власти.

Изменения на рынке АЗС — конечного пункта на пути топлива к потребителю — продолжаются несколько лет и уже дали свои плоды. Рынок АЗС давно структурирован, и на нем «правят бал» именно федеральные сети АЗС, принадлежащие крупным ВИНКам. А им нет нужды ориентироваться на закупку топлива на бирже, так как они сами добывают нефть и сами его производят, сбывая через свои сети заправок. Независимых заправочных компаний, которые могли бы принимать в расчет биржевые котировки и покупать там бензин и дизельное топливо, становится меньше, но главное — это никак не объясняет того, что цены на топливо повышают и ВИНКи. Так как у ВИНКов сети АЗС работают по всей стране, то и ценовая политика у них формируется единая, хотя отдельные незначительные изменения все же возможны. Так как независимых заправочных компаний становится меньше, их места занимают как федеральные сети, так и крупные региональные игроки. Дальнейшая экспансия их по стране положительно скажется на всем топливном рынке. Во-первых, еще вырастет конкуренция, что может благоприятно сказаться на ценах. Во-вторых, улучшится качество реализуемого топлива в регионах, потому что федеральные игроки будут обеспечивать это качество по факту, а местные игроки, если они захотят остаться на рынке, просто будут вынуждены это качество обеспечивать и перестать продавать малопонятную жидкость под видом бензина и дизельного топлива. В-третьих, из-за роста конкуренции все компании будут вынуждены придумывать и внедрять различные дополнительные услуги на своих АЗС, что повысит качество обслуживания и даст потребителю выбор. Так что расширение работы сетевых АЗС в стране положительно скажется на всем топливном рынке, хотя и контроль со стороны государства за ними нужно сохранить.

Оксана Андросова — руководитель проектной группы отдела маркетинговых исследований ГК «ОМТ-Консалт»:

— Летний период — традиционный пик так называемой сезонности на топливном рынке. Применительно к розничному рынку это максимально высокий спрос со стороны конечных потребителей. Периодически в разных регионах, в том числе и в ПФО, летом на оптовом рынке, питающим топливом розничный рынок, может возникать недостаток или даже дефицит бензинов на нефтебазах или у сбытовых структур крупных компаний, которым принадлежат сети АЗС. А где есть недостача ресурса, там и рост цен, это закон рынка, которым, правда, не всегда добросовестно пользуются владельцы АЗС, завышая цены «выше планки».

Правда, есть регуляторы, такие как антимонопольная служба, есть, в конце концов, президент России, который не так давно, если вы помните, «навел шороху», высказав недовольство ростом цен на АЗС по стране. После этого цены поприжали, хотя бизнес высказывался в том духе, что такой подход — «нерыночный».

Вывод следующий. Бесконтрольного или «наглого» роста цен в рознице государство не допустит, иначе это вызовет социальное недовольство. Но есть объективные экономические причины, по которым удорожания топлива отменить нельзя.

Прогноз на летний период можно сделать такой: если ничего сверхъестественного на оптовом рынке не случится (глобальная нехватка ресурса у НПЗ), то рост цен на бензин в розничном рынке не превысит 10% (3-4 рубля за литр), хотя может быть и меньше. Это своеобразная поправка на инфляцию.

Александр Пасечник — руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности:

— Я не вижу повода для паники в незначительном повышении цены на топливо в Поволжье. В целом ситуация на топливном рынке стабильная, запасы бензина и дизельного топлива также накоплены, и никаких рисков с дефицитом топлива в регионах нет.

В целом по году, по словам Аркадия Дворковича, будет наблюдаться инфляция в пределах 10%. Опять же, если с начала года посмотреть на все подорожавшие товары, нефть тоже отыграла свои минимальные значения и сейчас на уровне 60 долларов за баррель и выше. Но бензин держится на приемлемом для страны уровне. Возможно, в этом есть социальный подтекст и негласное соглашение правительства и нефтяных компаний в том, чтобы не разгонять и удерживать цены на бензин.

Если брать в целом ситуацию в макроэкономике, индексация цен на топливо, произошедшая в Татарстане, незначительна, но может стать началом подорожания цен во всех регионах. Ведь последующее подорожание на рынке топлива, к сожалению, неизбежно, и сдерживать здесь ценники можно только ручными методами управления. Поэтому при любом раскладе мы исходим из того, что это не будет новым шоком, и надеюсь, что нефтяные компании в условиях текущего санкционного давления и девальвации рубля будут придерживаться консервативных цен на топливо. Ведь в данной ситуации рост цен на бензин будет негативно влиять на развитие экономики России.

Говоря о прогнозах, 2015 год должен быть стабильным для внутрироссийского рынка топлива.

Дата

Brent Spot Price FOB, Europe

Курс рубля

Экспортная пошлина, $/т

Мировые цены на рынке Северо-Западной Европы, $/т

АЗС А-92/93, с акц. и НДС, руб./л

АЗС А-92/93, с акц. и НДС, руб./т

АЗС А-92/93, с акц. и НДС, $/л

АЗС А-92/93, с акц. и НДС, $/т

СПОТ А-92/93, руб./т с акц. и НДС

NETBACK NWE GAR

Маржа А-92/93, % (средняя)

январь 2015 г.

48,21

64,90

132,70

466

30,97

41 572

0,48

641

31 120

26 372

25,1%

февраль 2015 г.

58,21

64,92

88,00

566

30,38

40 777

0,47

628

31 238

37 271

23,4%

март 2015 г.

55,97

60,41

82,50

605

30,33

40 706

0,50

674

34 585

37 974

15,0%

апрель 2015 г.

59,65

53,22

102,00

646

30,55

41 008

0,57

771

33 798

35 104

17,6%

май 2015 г.

63,94

50,37

90,80

688

30,55

41 008

0,61

814

34 226

36 813

16,5%

июнь 2015 г.

61,96

54,30

122,70

713

30,72

41 232

0,57

759

36 357

39 659

11,8%

Фото: fedpress.ru, tvc.ru, sntat.ru, 360tv.ru, tnpsamara.ru

Фаиль Гатаулин, Максим Матвеев, Гузель Шамилова
Аналитика

Новости партнеров